Это одна из запретных тем в христианстве; то, что обсуждается вполголоса и на повышенных тонах, особенно если это касается лично кого-то из знакомых или членов семьи, которые пережили это. Что можно сказать о христианине, совершившем самоубийство?
Не сомневайтесь, обычно мы готовы сказать ожидаемые вещи в ожидаемое время в ожидаемых местах. Но, сделав это как можно быстрее, мы довольно быстро поворачиваемся и направляемся в противоположном направлении, как будто это отдаляет нас от тех, с кем мы разговариваем, и от предмета разговора в целом.
Но мы не должны этого делать. Вот почему.
Наша культура прошла долгий путь со времён Джека Кеворкяна, когда большинство людей содрогалось при мысли о том, что кто-то предпочитает смерть жизни. Сегодня это гораздо более приемлемо, и лишь одним из примеров является легализованная в Канаде медицинская помощь для смерти, которая стала законом в 2016 году.
Чтобы не обращать внимания на кричащий характер таких действий правительства, политики и активисты обычно используют аргументы, содержащие много риторики милосердия и сострадания к тем, кто страдает, как правило, от ужасных заболеваний. Но дело в том, что многие самоубийства происходят не из-за этого.
Цикл отчаяния и обречённости, который охватывает гораздо больше, чем мы готовы признать, является более экзистенциальным и был поднят философом Альбером Камю в его работе “Абсурдное рассуждение” (содержится в “Мифе о Сизифе: и других эссе"), где он писал: "Существует только одна по-настоящему серьёзная философская проблема, и это самоубийство. Судить о том, стоит или не стоит жить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Всё остальное... будет потом”.
Камю был “сдержанным атеистом” и поэтому, естественно, ощущал тяжесть бессмысленности, которая возникает без Бога, — то, что также сформулировал Лев Толстой в своей Исповеди: “Мой вопрос — тот, который в возрасте 50 лет поставил меня на грань самоубийства, — был самым простым из вопросов, лежащих в душе каждого человека ... вопрос, без ответа на который невозможно жить. Это был вопрос "Что будет с тем, что я делаю сегодня или завтра?" Что будет со всей моей жизнью? Зачем мне жить, зачем чего-то желать или что-то делать?" Это можно выразить и так: есть ли в моей жизни какой-то смысл, который не уничтожила бы ожидающая меня неизбежная смерть?”
Исследование, проведённое в Великобритании, показало, что в этой стране самое большое число подростков в мире, которые считают, что их жизнь бессмысленна, и поэтому подумывают о самоубийстве. Их заключение побудило культурного обозревателя Пола Джозефа Уотсона сказать: “Когда ваши герои - это просто бесконечная лавина переработанных персонажей-ремейков комиксов; когда ваши образцы для подражания - это бесконечный парад танцующих имбецилов; когда ваши кумиры - монотонное шествие неаутентичных медиадронов-NPC, которым есть чем рискнуть, но нечего сказать … кто бы на моём месте не захотел покончить с собой?
И, наконец, избавьтесь от отчаяния, которое приходит, когда вы видите и ощущаете на себе жестокость, с которой мир сталкивается регулярно. Например, еврейский учёный Филип Холли, расследуя военные преступления нацистов, впал в такую ярость и депрессию, что чуть не покончил с собой. Но когда он прочитал о маленькой деревне, которая проявила мужество и любовь к Богу, спасая 5000 еврейских детей во время Холокоста, Холли описал свой внутренний прорыв как “разрывающую сердце доброту”, и это спасло его.
Не всем так везёт. Последние данные показывают, что самоубийства являются 11-й по значимости причиной смерти в США: примерно каждые 10 минут от них умирает один человек, а попыток самоубийства в 35 раз (!) больше.
Это, безусловно, мрачная статистика, и она становится ещё более отвратительной, когда вы видите в этих цифрах христиан, таких как пастор Джин Джейкобс, который недавно покончил с собой, и пастор Джаррид Уилсон, основатель группы помощи самоубийцам, который покончил с собой в 2019 году, оставив жену и маленьких детей.
Самоубийство и Библия
Изучая Писания, мы находим немало упоминаний о людях, желающих “уйти”. Например, Соломон дошёл до того, что “возненавидел жизнь” (Еккл. 2:17); Илия был так подавлен и напуган, что желал смерти (3 Царств 19:4); Иона так разгневался на Бога, что захотел умереть (Иона 4:8; вероятно, гипербола). Павел был настолько ошеломлён, что признался: “Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых” (2 Кор. 1:8).
Два наиболее известных самоубийцы в Библии - это Савл (1 Цар. 31:4) и, конечно же, Иуда (Мф. 27:5), оба неверующие. Об Иуде, в частности, говорится, что в него вселился сатана, тот, кто приходит красть, убивать и разрушать (Иоанна 10:10). В Писании нет упоминаний о самоубийствах верующих, если не считать Самсона, что выходит за рамки данного контекста.
Когда дело доходит до того, что верующий сводит счёты с жизнью, возникает целый ряд вопросов. Может ли “истинный” христианин покончить с собой? Будет ли верующий, который это сделает, обречён на вечную разлуку с Богом? Является ли это непростительным грехом (Мф. 12:31-32)?
Некоторые говорят, что самоубийство - это то, чего христианин не желает признавать, и что оно приводит к жизни без Бога. Например, они будут утверждать, что самоубийство - это убийство, а Иоанн пишет: “Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей” (1 Иоанна 3:15). Павел также говорит: “Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы” (1 Кор. 3:17).
Хотя такие вещи могут заставить человека задуматься, я не думаю, что выводы, сделанные на их основе, верны, и я верю, что есть более точный и библейский способ разобраться в предмете.
Во-первых, правильная позиция по отношению к нашей жизни - это единство с Богом во главе и согласие с псалмопевцем, который написал: “В Твоей руке дни мои” (Псалом 30:16).
Далее, из Писания ясно, что жизнь тяжела — иногда невыносимо тяжела, — но всё же нам сказано: “Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести” (1 Кор. 10:13).
Тем не менее, может ли христианин по-прежнему склоняться к самоубийству? Джон Пайпер думает так же и говорит: “Может ли христианин быть настолько подавлен и временно лишён надежды на Евангелие, что он лишает себя жизни в момент временного отчаяния? Я думаю, что ответ на этот вопрос - да”.
Но что происходит потом?
Джон Макартур резюмирует то, что я считаю правильной позицией, когда заявляет: “Самоубийство - это тяжкий грех, равносильный убийству (Исход 20:13; 21:23), но его можно простить, как и любой другой грех. И Писание ясно говорит, что искупленные Богом были прощены за все их грехи — прошлые, настоящие и будущие (Колоссянам 2:13-14). Павел говорит в Римлянам 8:38-39, что ничто не может отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе”.
В своей речи, посвящённой Джарриду Уилсону, Грег Лори объяснил, как это работает: “Когда вы предстанете перед Богом, вас не будут судить по последнему поступку, который вы сделали перед смертью. Вас будут судить по последнему поступку, который сделал Иисус перед смертью. Он умер за ваш грех”.
Это приводит нас к пониманию того, что самоубийство не является непростительным грехом; послушайте, что говорит по этому поводу Синклер Фергюсон: “...самоубийство не является непростительным грехом, потому что мы знаем, в чём на самом деле заключается непростительный грех. В Евангелии от Марка, глава 3, в отрывке, начинающемся со стиха 22, Иисус говорит нам, что непростительный грех - это отвержение Иисуса Христа и реакция на Него или обращение с Ним, по сути, как с демоническим существом. Это сказано очень чётко. Таким образом, самоубийство не является непростительным грехом”.
В конце концов, мы должны помнить, что, вопреки мнению Камю и Толстого, у нас действительно есть смысл и надежда — Писание неоднократно говорит нам, что у нас есть и то, и другое (Деяния 24:15; Рим. 5:2-5, 8:24; 2 Коринфянам 1:10 и т.д.), а также цель в жизни (Луки 9:23-25; Рим. 8:28; Кол. 1:29).
Поскольку это правда, наша позиция по отношению к самоубийству всегда должна быть такой: “Итак, выбери жизнь, чтобы жить” (Втор. 30:19).
|