Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Умер Юрген Мольтманн, богослов надежды
Немецкий солдат, найденный Христом в лагере для военнопленных, он стал известным христианским учёным, который учил, что “Бог плачет вместе с нами, чтобы мы могли однажды посмеяться вместе с Ним”
Юрген Мольтманн, богослов, который учил, что христианская вера основана на надежде на воскресение распятого Христа и что грядущее Царство Божье воздействует на человеческую историю из эсхатологического будущего, скончался 3 июня в Тюбингене, Германия. Ему было 98 лет.

Мольтманн широко известен как один из самых выдающихся теологов со времён Второй мировой войны. По словам теолога Мирослава Вольфа, его работа была “экзистенциальной и академической, пастырской и политической, инновационной и традиционной, читабельной и требовательной, контекстуальной и универсальной”, поскольку он показал, как центральные темы христианской веры соотносятся с “фундаментальным человеческим опытом” страдания.

Всемирный совет церквей сообщает, что Мольтманн является “самым читаемым христианским богословом” за последние 80 лет. Религиовед Мартин Марти сказал, что его труды “вдохновляют неуверенную в себе Церковь” и “освобождают людей от мёртвой хватки прошлого”.

Мольтманн не был евангеликом, но многие евангелики были глубоко увлечены его творчеством. Популярный христианский писатель Филип Янси назвал Мольтманна одним из своих героев и в 2005 году сказал, что он “перепахал” почти дюжину его книг.

Редакторы журнала Christianity Today критически отнеслись к теологии Мольтманна, когда впервые обратились к ней в 1960-х годах, но всё же высоко оценили его работу.

“Нас предупреждают, - писал Г. К. Беркувер, - и напоминают о необходимости думать и проповедовать о будущем с библейской точки зрения. Если это произойдёт, все теологические беседы принесут хорошие плоды”.

Сегодня евангелики, которые в конечном счёте критически относятся к взглядам Мольтманна, решительно не соглашаясь с тем или иным аспектом, по-прежнему ценят многое и часто призывают других читать его.

“Мольтманн был для меня постоянным ориентиром”, - написал Фред Сандерс, теолог-систематик из Университета Биола, в соцсети X. “В прошлом году я прочитал небольшой отрывок из его книги "Распятый Бог" и был поражён тем, насколько сильно его влияние на студентов. … И даже для меня, находящегося по ту сторону постоянных разногласий, перечитывать Мольтманна - значит наталкиваться на ряд за рядом захватывающих идей”.

Профессор Нового Завета Уэсли Хилл сказал, что он не согласен с Мольтманном “в том, что, по его мнению, относится ко всем основным христианским доктринам”. И всё же “мало кто из богословов волновал, провоцировал и вдохновлял меня так, как он. Его работа посвящена распятому и воскресшему Иисусу”.

Мольтманн родился в нерелигиозной семье 8 апреля 1926 года. Его родители, как он написал в своей автобиографии, были сторонниками движения “простая жизнь”, которое выступало за “простую жизнь и возвышенное мышление”. Они поселились в посёлке единомышленников в сельской местности за пределами Гамбурга. Вместо того чтобы ходить в церковь, Молтманны по утрам в воскресенье работали в своём саду.

Семья, тем не менее, отправила своего сына на конфирмационные курсы в местную государственную церковь, когда он достаточно подрос. Это воспринималось как обряд посвящения. Мольтманн вспоминает, что он очень мало знал об Иисусе, Библии или христианской жизни. Пастор сосредоточил свои уроки на том, чтобы доказать, что Иисус был не евреем, а финикийцем и, следовательно, арийцем, обучая детей антисемитской теологии, пропагандируемой нацистами.

“Это была полная чушь”, - сказал Мольтманн.

Примерно в то же время, во время другого обряда посвящения, Мольтманна направили в гитлерюгенд. Хотя форма и гимны вызывали у него патриотические чувства, позже он вспоминал, что плохо умел маршировать и ненавидел военные учения. Во время одного из походов его запихнули в палатку с десятью мальчиками. После этого случая у него возникло стойкое ощущение, что ему нравится быть одному.

Несмотря на безудержный антисемитизм того времени, героем детства Мольтманна был Альберт Эйнштейн, который был евреем. Мольтманн хотел поступить в университет и изучать математику. Этой мечте помешала Вторая мировая война.

В 16 лет Мольтманн был призван в военно-воздушные силы и направлен защищать Гамбург с 88-мм зенитной пушкой. Он и его школьный товарищ по имени Герхард Шоппер находились на платформе, установленной на сваях посреди озера. По ночам они смотрели на звёзды и изучали созвездия.

Затем напали британцы. В июле 1943 года они отправили 1000 самолётов, чтобы сбросить на город взрывчатку и зажигательные вещества, вызвав огненный шторм, который расплавил металл, асфальт и стекло. Всё органическое — дерево, ткани, плоть - было поглощено морем огня. Температура, поднявшаяся выше 760 градусов, высосала воздух из улиц, так что, по словам одного из выживших, город звучал, “как старый церковный орган, когда кто-то играет на всех нотах одновременно”.

Операция, целью которой были не военные объекты или заводы по производству боеприпасов, а “моральный дух гражданского населения противника”, получила кодовое название “Гоморра”, в честь библейского города, разрушенного Богом в 19 главе Книги Бытия. Погибло около 40 000 человек.

Когда атака закончилась, Мольтманн плавал в озере, цепляясь за обломок дерева от взорвавшейся орудийной платформы. Его друг Шоппер был мёртв.

Позже он опишет это как свой первый религиозный опыт.

“Когда тысячи людей погибли в огненной буре вокруг меня, - сказал Мольтманн, - я впервые воззвал к Богу: “Где Ты?”

В тот день он не получил ответа. Но два года спустя он попал в плен на передовой и был отправлен в лагерь для военнопленных в Шотландии. Священник дал ему Новый Завет с Псалмами, и он начал читать 38-й Псалом каждый вечер:
Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим.
Он прочитал Евангелие от Марка и почувствовал глубокую привязанность к Иисусу. Распятие сломило его.

“Я не нашёл Христа. Он нашёл меня”, - позже сказал Мольтманн. “Там, в шотландском лагере для военнопленных, в тёмных глубинах моей души, Иисус искал меня и нашёл. “Он пришёл взыскать и спасти погибшее” (Луки 19:10), и поэтому Он пришёл ко мне".

Когда в 22 года он вернулся в Германию — страну, лежащую в руинах, — он пошёл в школу изучать теологию. Нацисты были изгнаны из университетов во время реконструкции под руководством американцев, в том числе из Геттингенского университета, где был теолог Эммануэль Хирш, который напевал нацистский национальный гимн на переменах и однажды заявил, что Адольф Гитлер был величайшим христианским государственным деятелем в мировой истории.

В Геттингене Мольтманн учился у людей, исповедовавших христианство, и преподавал теологию Карла Барта. Он написал диссертацию о французском кальвинизме 17-го века, сосредоточив внимание на учении о постоянстве святых.

Во время учёбы в школе Мольтманн влюбился в другую студентку-теолога, Элизабет Вендель. Они вместе защитили докторские диссертации и поженились на гражданской церемонии в Швейцарии в 1952 году.

После окончания школы Мольтманна направили пастором в церковь в отдалённой деревне в земле Северный Рейн-Вестфалия. Он преподавал в конфирмационном классе для “50 диких мальчиков”, а зимой ходил с визитами на дом, катаясь на лыжах. Люди просили его принести селёдку, маргарин и другие продукты из магазина, когда он приходил. “Первый вопрос, который мне задавали повсюду, был о том, верю ли я в дьявола”, - вспоминал Мольтманн позже. Он учил людей, что они могут изгнать дьявола, читая Никейский символ веры. Он не был уверен, что они его слушали.

Вторая церковь Мольтманна тоже была непростой. Его отправили в маленькую деревушку на севере страны, недалеко от Бремена. В подвале дома священника водились крысы, на кухне - мыши, а на чердаке - летучие мыши и совы. Церковь посещало около 100 человек, но не все сразу и нерегулярно. По утрам в воскресенье молодой священник ждал у окна, гадая, будет ли там кто-нибудь ещё.

Однако он заслужил некоторое уважение фермеров за своё умение играть в карточную игру "Скат" и научился произносить проповеди, которые находили отклик у людей. Если фермеры постарше закатывали глаза, когда он говорил, Мольтманн понимал, что его теология была слишком далека от их реальных забот.

“Если академическая теология не будет постоянно возвращаться к этой народной теологии, она станет абстрактной и неуместной”, - писал он позже. “я не совсем подходил на роль пастора, но я был счастлив познать всю высоту и глубину человеческой жизни: детей и стариков, мужчин и женщин, здоровых и больных, рождение и смерть и т.д. Я был бы счастлив остаться теологом/пастором”.

В 1957 году Мольтманн оставил пасторское служение, чтобы преподавать теологию. Он читал лекции по целому ряду тем, но особенно его интересовала история христианской надежды на Царство Божье.

В то же время он начал интересоваться работами философа-марксиста Эрнста Блоха. Мольтманн написал несколько критических отзывов о книгах Блоха, но счёл его идеи вдохновляющими. Блох утверждал, что жизнь диалектически движется к окончательной утопии. В своём трёхтомном труде "Дас принцип хоффнунг" ("Принцип надежды") он обосновал революционную надежду, утверждая, что марксизмом руководил мистический импульс ожидания окончательного осуществления.

Хотя Блох был атеистом, он часто цитировал Писание. Он сказал, что пытался выразить “эсхатологическое сознание, которое пришло в мир через Библию".

Мольтманн отметил, что, хотя многие богословы писали о вере и любви, в протестантской традиции мало говорилось о надежде. По его словам, теология “отказалась от своей собственной темы”, и он решил взяться за эту задачу.

Он начал преподавать по этой теме сначала в Боннском университете, а затем в Тюбингенском университете, где ему предстояло провести остаток своей карьеры.

В 1964 году Мольтманн опубликовал книгу "Теология надежды" (Theologie der Hoffnung). Она была встречена с большим интересом. За два года книга выдержала шесть переизданий и была переведена на несколько иностранных языков. Впервые она появилась на английском языке в 1967 году и привлекла достаточно внимания богословов, чтобы привлечь внимание "Нью-Йорк таймс".

В статье, опубликованной на первой полосе в марте 1968 года, газета сообщила, что дебаты по поводу модной теологии “смерти Бога” сменились обсуждением идеи 41-летнего Мольтманна о том, что Бог “воздействует на историю из будущего”. Цитировались слова Мольтманна о том, что “от начала до конца, а не только в эпилоге, христианство является эсхатологией”.

Газета удивлялась тому, что эта “теология надежды” была основана на вере в воскресение, “которую многие другие богословы теперь считают мифом".

Однако некоторые критики в то время были обеспокоены тем, что этот акцент на эсхатологии затмевает деяния Христа на кресте. Они говорили, что сосредоточенность Мольтманна на последних событиях игнорирует или даже преуменьшает важность распятия.

Мольтманн пришёл к выводу, что в этой критике есть смысл, во время симпозиума по теологии надежды в Университете Дьюка в апреле 1968 года. Во время одного из заседаний теолог Харви Кокс вбежал в зал и закричал: “Мартин Лютер Кинг застрелен”.

Собрание быстро разошлось, так как теологи поспешили разойтись по домам на фоне сообщений о беспорядках по всей стране. Но студенты Дьюка, которых, казалось, совсем не волновала теология надежды, собрались на спонтанную акцию протеста во дворе школы. Они оплакивали смерть Кинга в течение шести дней. В последний день к белым ученикам присоединились чернокожие ученики из других школ, и все вместе они исполнили гимн за гражданские права “Мы победим”.

Мольтманн, потрясённый преобразующей силой страдания, начал работать над своей второй книгой "Der gekreuzigte Gott" ("Распятый Бог"). Она была опубликована в 1972 году и вышла на английском языке два года спустя.

“Христианская идентичность может быть понята только как акт отождествления с распятым Христом”, - писал Мольтманн. “‘Религия креста"... не возвышает и не назидает в обычном смысле этого слова, а шокирует; и больше всего она шокирует "единоверцев" в собственном кругу. Но этот скандал приносит освобождение в мир, который не является свободным”.

Мольтманн объединил две идеи — страдания Христа и надежду христиан — и это стало основой его теологии. Он учил, что люди должны “верить в воскресение распятого Христа и жить в свете Его реальности и будущего”.

Или ещё проще: “Бог плачет вместе с нами, чтобы мы могли однажды посмеяться вместе с Ним”.

Мольтманн вышел на пенсию в 1994 году, но продолжал работать с аспирантами ещё много лет после этого. Когда в 2016 году умерла его жена, он написал последнюю книгу о смерти и воскрешении.

У Мольтманна остались четыре дочери.
Категория: История | Просмотров: 121 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/2 | | Christianity Today |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: смерть, германия, надежда, война, богословие
         
     
Книги [2421]
Видео [981]
Аудио [335]
Статьи [2625]
Разное [661]
Библия [317]
Израиль [301]
Новости [584]
История [729]
Картинки [383]
MorningStar [1250]
Популярное [202]
Пророчества [1156]
Пробуждение [398]
Прославление [928]
Миссионерство [329]
It's Supernatural! [765]
Сколько материалов в день лучше всего?
Всего ответов: 50
500

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024