Любовь Божья - это благожелательное расположение или склонность Бога, побуждающая Его даровать как физические, так и духовные блага тем, кто создан по Его образу и подобию (и, таким образом, в этом отношении является синонимом благодати), самым возвышенным из всех таких благ является бескорыстный дар Бога Своим созданиям в Иисусе Христе.
Резюме
Любовь Божья - это благожелательное расположение или склонность Бога, побуждающая Его даровать блага, как физические, так и духовные, тем, кто создан по Его образу и подобию (и, таким образом, в этом отношении является синонимом благодати). Мы наиболее ясно видим любовь Божью в том, что Он отдал Себя нам в Своём Сыне, через которого Бог дал нам самое захватывающее, прекрасное и приносящее вечное удовлетворение переживание из всех возможных, то есть познание Самого Бога и наслаждение Им. Хотя о любви Божьей можно говорить по меньшей мере пятью различными способами, эта любовь Божья в её особой, суверенной и спасительной форме. Эта вечная любовь Бога к Своему народу — вот что обеспечивает принятие святых в семью Божью, любящую дисциплину Отца по отношению к Своим детям и присутствие Духа любви в их христианской жизни.
Из всего, что мы можем с полным основанием сказать о Боге, пожалуй, самая основополагающая истина заключается в том, что Он есть любовь. Любовь не просто исходит от Бога. Это нечто большее, чем то, что Он делает. Как ясно сказано в евангелии от Иоанна, “Бог есть любовь” (1 Иоанна 4:8). Карл Ф.Х. Генри справедливо заявляет, что любовь “не случайна по отношению к Богу; это важнейшее раскрытие Божественной природы, фундаментальное и вечное совершенство. Его любовь, как и все другие Божественные качества, отражает всё Его существо в конкретных действиях и взаимоотношениях” (см. Карл Ф.Х. Генри, "Бог, откровение и власть", том VI: "Бог, который стоит и пребывает вечно", стр. 341). Однако, к сожалению, “любовь” - одно из наименее понятых и наиболее часто злоупотребляемых понятий в нашем мире, даже в церкви. Что же тогда означает утверждение, что Бог есть любовь?
Любовь — это благожелательное расположение или склонность Бога, побуждающая Его даровать блага, как физические, так и духовные, тем, кто создан по Его образу и подобию (и, таким образом, в этом отношении является синонимом благодати). Наивысшее проявление любви — это когда любящий, ценой огромных личных усилий, дарит любимому самое захватывающее, прекрасное и приносящее вечное удовлетворение переживание из всех возможных. Последним, конечно же, было бы познание Самого Бога и наслаждение Им. Итак, когда Иисус молится о том, чтобы Отец прославил Его, чтобы Он, в свою очередь, мог прославить Отца, Он демонстрирует Свою любовь к нам (Иоанна 17:1). Он просит Отца дать нам то единственное переживание, которое само по себе может навсегда удовлетворить наши души, намного превосходящее любой другой дар, зрелище или опыт. Видеть, наслаждаться и быть удовлетворенным славой и величием Бога — это самое любящее, что Бог когда-либо мог сделать для нас.
Характерные черты Божьей любви
Бог есть любовь
(1 Иоанна 4:8, 16)
Д. А. Карсон выделяет пять различных способов, которыми Библия говорит о любви Бога (см. Д.А. Карсон, “Об искажении любви Бога”). Во-первых, это особая любовь Отца к Сыну (Иоанна 3:35; 5:20) и Сына к Отцу (Иоанна 14:31). Во-вторых, это промыслительная любовь Бога ко всему Его творению. Хотя слово “любовь” само по себе редко употребляется в таком значении, невозможно избежать того факта, что мир является творением любящего Творца (см. описание “добра” в отношении того, что создал Бог в Быт. 1:4, 10, 12, 18, 21, 25, 31). В-третьих, это Божья спасительная любовь к падшему миру (Иоанна 3:16). И, в-четвертых, это особая, действенная, избранная любовь Бога к Своим избранным. Избранными могут быть народ Израиля, церковь или конкретные люди (см. особенно Втор. 7:7-8; 10:14-15; Еф. 5:25; 1 Иоанна 3:1). Наконец, Библия часто говорит о Божьей любви к Своему собственному народу в условной форме. Карсон указывает на то, что переживание Божьей любви изображается как нечто, обусловленное послушанием и страхом Божьим. Это связано не с той любовью, благодаря которой мы вступаем в спасительные отношения с Богом, а скорее с нашей способностью чувствовать Божью любовь и наслаждаться ею (Иуды 21; Иоанна 15:9-10; Пс. 102:8-17).
Любовь как благодать
Здесь мы сосредоточимся на четвёртом проявлении Божьей любви, а именно на привязанности, которую Он проявляет к Своему избранному народу, возлюбленному Богом. Мы должны помнить, что, поскольку не все Божьи создания получают и переживают Его любовь точно таким же образом или в одинаковой степени, нельзя говорить о любви Божьей без оговорок. Как из Писания, так и из личного опыта кажется неизбежным, что мы проводим различие между любовью Божьей, проявляющейся в общей благодати, и любовью Божьей, проявляющейся в особой благодати.
Любовь к Богу, проявляющаяся в общей благодати, — это любовь Бога как к Творца, которая состоит из провиденциальной доброты, милосердия и долготерпения. Это неизбирательная и всеобщая любовь, которая ограничивается предоставлением всех физических и духовных благ, за исключением самого спасения. Это воспринимается и переживается как избранными, так и неизбранными (см. Матфея 5:43-48; Луки 6:27-38).
Любовь Божья, проявляющаяся в особой благодати, — это любовь Бога как к Спасителя, которая заключается в искуплении, действенности возрождающей благодати и безвозвратном обретении вечной жизни. Именно особая любовь побуждает Его даровать благодать вечной жизни во Христе. Это получают и переживают только избранные.
Следовательно, как и благодать, спасительная любовь Божья незаслуженная. Любовь Божья к грешникам, которая проявляется в их спасении, не находит препятствий в их грехах. Бог любит нас, когда мы ещё были грешниками, именно для того, чтобы слава Его любви была в высшей степени возвеличена. Именно тогда, когда мы были ещё “слабы” (или бессильны), “Христос умер за нечестивых” (Рим. 5:6). Действительно, “Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками” (Рим. 5:8). Единственной причиной Божьей спасительной любви к грешникам является Сам Бог!
Любовь и смерть Христа
Таким образом, эта любовь Божья является источником или причиной искупительной работы Христа. Бог любит людей не потому, что Христос умер за них; Христос умер за них потому, что Бог возлюбил их. Смерть Спасителя не следует воспринимать как восстановление в людях чего-то такого, на основании чего мы могли бы затем завоевать или заслужить Божью любовь. Жертва Христа не снискала расположения Бога, как если бы через Его страдания было необходимо добиться любви от сурового, неохотного божества. Напротив, Божья любовь вынудила Христа умереть и в высшей степени проявилась в этом. Одним словом, спасительная любовь Божья - это дарение. “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного” (Иоанна 3:16а). И снова, как утверждает Павел, “а что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня” (Гал. 2:20б; см. также Еф. 5:1-2, 25; 1 Иоанна 4:9-10).
Любовь как суверенная сила
Спасительная любовь Бога также суверенна. Джон Мюррей объясняет это следующим образом:
Воистину, Бог есть любовь. Любовь — это не что-то случайное; это не то, что Бог может выбрать, быть или не быть. Он есть любовь, и это необходимо, неотъемлемо и вечно. Поскольку Бог есть дух, поскольку Он есть свет, Он есть и любовь. Тем не менее, в самой сути выбора любви заключается осознание того, что для той любви, которой неизбежно и вечно является Бог, вовсе не обязательно, чтобы Он направлял такую любовь в качестве средства искупления и усыновления на совершенно нежелательные и заслуживающие ада объекты. По свободному и суверенному благоволению Своей воли, благоволению, исходившему из глубин Его собственной доброты, Он избрал народ наследниками Божьими и сонаследниками Христу. Причина полностью сосредоточена в Нём самом и исходит из присущих только Ему определений, таких как “Я есмь то, что Я есмь” (см. "Искупление: совершенное и применяемое", 10).
Таким образом, сказать, что любовь суверенна, значит сказать, что она отличает. По определению, это спасительная любовь, которую даруют и переживают только те, кто действительно спасён (то есть избранные). Хотя Бог, безусловно, любит неизбранных в определённом смысле, Он не любит их искупительной любовью. Если бы Он любил, они, несомненно, были бы искуплены. Бог любит их, но не спасительно, иначе они, несомненно, были бы спасены. Всё это лишь говорит о том, что вечная, избирающая любовь Бога не универсальна, а специфична.
Любовь и усыновление
Именно любовью Божьей объясняется наше усыновление как сыновей. Именно “в любви” Бог “предопределил усыновить нас Себе через Иисуса Христа” (Еф. 1:5а; ср. 1 Иоанна 3:1). Эта любовь Божья справедливо описана как “великая”. Именно благодаря “великой любви, которой Он возлюбил нас” (Еф. 2:4б), Бог оживотворил нас вместе со Христом. Это великая любовь, потому что она никогда не иссякнет, её глубины никогда не иссякнут, её цели никогда не помешает человеческий грех (Еф. 2:4-5).
Любовь как вечная
Спасительная любовь Божья вечна. “Прежде создания мира” (Еф. 1:4-5) Он обратил на нас Свою спасительную любовь и предопределил усыновить нас как сыновей (ср. 2 Фес. 2:13). Чарльз Сперджен описывает эту вечную любовь:
В самом начале, когда эта великая вселенная была заложена в разуме Бога, подобно нерождённым лесам в ядре желудя; задолго до того, как эхо разбудило пустыни; до того, как появились горы; и задолго до того, как в небе забрезжил свет, Бог любил Свои избранные создания. Ещё до того, как появилось какое-либо сотворённое существо; когда эфир не был овеян крылом ангела, когда само пространство не существовало, где не было ничего, кроме одного Бога, - даже тогда, в этом одиночестве Божества, в этом глубоком покое и бездонности, Его внутренности трепетали от любви к Его избранникам. Их имена были написаны на Его сердце, и они были дороги Его душе. Иисус любил Свой народ ещё до основания мира — даже от вечности! и когда Он призвал меня Своей милостью, Он сказал мне: “Я возлюбил тебя вечной любовью, поэтому с любовью и добротой Я привлёк тебя" (см. Автобиографию: Том 1, стр. 167).
Эта любовь не только вечна по своей сути, но и необратима по своей цели. “Кто отлучит нас от любви Христовой?” (Рим. 8:35). Никто и ничто! Апостол Павел может говорить о такой твёрдой надежде только на том основании, что Бог возлюбил нас во Христе. Именно потому, что Он возлюбил нас, когда мы были ещё Его врагами, и эта любовь была продемонстрирована посланием Его Сына, Его любовь к нам теперь, когда мы стали Его друзьями, непоколебима (см. Рим. 5:8-11). Дж. И. Пэкер хорошо подытоживает вечную и необратимую природу этой Божественной любови:
Знать, что от вечности мой Создатель, предвидя мой грех, возлюбил меня и решил спасти, хотя бы это было ценой Голгофы; знать, что Божий Сын был назначен от вечности быть моим Спасителем, и что в любви Он стал человеком ради меня и умер за меня, и теперь живёт, чтобы ходатайствовать за меня, и однажды придёт лично, чтобы забрать меня домой; знать, что Господь, "который возлюбил меня и отдал Себя за меня", и который "пришёл и проповедовал мне мир" через Своих посланников, Своим Духом воскресил меня от духовной смерти к животворящему единению и общению с самим Собой, и пообещал крепко держать меня и никогда не отпускать – это знание приносит огромную благодарность и радость (см. “Любовь Божья: всеобщая и особенная” в книге "Прославление спасительной работы Бога: собрание кратких трудов Дж. И . Пэкера", 1:158-59).
Любовь как дисциплина
Освящающая дисциплина нашего Небесного Отца, равно как и даруемая им вечная жизнь, являются результатом Божественной любви: “сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьёт же всякого сына, которого принимает” (Евр. 12:5б–6). Иудейские христиане, к которым были обращены эти слова, ошибочно полагали, что отсутствие страданий является признаком особой милости Бога и, следовательно, что страдания и угнетение являются признаком Его неудовольствия. Напротив, страдания отнюдь не являются доказательством Божьего гнева или отвержения нас, они являются свидетельством Его отеческой любви. Дисциплинирование, пишет Филип Хьюз, “это признак не сурового и бессердечного отца, а отца, который глубоко и с любовью заботится о благополучии своего сына” (см. его Комментарий к Посланию к Евреям, стр. 528).
Божья любовь и христианская жизнь
Вечная и непреходящая любовь, которую Бог питает к Своему народу, обеспечивает гораздо большее, чем просто примирение отчужденных грешников. Любовь, которую Бог питает к нам, также делает возможной нашу любовь друг к другу: “Бога никто никогда не видел; если мы любим друг друга, Бог пребывает в нас, и Его любовь совершенна в нас” (1 Иоанна 4:12; см. также 1 Иоанна 2:5).
Наконец, любовь Бога к Своему народу — это не просто провозглашаемая доктрина, но живая привязанность в сердце Бога, которую Он хочет, чтобы мы испытали. Поэтому Павел молится: “Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово” (2 Фес. 3:5). Если мы хотим на опыте ощутить радость от того, что нас любит Отец, то именно сам Отец должен (и будет) действовать, чтобы устранить все препятствия и расчистить все преграды на пути к этому невыразимому переживанию.
Божья любовь к нам “излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам” (Рим. 5:5). Возвышенные слова Павла указывают на безграничную щедрость Божьего дара. Как выразился Чарльз Ходж (цитируя Филиппа), Божья любовь “нисходит на нас не каплями росы, а потоком, который разливается по всей душе, наполняя её сознанием Его присутствия и благосклонности” (см. его Комментарий к Посланию к Римлянам, стр. 210). Бог хочет, чтобы волна за волной Его отеческой любви захлестывали наши сердца. Вот почему Павел может молиться о том, чтобы мы “укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы нам исполниться всею полнотою Божиею” (Еф. 3:18-19).
Sam Storms - (Магистр теологии, Далласская теологическая семинария; Доктор философии, Техасский университет в Далласе) - почётный пастор церкви Bridgeway в Оклахома-Сити, основатель Enjoying God Ministries и член Совета Евангельской Коалиции. Он написал множество книг. У него и его жены Энн двое детей.