Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Святость Бога
Определение

Святость Божья означает абсолютную нравственную чистоту Бога и абсолютную моральную дистанцию между Богом и Его человеческими созданиями.

Резюме

Основная идея божественной святости - абсолютная нравственная чистота. Святость Бога - это постоянная тема, проходящая через все Писания, часто связанная с божественной теофанией, когда Бог “является” среди Своего народа и от Его имени. Тема святости получает неожиданное развитие в связи с пришествием Иисуса и переживанием Святого Духа в Новом Завете в день Пятидесятницы. Божественная святость таинственным образом тесно связана как с божественной справедливостью, так и с божественным милосердием и является наиболее ясным объяснением смерти Иисуса на кресте.

Святость: привлекательная и опасная

Святость Божья означает абсолютную нравственную чистоту Бога, а также абсолютную моральную дистанцию между Богом и Его человеческими созданиями. Пророк Исаия провозгласил: “Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!” (Исаия 6:3). Это единственное описание Бога, повторённое в трёхкратной формуле - литературный приём для придания большей выразительности. Бог не просто немного свят. Бог ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, РЕАЛЬНО, ПО-НАСТОЯЩЕМУ свят. Это послужило напоминанием Израилю в первоначальном контексте и нам в настоящее время, что Божья святость имеет огромное духовное значение. Это также служит предупреждением о том, что мы, люди, не святы. Святость — это главный признак фундаментальной пропасти между Богом и грешным человеческим созданием, особенно в их падшем состоянии, но также и в искупленном состоянии, полностью зависящем от Бога в отношении любой святости, которая может в них обитать.

Основная идея святости - абсолютная нравственная чистота. Бог не только совершенно добр; Он является самим источником и эталоном добродетели. В этом отношении добродетель постоянна именно потому, что она коренится в вечном Боге. Доброта не меняется, потому что Бог не меняется.

Абсолютная нравственная чистота Бога часто также несёт в себе оттенок опасности. В Израиле очень боялись подходить слишком близко к Богу, чтобы не быть поражёнными Его святостью. Присутствие Бога было великим утешением для Израиля, но в то же время представляло собой серьёзную угрозу для их собственной нечестивой жизни. Человек не должен был легко или поверхностно предстать перед Богом. Чаще всего людям нужен посредник, который мог бы предстать перед Богом от их имени, чтобы они не пострадали от последствий пребывания в присутствии абсолютной святости, в то время как сами они святыми не являются.

Святость в Ветхом и Новом Заветах

На протяжении всего Ветхого Завета это символически обозначалось различными способами. Во времена патриархов (Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа) обрезание было принято как символ серьёзности того, что человек был отлучен от завета с Богом из-за греха. Богоявления Моисеева периода (неопалимая купина, десять казней, исход, молния и гром на Синае) - все они были связаны со страшным и внушающим благоговейный трепет переживанием, когда Бог “явился” в шатре собрания (Исход 26), а затем в храме (1 Коринфянам 6-8), месте поклонения. Божье присутствие было известно как “святая святых”. Интенсивность Божьего присутствия также означала, что только достойный представитель мог войти в святая святых, и только тогда с надлежащей жертвой, которая послужила бы заменой за грехи народа. Ежегодный обряд в День искупления (Лев. 16, 23; Евр. 9) был временем, когда первосвященник в Израиле входил во Святое Святых с кровью принесённого в жертву агнца без порока и окроплял жертвенник этой кровью, символизируя смерть заместителя Израиля. Единственным правильным ответом перед лицом божественной святости, связанным со всеми этими разнообразными способами проявления Божьей святости, были земные поклоны.

В Новом Завете божественная святость в основном явно связана с Духом Божьим, который в Новом Завете упоминается как Святой Дух около восьмидесяти девяти раз. Святость Божья, которая служила главным препятствием, отделявшим Бога от нечестивых людей, теперь пребывала в личности Троицы, которая была излита на Его нечестивый народ и благодаря которой Божья святость поселилась в человеческих сердцах. Святой Дух принёс святость туда, где её не было, и Он был/остаётся средством, с помощью которого верующие лично участвовали в святости Божьей.

От начала книги Бытия до конца книги Откровения главной страстью Бога является превращение вселенной в Своё святое жилище. Воплощение этого мотива в новых небесах и новой земле (Откр. 21-22) восходит к первоначальному Эдемскому саду (Быт. 2-3), когда Бог создал место, исполненное благодати. Однако завершение также завершает то, что было утрачено в раю и что было наиболее полно искуплено в Иисусе, а именно, народ, который будет принадлежать Богу и который будет чувствовать себя “как дома” в Его присутствии и святости.

Святость и её связь со справедливостью и милосердием

В Писании есть несколько этических тем, тесно связанных с божественной святостью, в первую очередь справедливость/праведность и милосердие. Божественная справедливость — это одно из проявлений божественной святости, определяющее этические последствия действий, отделяющее праведные поступки от дурных. Справедливые последствия дурных поступков - это наказание, соразмерное самому поступку. Ветхозаветный стандарт “око за око и зуб за зуб” может показаться неприятным современному человеку, но это просто древний разговорный способ выражения того, что наказание должно соответствовать преступлению. Действия имеют последствия. Стандарты правосудия определяют, как с этической точки зрения следует соотносить последствия предыдущих действий. В книге Левит в судебной практике Израиля изложены справедливые последствия для многих действий, хотя, очевидно, не все возможные действия были рассмотрены. Божественная справедливость - это стандарт, по которому в конечном итоге будут оцениваться все действия человека. Содержащееся повсюду в Писании напоминание о том, что Бога нельзя подкупить (Второзаконие 10:17) и что Он не проявляет пристрастия (2 Пар.19:7), стало мощным напоминанием о том, что Божий суд будет всецело и совершенно справедливым.

Великая и неожиданная ирония Писания заключается в том, что Бог проявляет милосердие к неправедным. Обещание, данное Адаму и Еве в саду, что семя женщины сокрушит голову змея (Быт. 3), было обещанием того, что Бог победит зло справедливо, проявив при этом милосердие к тем, кто этого не заслуживает (Быт. 3:15; Гал. 3:16). Завет, заключенный с Авраамом (Быт. 12-15), был основан на Божьей милости, и единственным подходящим ответом Авраама и Его потомков было доверие к Божьей милости. Не допускалось, что Авраам или Его потомки могли заслужить Божью благосклонность. И всё же оставался вопрос: как они будут наказаны их грехи? Забудет ли Бог их грехи просто и произвольно? Отложит ли Бог в сторону Свою справедливость, чтобы проявить Свою любовь? Будет ли принесена в жертву одна половина Божьего характера (праведность/правосудие) ради другой половины Божьего характера (милосердие/любовь)? Ответ на все эти вопросы заключается в адекватном понимании Божьей святости, которое не приносит в жертву Его справедливость и не подрывает Его милосердие. Все явные проявления Божьей святости в Ветхом Завете предвещали заместительное искупление Иисуса. Шокирующая реальность заключалась в том, что Бог Сам принял наказание (на кресте) за грехи Своего народа и тем самым проявил к ним милосердие, простив их грехи. Это милосердие было незаслуженным, каким милосердие должно быть всегда, но в то же время оно было полностью справедливым, поскольку всё наказание было выплачено (Иисусом). Божественное правосудие не было отменено божественным милосердием, но и Его милосердие не было омрачено Его справедливостью. Великая тайна креста - это реальность того, что Он является полным удовлетворением божественного правосудия и полным проявлением божественного милосердия (Рим. 3, 4).

Вывод

Святость Бога лежит в основе всего повествования в Писании. Его святость означает, что весь сотворённый мир функционирует в рамках установленного морального порядка, в котором добро и зло никогда не являются просто относительными понятиями, зависящими от нравственных предпочтений той или иной культуры. Процветание человека всегда зависит от того, насколько он радуется тому, чему радуется Бог, и желает того, чего желает Бог. Божья святость даёт нам самое чёткое представление о человеческой испорченности и дисфункции во всём Писании. Божья святость также знаменует собой замечательные явления Бога в истории человечества, которые являются таинственными, грандиозными и пугающими. Самой большой надеждой израильтян было увидеть Бога, и их самым большим страхом было увидеть Бога, потому что абсолютная святость всегда одновременно привлекательна и пугает. Святость Божья пронизывает всю жизнь, смерть и воскресение Иисуса. Вот почему так мало современников Иисуса понимают Его на страницах Евангелий. Когда Бог появляется в истории, Его присутствие непостижимо. Первой адекватной реакцией всегда является поклонение и благодарность, и только после этого может проявиться хоть какое-то понимание. Когда Бог посылает Свою святость в нашу жизнь и общество посредством Своего (Святого) Духа, Благая весть о смерти и воскресении Иисуса от нашего имени распространяется даже среди народов. Когда Бог нанесёт окончательное поражение злу, отпадёт необходимость в храме со “святая святых”, ибо Святой Бог будет пребывать среди Своего народа во веки веков.

Для дальнейшего чтения:

• Jerry Bridges, The Pursuit of Holiness (NavPress, 2016)
• Jay Sklar, “How to be Unholy as You Pursue Holiness”
• R. C. Sproul, “The Holiness of God” (video series)
• Paul Tripp, “The Doctrine of Holiness”
• John Webster, Holiness (Eerdmans, 2003)
• David Wells, God in the Whirlwind: The Holy Love of God (Crossway, 2014)

Richard Lints - (Доктор философии, Университет Нотр-Дам) - заслуженный профессор богословия Эндрю Мутча и вице-президент по академическим вопросам теологической семинарии Гордон-Конвелл.

Это эссе является частью серии "Краткая теология".

Категория: Статьи | Просмотров: 109 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/4 | | TGC |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: Теология, слава, бог
         
     
Книги [2425]
Видео [983]
Аудио [335]
Статьи [2821]
Разное [712]
Библия [353]
Израиль [301]
Новости [597]
История [779]
Картинки [398]
MorningStar [1318]
Популярное [214]
Пророчества [1165]
Пробуждение [399]
Прославление [1129]
Миссионерство [332]
It's Supernatural! [804]
Какой информации больше на сайте?
Всего ответов: 7
500

Онлайн всего: 29
Гостей: 29
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2025