Атрибуты Бога - это черты характера Бога в том виде, в каком они открыты нам в Писаниях.
Резюме
В следующей статье рассматриваются черты характера Бога в том виде, в каком они классически различаются между передаваемыми и непередаваемыми божественными атрибутами, то есть между теми чертами характера, которые в значительной степени отражаются в человеческих личностях, и теми, которые практически не отражаются в человеческих личностях. Рассматриваются два конкретных недавних критических замечания в адрес непередаваемых атрибутов Бога. В заключительной части статьи рассматриваются библейские темы, которые фокусируются на ключевых божественных действиях в истории искупительных целей Бога: Божьей славе, Божьей святости, Божьем господстве и Божьей любви.
Введение: Передаваемые и не передаваемые атрибуты
Под атрибутами Бога понимаются черты характера Бога в том виде, в каком они открываются нам в Писаниях. Тайна Бога как триединого (Отца, Сына и Святого Духа) основана на убеждении, что Бог является личностью и проявляет Cвой характер во всех Своих действиях. В той мере, в какой мы познаём Бога в Его действиях и словах, описанных в Писаниях, и через них, Бог описывается как обладающий определёнными характеристиками или атрибутами. Описания даны с высокой степенью смирения, признающего бесконечную дистанцию между Богом как Творцом и нами как созданиями. Однако мы также доверяем этим описаниям, поскольку Бог решил раскрыть нам Свою личность и цель в Писаниях понятными нам способами.
Имена Бога в Ветхом Завете дают очень убедительные указания на Его природу. Эти имена часто означали как непохожесть (трансцендентность) Бога, так и Его близость (имманентность). Бога можно было узнать по Его имени, но Его имена были непохожи ни на какие другие имена. Характер Бога проявлялся в обоих направлениях.
В результате этого различия реформатская теология часто проводила различие между передаваемыми и непередаваемыми качествами Бога. Существовали определённые характеристики или атрибуты Бога, которые было легче понять и которые в некотором смысле были общими как для Бога, так и для людей. Существовали также другие характеристики или атрибуты Бога, которые не были так легко поняты, потому что они принадлежали только Богу. Так, например, Божественное сострадание является передаваемым атрибутом Бога, потому что оно имеет аналогии с человеческим состраданием, хотя человеческое сострадание в некотором смысле бледнеет по сравнению с Божественным состраданием. С другой стороны, неизменность Бога (то есть то, что Бог никогда не меняется) не присуща людям. Люди постоянно претерпевают изменения. Бог же не меняется. В этом отношении непередаваемые свойства Бога в основном проявляются в различиях с человеческими.
В "непередаваемых атрибутах" делается попытка объяснить, почему Бог не похож на мир, который Он создал. Бог принципиально отличается от Своих созданий. Бог не ограничен временем и пространством, и у Него никогда не бывает разделённых мотивов. Между Богом и Его созданиями существуют асимметричные отношения. Создания зависят от Бога во всём, но Бог ни в коем случае не зависит от Своих созданий.
Критика непередаваемых свойств
Всегда существовала небольшая группа людей, которые сопротивлялись описанию каких-либо непередаваемых характеристик Бога, полагая, что это означало бы, что философские рассуждения были бы единственным способом познать такого рода атрибуты. Критика просто исходит из предположения, что если божественный атрибут действительно непередаваем, то он не может быть отражен или понят человеческими существами. Следовательно, единственный способ установить такого рода атрибуты - это спекулировать (так утверждает критика). Однако Писание, как подлинное Слово Божье, доходчиво объясняет нам, в чём Бог похож на нас, а в чём - нет. Именно Библия, а не просто домыслы, является источником понимания того, каким образом Бог одновременно подобен Своим созданиям и радикально отличается от них.
В наше время один из традиционных непередаваемых атрибутов – бесстрастие Бога (то есть то, что Бог не страдает) - подвергся значительной критике, в значительной степени из-за того (как ошибочно полагают), что отсутствие страданий влечёт за собой отсутствие эмоций - либо восторга, либо печали. Однако (так утверждается в критике) Бог часто радуется благу созданного им порядка, а также печалится о порочности Своих созданий, и поэтому (так утверждается в критике) Бог не может быть бесстрастным. В ответ на такого рода критические замечания следует сказать, что бесстрастие Бога на протяжении веков понималось церковью не как отсутствие эмоций у Бога, а просто как то, что Бог не страдает по Своей божественной природе.
Общительные атрибуты Бога служат напоминанием о том, что, несмотря на то, что Бог отличается от мира, Бог создал людей, которые в некоторых отношениях отражают Его. Люди - это “образы” Бога, как напоминает нам первая глава Библии (Бытие 1:26-27). Бог накладывает на Свои человеческие создания отпечаток многих Своих собственных черт. Мы относимся к Богу, потому что Бог - личность, в некотором смысле похожая на то, как мы сами являемся личными существами. Наша способность любить является (смутным) отражением всепоглощающей любви Бога. Мы знаем только часть, в то время как Бог знает всё. Нравственная природа человека коренится в Том, кто безукоризненно нравственен во всех отношениях. Все эти человеческие качества соотносятся по аналогии с самим характером Бога.
Тематические нити Божественных атрибутов пронизывают Библию
Хотя различие между передаваемым и непередаваемым помогает нам понять, в чём люди похожи на Бога и в чём не похожи на него, оно не в полной мере отражает то, как Бог раскрывает Себя в Писаниях. Просматривая Библию, мы видим, что наиболее яркие описания Бога сосредоточены на Его славе, Его святости, Его господстве и Его любви – не в первую очередь в связи с тем, насколько они похожи на человечество или отличаются от него, а скорее как основные характеристики Бога, действующего в истории искупления и на протяжении всей её истории. Эти описания проливают свет на характер Бога, поскольку они подчеркиваются снова и снова всякий раз, когда Бог действует интенсивно и могущественным образом, как записано для нас в Писании.
Божья слава - это указание на видимое проявление Бога как Божества Всевышнего. Слава - это не столько отдельный атрибут Бога, сколько внутренняя мотивация всего, что Бог делает в Писании. Это цель, на достижение которой направлены все Божественные действия. Это первичное переживание для всех, кто входит в присутствие Бога. Слава воспринимается людьми как яркий свет, ошеломляющее величие, бесконечное великолепие, неописуемый восторг и ужас одновременно. Примеры Божьей славы сияют во всём Писании: во встрече с Моисеем у неопалимой купины (Исход 3), в видении Иезекиилем тронного зала (Иез. 1) и в кульминационном моменте пришествия Иисуса (Луки 2).
Святость Бога отражает как Его нравственную чистоту, так и Его абсолютную моральную дистанцию от падшего мира. Бог - основа всякой морали. Бог абсолютно добр, чист и праведен по самой Своей природе. Но Божью святость зачастую нелегко воплотить в общепринятых стандартах человеческого поведения. Его святость часто непостижима и загадочна. Божья святость воспринимается как опасная и подавляющая. Святость - это единственное прилагательное, употребляемое по отношению к Богу в троекратной формуле: “Свят, свят, свят Господь Бог Всемогущий” (Ис. 6; Откр. 4). Одна из величайших ироний Писания заключается в том, что в Ветхом Завете святость указывает на существенную моральную дистанцию между Богом и падшим человечеством, но в Новом Завете Бог-Дух, который преодолевает эту моральную пропасть и поселяется в человеческом сердце, известен как Святой Дух. Божья святость не только разделяет, но и наводит мосты над этой огромной моральной пропастью между Творцом и творением.
Господство Бога указывает на множество способов, с помощью которых Бог осуществляет Свою власть над творением и на протяжении всей человеческой истории. Верховенство Бога подразумевает не только то, что Божья власть безгранична, но и то, что Он обладает всеми необходимыми полномочиями для осуществления этой власти по Своему усмотрению. Это напоминание нам о том, что Бог - творец, который вызывает всё к жизни своим Словом и который также призывает мёртвых к жизни тем же Словом. Он - Господь неба и земли. Он - начало и конец. Он - Господь Господствующих и Царь царей (1Тим. 6; Откр. 17).
Божья любовь неотделима от этих других характеристик. Дело не в том, что иногда Бог свят, а в другое время Бог - это любовь, и не в том, что иногда Бог справедлив, а в другое время Бог милостив. Божья любовь пронизывает всё, чем Бог является и что Он делает. Его любовь - это не просто эмоция. Неизменная преданность Бога Своему нечестивому народу наиболее ярко проявляется в том, что Он принёс в жертву Своего Сына, который умер за них, чтобы они могли быть признаны невиновными и получить усыновление как дети Божьи. Любовь Божья деятельна и ценна. Она также сильна. Ничто не может отделить Божий народ от Бога из-за характера Его любви к ним.
Вывод
Мы знаем, что Бог - Любящий Господь, потому что Он поступал таким образом по отношению к Своему народу завета. Божья слава и святость воспринимаются как исключительно позитивные в рамках отношений завета, которые Он устанавливает со Своим народом. Божий народ должен отражать эти черты в своей собственной жизни и общинах благодаря этим отношениям завета. Они должны стремиться к Божьей славе, а не к своей собственной. Они должны ценить святость Бога, не забывая при этом о своей собственной несвятости. Бог - владыка истории и их жизней. Божий народ любит, потому что Он возлюбил их первым. В каждом из этих случаев божественные атрибуты, описанные в Писании, служат мощным напоминанием о том, что Бог Вселенной радикально отличается от нас и в то же время полностью предан нам. Действительно, замечательно!
Для дальнейшего чтения
• Matthew Barrett, None Greater: The Undomesticated Attributes of God (Baker, 2019)
• Matthew Barrett, “Don’t Domesticate God with Words”
• Herman Bavinck, The Doctrine of God, Banner of Truth Trust, 1979
• Kevin DeYoung, “Theological Primer: Divine Infinite”
• Paul Helm, Eternal God (Oxford University Press, 2010)
• Michael S. Horton, The Christian Faith, (Zondervan, 2011) chapters 6 & 7
• Thomas Morris, Our Idea of God (InterVarsity Press, 1991)
• J. I. Packer, Knowing God (InterVarsity Press, 1973)
• The Westminster Confession of Faith, chapter 2
• Erik Raymond, “The Cross Displays the Attributes in Perfect Harmony”
Richard Lints - (Доктор философии, Университет Нотр-Дам) - заслуженный профессор богословия Эндрю Мутча и вице-президент по академическим вопросам теологической семинарии Гордон-Конвелл.