Определение
Духовность Бога означает не только Его нематериальность и невидимость, но и тот факт, что Он действует в мире силой Святого Духа.
Резюме
Дух в Библии относится к Богу как к третьему лицу Троицы и к атрибуту, который Он проявляет во всех Своих деяниях. Подобно духу, Бог нематериален и невидим, но в то же время славен и лично присутствует, применяя Божье спасение к сердцам людей и давая им силу поклоняться Богу угодными Ему способами. Сказать, что Бог есть дух, значит сказать, что Он проявляет все характеристики Святого Духа, когда Он пребывает со Своим народом и в наших сердцах.
Богословы используют термин "дух" как божественный атрибут, а также для обозначения третьего лица Троицы.1 Что касается духовности как атрибута Бога, ключевым текстом является Иоанна 4:24: “Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине”. Вероятно, в этом тексте речь идёт о духе как божественном атрибуте, а не о третьем лице Троицы, но, как мы увидим, между ними существует тесная связь.
В Библии существует связь между духовностью и нематериальностью (включая невидимость). См. Ис. 31:3 и Луки 24:36-43. Поэтому, я думаю, будет справедливо сказать, что духовность Бога влечёт за собой Его нематериальность и невидимость, хотя мы должны подчеркнуть, что Бог волен проявлять Себя в материальных и видимых формах. К ним относятся ветхозаветные богоявления, такие как явление Ангела Господня (Быт. 16:7-11, 22:11-15 и многие другие тексты) и, в частности, величайшее событие искупления, когда Бог обрёл тело и жил зримо среди людей, физически умирая и воскресая для их искупления. Сказать, что Бог нематериален и невидим, не значит сказать, что Он всегда нематериален и невидим. Скорее, это означает, что, поскольку Он является владыкой материи и видения, Он способен принимать эти формы или не принимать их по Своему суверенному выбору.
Но духовность Бога — это нечто большее, чем Его отношение к материи и видимости. Мередит Г. Клайн отождествляет Дух Божий с “облаком Славы” Ветхого Завета:
Действительно, существует значительное количество библейских данных, которые идентифицируют облако Славы как особое проявление Бога-Духа. Здесь мы приведём лишь несколько отрывков, в которых функции, выполняемые облаком Славы, приписываются Духу - Неемия 9:19, 20; Исаия 63:11-14; и Аггей 2:5 — и упомянем соответствие действия Святого Духа в день Пятидесятницы с функцией облака Славы во время исхода и возведения скинии.2
Связь Духа с облаком Славы помогает нам понять более широкие аспекты Божьей духовности. Божья слава — это “сияние”, исходящее от Него не только в буквальном смысле слова, но и в виде творческой силы и этических качеств. Как облако Славы опустилось на скинию и вошло в храм, так и Дух пребывает в верующих, которые являются храмами Святого Духа (1 Кор. 6:19). Как присутствие Бога в облаке придавало силы Его народу, давало ему направление и сопровождало его благословениями и судом, так и Дух Святой действует на протяжении всего Писания.
В общем, Дух Божий — это Его присутствие в мире, совершающее Его работу как Господа. Метафоры ветра и дыхания (подразумеваемые греческими и еврейскими терминами, обозначающими дух) подчеркивают силу присутствия Бога в мире. Как ветер дует невидимо и непредсказуемо, так и Дух даёт новое рождение (Иоанна 3:5-8). Как слова не могут быть переданы без дыхания, так и Дух регулярно сопровождает слово Божье к месту его назначения (2 Цар. 23:2; Ис. 59:21; Иоанна 6:63; 1 Фес. 1:5; 2 Тим. 3:16; 1 Пет. 1:12; 2 Пет. 1:21). Это относится не только к пророчеству, но и к творению (Пс. 32:6)3.
Во многих из этих отрывков нелегко провести различие между божественным свойством духовности и Духом как третьим лицом Троицы. Действительно, сказать, что Бог духовен, значит сказать, что характер Святого Духа - это характер самого Бога. Поэтому, когда Иисус говорит в Иоанна 4:24, что “Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине”, Он не просто говорит, что Бог нематериален и невидим, хотя это часть того, что Он говорит. Он также не имеет в виду, что в богослужении мы должны сосредотачиваться на нематериальных вещах. Скорее, Иисус говорит о великом грядущем событии (“наступает время”, ст. 23), когда по Его повелению Святой Дух сойдёт с силой на церковь. Когда придёт Святой Дух, богослужение, как и благовестие, будет происходить “в Духе”. Великая сила Духа будет побуждать народ Божий к молитве и восхвалению.
Это поклонение также будет “по истине”. В данном контексте я думаю, что эта “истина” - не просто истина, противопоставляемая лжи. Поклонение Ветхого завета, которому Иисус противопоставляет поклонение “по духу”, не было ложным. Иисус здесь имеет в виду истину, которую Он пришел принести, истину о спасении через кровь на Своём кресте, Евангелие благодати. Поэтому поклонение в Духе сосредоточено на Христе. Дух свидетельствует о Христе, и Он побуждает народ Божий воспевать хвалу Иисусу.
Таким образом, сказать, что “Бог есть Дух”, значит сказать, что истинное поклонение Богу направлено к Сыну Духом. Бог отождествляет Себя с Духом и говорит нам здесь, что качества и деяния Духа на самом деле являются качествами и деяниями Бога. То, что Дух в полной мере является Богом, является важным аспектом Учения о Троице. Таким образом, духовность Бога означает не только то, что Бог невидим и нематериален, но и то, что Он обладает всеми характеристиками Духа, который обитает со Своим народом.
сказать, что Бог духовен, значит сказать, что характер Святого Духа - это характер самого Бога
|
Примечания
1. Эта двойственность также относится к Богу как отцу. Как атрибут, отец - это метафора, указывающая на нежную заботу Бога о Своём народе (Пс. 102:13), но это также имя первого лица Троицы, которое, конечно же, является Богом и Отцом Иисуса Христа (Мф. 7:21). Но они взаимосвязаны: поскольку Бог является Отцом Иисуса Христа, Он также является Отцом тех, кто верит в Иисуса (как сказано в Матфея 6:9). Термин "Сын" несколько отличается: Писание использует "Сын" как название второго лица Троицы, но не использует "Сын" как атрибут Бога по причинам, которые нетрудно понять. Но в нём говорится о верующих как о “сынах” Божьих (как в Римлянам 8:14-17), потому что мы “во Христе”. Итак, точно так же, как наша жизнь определяется присутствием Отца и Духа, так и наше существование находится в общении с Сыном. Таким образом, Сын, подобно Отцу и Духу, — это способ обозначения природы Бога, пребывающего со Своим народом.
2. Kline, Images of the Spirit, 15. Он также цитирует своего сына Meredith M. Kline, “The Holy Spirit as Covenant Witness” (магистерская диссертация, Вестминстерская теологическая семинария, 1972), и свою собственную книгу Structure of Biblical Authority (Grand Rapids: Eerdmans, 1975).
3. В своей книге “The Doctrine of God” (Филлипсбург, Нью-Джерси: издательство P&R Publishing, 2002), стр. 597-99, я довольно подробно обсуждаю библейскую взаимосвязь "духа" с атрибутами Бога, которые определяют Его господство - Его силу, авторитет и присутствие.
Для дальнейшего изучения
Frame, John, The Doctrine of God (Phillipsburg, NJ: P&R Publishing, 2002), 576-99.
Frame, John, “The Spirituality of God”
Frame, John, Worship in Spirit and Truth (Phillipsburg, NJ: P&R Publishing, 1996).
Kline, Meredith G., Images of the Spirit (Grand Rapids: Baker, 1980).
Kuiper, D. H., “God’s Spirituality”
Lawson, Steven, “The Attributes of God”
Lawson, Steven, “The Spirituality of God: a Broadcast with Steven Lawson”.
Pink, Arthur, The Attributes of God (CreateSpace Independent Publishing Platform, 2014, 2017).
John M. Frame - почётный профессор систематической теологии и философии Реформатской теологической семинарии в Орландо, Флорида
Это эссе является частью серии "Краткая теология".