На днях я слушал подкаст «Вопросов и ответов» в спортзале, и один из вопросов был знакомым: “Почему любящий Бог посылает людей в ад?”
Иногда этот вопрос задаёт человек, который искренне борется за примирение Бога и вечного наказания. Иногда вопрос задаётся ненавистником, который не заинтересован в реальном ответе, но скорее больше озабочен тем, чтобы задать вопрос, ответ на который (он надеется) поможет укрепить его уже решенную позицию неверия.
Когда я слушал этот подкаст, мне пришло в голову, что за все годы, что я слышал, как задавали и отвечали на этот вопрос, я никогда не слышал, чтобы кто-то задавал его таким образом:
“Зачем справедливому и праведному Богу посылать людей в ад?”
Позвольте мне попытаться объяснить, почему это так.
Атрибуты Бога – всё или ничего
Когда вы изучаете теологию, вы придёте в область, называемую "теология в собственном смысле", которая представляет собой глубокое погружение в атрибуты Бога. Иногда вы увидите "атрибут", называемый "характеристикой", "совершенством" или "превосходством", но какой бы термин ни использовался, он относится к описанию или существенной черте природы Бога. Буквально каждая доктрина христианства может быть прослежена до одного или нескольких атрибутов Бога, поэтому это важная область изучения.
Одним из атрибутов Бога является любовь, что неоднократно повторяется в Писании, например, в 1 Иоанна 4:16, где говорится: “Бог есть любовь”.
Другие атрибуты включают Его святость, справедливость и праведность, которые повторяются во всей Библии, например, в Псалме 10:7 – “Ибо Господь праведен”.
Атрибуты Бога целостны по отношению к Его природе. То есть Бог не более праведен, чем Он любящ, или не более любящ, чем Он свят. Более того, Его качества соответствуют друг другу и сочетаются, так что, например, Его справедливость - это святая справедливость, а Его любовь - праведная любовь. В Псалме 88:15 говорится: “Правосудие и правота - основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицом Твоим”.
Всё это для того, чтобы сказать, что Бог не отвергает и не подавляет одно качество (справедливость) ради другого (любви); это всё или ничего. Это важно понимать, особенно когда речь заходит о таких темах, как вечное наказание.
Любовь и справедливость
Всем "нравится” идея любви, но что касается справедливости и праведности - ну, их популярность очень зависит от обстоятельств. Мы приветствуем последние два, если мы лично извлекаем из них выгоду, но мы не такие фанаты, когда правосудие стучит в нашу дверь, чтобы потребовать оплаты.
Сегодня, как никогда, мы верим, что наказание — это то, что предназначено для других людей, но не для нас. Это происходит потому, что мы стали чрезвычайно искусными как в максимизации зла, которое, как мы верим, существует в других, так и в добре, которым, как мы думаем, обладаем сами.
Истина в том, что все совершают ошибки, большие или малые, и из-за этого Библия помещает всех нас в одну лодку, которую окрестили "Потерянные".
С точки зрения правосудия, Писание говорит, что каждый грех имеет значение для Святого Бога, и каждое преступление лишает нас Его славы и лишает нас права проводить вечность в Его присутствии. Французский драматург Молинер, возможно, сказал: “Это публичный скандал, который наносит оскорбление, а не грех втайне”, но, будь то публичные или частные, наши проступки могут привести к большому наказанию в следующей жизни.
На этом факте люди всё время говорят мне, что Бог, отправляющий нас в ад за грех, несправедлив и чрезмерно строг. Но истина в том, что Бог сделал для нас больше, чем мы заслуживаем, и Его справедливость больше соответствует тому, во что мы верим по этому вопросу, чем мы хотим признать.
Предшествующая воля Божья привела к тому, что Он милостиво предоставил средства избежать вечного наказания через работу Иисуса на кресте любому, кто примет это. Если вы хотите видеть любовь, выраженную Богом, что ж, тогда “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Иоанна 15:13).
Более того, элегантность и красота, с которыми Бог выражает Свою любовь и справедливость, спасая людей от вечного наказания, поражают воображение. В исламе, например, Аллах по своей прихоти дарует одним вечную жизнь, а другим - наказание. Таким образом, Аллах дарует любовь за счёт своей справедливости, и поэтому справедливости не хватает.
Но христианство заметно отличается тем, что Бог даёт любовь через Свою справедливость. Божья справедливость удовлетворена, потому что Христос заплатил наказание за все грехи верующего. Но в то же время Его любовь сильно изливается на тех, кого спасает Христос. Совершенная любовь и совершенная справедливость совершаются в унисон.
Вернемся к нашему вопросу
Я сомневаюсь, что кто-нибудь спросит, почему хороший судья наказывает виновного человека; на самом деле, мы посчитали бы судью несправедливым, если бы он этого не сделал. Но когда дело доходит до Бога и нас, мы не думаем, что кто-то (ну, может быть, только Гитлер) сделал что-то достойное такого чрезмерного наказания, как ад, особенно мы.
Но проступки против вечного Бога требуют вечного порицания. Угрожай моей жизни, и с вами, скорее всего, ничего не случится. Но сделайте реальную угрозу жизни президента, и вы отправитесь в федеральную тюрьму. Суровость наказания часто принимается во внимание стороной, которой причинён вред.
Справедливый и праведный Бог имеет полное право приговаривать тех, кто совершает преступления против Него, к вечности без Бога. Но тот же самый любящий Бог предусмотрел способ, чтобы эти проступки были возложены на Его Сына, который охотно заплатил за них, в результате чего был вынесен вердикт “невиновен” для всех, кто верит во Христа.
Двери в ад, как сказал К. С. Льюис в своей книге “Расторжение брака", "заперты изнутри”. Любой, кто не откроет этот замок даром, который наш любящий, праведный и справедливый Бог дал им, чтобы избежать вечного наказания, должен винить только себя.