Уверен, вы так же, как и я, шокированы известием о том, что легализованные ставки на спорт погрязли в коррупции. Кто не знает?
Согласно статье, опубликованной в Wall Street Journal около месяца назад, “Менее чем через шесть лет после того, как Верховный суд разрешил штатам легализовать ставки на спорт, ведущие лиги США уже сталкиваются с тёмными сторонами спортивных ставок с пугающей частотой. И в основе этих проблем находятся люди, чья способность делать ставки на спорт наиболее сильно ограничена - сами спортсмены”. Далее в отчёте говорится, что рынок ставок “стал свидетелем того, как игроки из ведущих профессиональных и студенческих лиг оказались втянуты в лавину скандалов, связанных с азартными играми, которые показали, насколько опасным стал новый рынок”.
И НФЛ, и НБА изобилуют примерами, и во время "Мартовского безумия" этого года — крупнейшего спортивного события в Америке, посвящённого ставкам на спорт, - мужская баскетбольная команда университета Темпл была отмечена известной компанией по надзору за азартными играми U.S. Integrity за подозрительную активность в ставках на свои игры.
Несомненно, что-то в нас притягивает к азартным играм. Немного покопайтесь в психологии азартных игр, и вы найдёте множество исследований, в которых говорится о поиске удовольствий, бегстве от реальности и жадности, которые образуют мощную комбинацию, приводящую к сильнейшей зависимости.
Но каким бы серьёзным ни был ущерб от азартных игр в этой жизни, многие делают ставку на Боге, которая имеет бесконечное последствие и вечно будет ещё хуже. Это хорошо иллюстрируется философским аргументом под названием “Пари Паскаля”, который часто неправильно понимают и злоупотребляют им по обе стороны религиозных границ.
Делайте ставки
Француз Блез Паскаль был выдающимся человеком – математиком, физиком, философом и теологом. Перед смертью Паскаль начал писать книгу, которая должна была стать защитой христианской веры. Он так и не закончил её, но другие собрали его черновики и объединили их в книгу под названием “Pensées”, что в переводе означает "Мысли".
Запись № 233 - это пари Паскаля, которое является аргументом, направленным против подавляющего большинства его друзей, которые не были христианами. Большинство из тех, кто слышал об этом и кого просили описать, что имел в виду Паскаль, обычно говорили что-то вроде этого: "Если вы собираетесь выбирать между верой в Бога и Его отсутствием, разумнее будет поверить в Бога, потому что, если Он существует, вы приобретёте всё, а если нет, вы ничего не потеряете".
Это объяснение никому не нравится, и на то есть веские причины.
Скептики утверждают, что слепо верить во что-то, потому что в конечном итоге это может принести пользу, - плохой способ мыслить и жить, и они правы. Христиане указывают на то, что простая вера в существование Бога без какой-либо приверженности Христу и рождению свыше не является спасительной верой, и они правы.
Итак, является ли пари Паскаля провальным с точки зрения того, что оно является хорошим аргументом в пользу Бога? Лично я считаю, что в этом есть свои достоинства, но не в традиционном смысле, как думает большинство. Давайте немного разберём то, что сказал Паскаль, и я покажу вам, что я имею в виду.
Суть его аргументации раскрывается чуть ниже по тексту и начинается словами: “Бог есть или Его нет. Но на какую сторону нам склониться? Разум здесь ничего не может решить. Нас разделяет бесконечный хаос. На краю этой бесконечной дистанции разыгрывается игра, в которой выпадет орёл или решка. На что вы поставите? Согласно здравому смыслу, вы не можете сделать ни того, ни другого; согласно здравому смыслу, вы не можете защитить ни одно из утверждений”.
Помните, что Паскаль пишет своим друзьям-скептикам в исторический период, когда только начиналось Просвещение. Нехристиане в тот период (как и сегодня) утверждали, что христиане верят по вере, но они, напротив, верят во что-то только благодаря разуму и доказательствам.
И Паскаль говорит, извините, некорректно: “Согласно здравому смыслу, вы не можете защитить ни одно из утверждений”. В то время как христианин не может окончательно доказать существование Бога, нехристианин также не может однозначно исключить Его существование, основываясь на эмпирических данных. Другими словами, обвинение, которое скептики обычно выдвигают в адрес христиан: “Какие доказательства подтверждают вашу позицию?” может быть легко заменено вопросом: “А какие доказательства подтверждают вашу позицию?”
Таким образом, говорит Паскаль, и христиане, и нехристиане ставят свою жизнь на кон в соответствии с обязательствами веры. В некотором смысле каждый человек находится на религиозном пути.
Итак, как же правильно определить, какая из позиций правильная?
Паскаль очень кратко отвечает на вопрос о том, что в христианстве действительно есть совокупные аргументы в пользу Бога, когда пишет: “...неужели нет способа увидеть открытые карты?” Да, Писание и всё остальное и т.д.” Если вы хоть сколько-нибудь изучали христианскую апологетику, то знаете, что историчность Библии и “всего остального”, на что он ссылается, довольно быстро сходятся и обеспечивают прочную основу для тех, кто делает ставку на Бога.
Тем не менее, несмотря на то, что Паскаль собирал материалы для христианской апологетики (и, следовательно, верил в эти аргументы), он намекает, что эти доказательства сами по себе не обязательно открывают дверь к Богу. Вместо этого он говорит, что путь к Богу для неверующего часто заключается в том, чтобы сначала задать вопрос о том, что на самом деле удерживает его от веры.
Паскаль полагал, что ответ на этот вопрос зависит от понимания человеком своих конкретных мотивов неверия, а “не от увеличения доказательств существования Бога”. Вместо этого человека подводят к тому, что он назвал “усмирением своих страстей” – к тому, что он любит и практикует, и к признанию того, что это является главным препятствием.
Но как насчёт третьего варианта: тех, кто утверждает, что в этом вопросе они – "Швейцария"? Нейтральные – не желающий принимать решение в любом случае?
Паскаль говорит, что, к сожалению, вы участвуете в игре, хотите вы этого или нет: “[Вы говорите]: Истинный путь - вообще не делать ставок. Да, но вы должны делать ставки. Это без выбора. Вы вступили в игру”.
Он прав – нейтралитета не существует. Пари Паскаля говорит нам о том, что все мы разработали жизненные стратегии и принимаем на себя жизненные обязательства в отношении Бога, основываясь на убеждениях и вере.
Итак, какова ваша ставка?
Если вы не христианин и читаете это, то, во-первых, спасибо, что нашли время взглянуть на мир с точки зрения, отличной от вашей собственной. Я надеюсь и молюсь о том, чтобы вы продолжили более глубокий поиск Бога и не отвергали Его, основываясь на личных предпочтениях.
Если вас интересует моё мнение по этому вопросу, я скажу следующее: потратив очень много времени на изучение утверждений христианства (имея множество жизненных причин для отказа), я пришёл к простому выводу и дам вам совет, который, по словам Паскаля, заключается в следующем:
"Моя ставка на то, что Он есть, без всяких сомнений".