Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Альтернатива варианту Бонхёффера
Христиане сегодня могут узнать у теолога времён Второй мировой войны К.Х. Мискотта о том, как сопротивляться, не прибегая к политическому насилию
В США проходят очередные президентские выборы, которые во многом напоминают дежавю 2020 года — пик политических и социальных волнений, о которых многие, возможно, хотели бы забыть. И хотя мы, возможно, живём в не совсем беспрецедентные времена (как напоминает нам краткий обзор не столь отдалённых 1960-х годов), наша страна переживает рост политически мотивированного насилия.

Исследование, проведенное в 2023 году Центром политики Университета Вирджинии, показало, что 40 процентов сторонников как Байдена, так и Трампа “по крайней мере в некоторой степени верили, что другая сторона стала настолько экстремистской, что допустимо использовать насилие, чтобы помешать им достичь своих целей”. В ответ на аналогичные выводы Института исследований общественных религий "Национальная ассоциация евангелистов" опубликовала заявление евангельских лидеров, в котором осуждается насилие как оправданный политический инструмент.

Подобные действия приветствуются и полезны. Для евангельских лидеров и духовенства, которые служат на уровне повседневной жизни, крайне важно говорить и действовать против этой тревожной тенденции и отчаяния, которое её оправдывает.

И всё же я верю, что Дух Иисуса дал Церкви больше возможностей для того, чтобы достойно встретить настоящий момент. Политическое насилие — это не просто социально-политическая проблема, требующая осуждения, оно требует нового взгляда на ученичество, которое культивируется и поощряется с церковной кафедры.

Как писал французский богослов Жак Эллюль, “роль христианина в обществе” заключается в том, чтобы “разрушать фатальные последствия и потребности”, связанные с насилием. Такая масштабная задача требует более чёткого видения пастырского богословия, которое отвергает пассивность в представлении о присутствии верующего христианина во враждебном социально-политическом климате.

Одним из возможных источников этого обновлённого видения является историческое свидетельство Корнелиса Хейко Мискотте — голландского реформатского пастора-богослова, который провёл войну в оккупированном нацистами Амстердаме. Мискотте бросил вызов политическому режиму Адольфа Гитлера и рисковал жизнью, чтобы приютить евреев в своём доме. Но он также участвовал в уникальной теологической форме сопротивления через свои труды, включая широко распространённый библейский трактат, который, по словам его редакторов, служил своего рода “антинацистским катехизисом”.

Мискотт был современником немецкого пастора и богослова Дитриха Бонхёффера, а также почитателем Карла Барта. Однако его имя было относительно забыто в истории, отчасти потому, что его работы до недавнего времени не переводились. Но, возможно, есть и другая причина, по которой Мискотт остаётся в тени по сравнению с Бонхёффером: он умер не за своё дело.

Когда речь заходит о том, чтобы бросить вызов христианской пассивности, христиане часто обращаются к мудрости Бонхёффера, который был одним из лидеров "Исповедующей церкви" — движения духовенства, выступавшего против нацификации протестантских церквей Германии. Вместо того чтобы бежать в Америку, Бонхёффер вернулся в Германию перед войной. Ему было запрещено читать лекции и проповедовать, и в конце концов он присоединился к заговору с целью убийства Гитлера, что привело к его тюремному заключению и в конечном итоге к казни.

Тем не менее, многие сегодня разделили и использовали наследие Бонхёффера, отделив его биографию от его теологии. Это искажение создаёт “Выбор Бонхёффера”, который равносилен молчаливому разрешению рассматривать политическое насилие как жизнеспособное решение. В недавней статье, защищающей поддержку Трампа евангелистами, профессор Марк Дивайн делает именно это, написав: “Бонхёффер видел саму цивилизацию в прицеле зла. Так же и трамписты”.

Однако немецкий теолог Ганс Ульрих, который после войны учился у некоторых современников Бонхёффера, пишет иначе, чем Дивайн: “Свидетельством Бонхёффера является не его смерть, а его желание исполнить волю Божью”.

После неудавшегося покушения на убийство Бонхёффер открыто приветствовал Божий суд, написав:
"Если человек полностью отказался от того, чтобы что-то делать из себя — будь то святой, или обращённый грешник, или церковный лидер, - тогда он полностью отдаётся в руки Бога".
Решение Бонхёффера вывело его за рамки этических систем, разочаровав тех, кто хотел бы использовать его в качестве морального оправдания политического насилия. Вместо этого мы должны обратить внимание на теологию, которая питала веру Бонхёффера, родившуюся в результате многолетней борьбы с Божьей волей на фоне повседневной жизни, и помочь его церкви делать то же самое. Только крепкое пастырское богословие, основанное на повседневной верности, может представить себе верное богословское сопротивление злу.

Библейское пастырское богословие должно предоставить духовенству ресурсы, чтобы помочь членам своей церкви ответить на такие жизненно важные вопросы, как “Кому мы доверяем?” и “На что мы надеемся?”, которые оказывают глубокое влияние как на нашу повседневную жизнь, так и на самые экстремальные моменты. И, как сказал бы Юджин Питерсон, основная работа пастора заключается не в том, чтобы вдохновлять прихожан на партизанские дела, а, скорее, по словам его биографа, “учить людей молиться и учить их достойно умереть”.

Один из способов, с помощью которого пастырское богословие делает это возможным, — напоминать людям о силе Слова Божьего, что возвращает нас к Мискотту. Когда его соотечественники-голландцы оказались перед дорогостоящим выбором: благочестивое бездействие или насильственная реакция, Мискотт призвал их к теологически обоснованной, но политически активной форме сопротивления. Он верил, что всё начинается с простого, но радикального действия - выслушивания:
Многие взывают к действию. Но может ли быть так, что изначальным действием является слушание — слушание, которое возникло в прежние времена как сопротивление мирским властям, породившее мученичество и новую песнь; новый диаконизм, новое исповедание, а также страдания и действия?
Мискотт видел, что нацистская оккупация Амстердама вызвала неожиданный, новый всплеск интереса к Писаниям, в том числе появление групп по изучению Библии в оккупированных городах зимой 1940 года. Мискотт лично участвовал в некоторых из этих подпольных собраний и, имея теологическое образование, опубликовал и распространил учебное пособие, чтобы удовлетворить острую потребность в библейских ресурсах.

В своей брошюре под названием "Библейские азбуки" он указывал на религиозные корни нацизма. Букварь начинался с упоминания о важности имени Божьего, которое Мискотт считал “краеугольным камнем” всякого “сопротивления” авторитаризму и разложению истины. “Чем твёрже мы верим в это Имя, - пишет Мискотт, - тем более недоверчивыми мы становимся по отношению к изначальным силам жизни”.

Мискотт надеялся, что, вновь обратившись к этому живому Богу и переосмыслив, что значит быть библейским, голландские христиане смогут “лучше сопротивляться” нацистской оккупации.

Таким образом, Мискотт рассматривал христианское освящение как форму саботажа. "Бог Израиля, явленный в Библии и Иисусе Христе", по словам Мискотта, “с самого начала был саботажником”. Иисус не только разрушает наши искусственные представления о Боге и религии, но и посвящает нас в непрекращающийся священный саботаж нашей жизни и социально-политических миров, которые её определяют. Библейская святость, утверждал Мискотт, - это не просто моральная добродетель, но и освященный саботаж.

В своём эссе о работе Мискотта богослов Филип Г. Зиглер говорит, что ключом к “освящению Имени является активное неверие и неповиновение хтоническим и религиозным силам, управляющим естественной жизнью”.

Однако даже эта форма ненасильственного теологического сопротивления часто рассматривается политическим истеблишментом в буквальном смысле как подрывная деятельность — особенно людьми, чьи представления о мире, справедливости и величии противоречат представлениям о Царстве Божьем.

Например, когда один из коллег Мискотта, голландский пастор Ян Купманс, опубликовал похожую брошюру, в которой признавался: “Мы в первую очередь христиане, а голландцы во вторую”, голландская СС пометила досье Купманса и назвала его опасным “саботажником”. Мискотт ухватился за это обвинение и использовал его в подрывных целях для голландской церкви.

Верное ученичество всегда представляло опасность для политического истеблишмента — начиная с римского мира первого века. Провозгласить “Иисус есть Господь” означало поставить под сомнение притязания цезаря на абсолютную власть, и, таким образом, это признание было расценено как косвенный саботаж и ниспровержение римского порядка и насилия, на котором он был основан.
Корнелис Хейко Мискотте
www.christianitytoday.com


Даже само слово “христианин” впервые появилось у римских властей как способ закодировать ранних верующих как опасных политических агитаторов и врагов Римского мира, и только позже верующие присвоили этот термин себе.

Точно так же, как преданность первых христиан еврейскому Мессии подорвала суверенитет цезаря, такие “саботажники”, как Мискотт и исповедующая Церковь, угрожали господству Гитлера в Европе. И хотя это звучит так, как будто христианское наследие ассоциируется с откровенным политическим позерством и бунтом, Божья форма саботажа, в конечном счёте, не от мира сего — даже если она и остаётся для этого мира.

Священный саботаж совершается не силой распинать, а силой того, кто был распят. Это выражается в политическом присутствии, которое, по словам Стэнли Хауэрваса, существует “для того, чтобы мир знал, что есть альтернатива насилию, которое характеризует отношения между народами и нациями”.

Быть христианином — значит исповедовать, что только Иисус является Господом Богом, у которого не будет соперников, противоборствующих вероучений и нечестивых слов против Слова Божьего. Этот божественный Саботажник не оставляет нас с нашим гневом, странами, причинами или принципами — со всеми элементами, которые подталкивают нас к насилию. Вместо этого Он выделяет нас для себя.

Более того, Бог объединяет нас. Когда бы и где бы мы ни собирались, мы становимся мятежной церковью — народом и местом, где истории и лозунги нашего социального и политического мира лишаются своей силы и распинаются на кресте. Общая жизнь церкви по самой своей природе является публичным свидетельством миру — призывом отказаться от наших естественных, часто насильственных методов построения империи и принять сверхъестественное обеспечение Иисуса Христа.

Тем не менее, общественная миссия церкви часто затухает во времена относительного мира и благочестия. Мискотт заметил, что нацистская оккупация Амстердама обнажила давнюю гниль, царящую в изолированных голландских церквях, и их враждующие группировки. “У нас есть церковь, и у нас есть отдельные верующие, - сказал он, - но у нас нет общин”.

Среди ужасов Второй мировой войны Мискотт провозгласил, что “благочестивому миру так называемой церковной жизни должен прийти конец”, и на его руинах зарождалась новая церковь. В своем обзоре “Библейской азбуки" Купманс рассказал о распаде национальной церкви и возрождении групп, собирающихся по домам, сказав: "Благодаря этой войне Бог учит нас просить Библию. …У нас почти больше нет церкви, если не считать того вида, в котором её можно найти в Библии”.

Как писал Мискотт, “Тайна церкви в том, что в ней что-то происходит”. Это “что-то” проистекает из возобновившейся жажды Слова Божьего.

Точно так же сопротивление политическому насилию в наши дни требует от церкви обновления своей идентичности как общины Слова Божьего. Американская церковь сегодня разделена приверженцами различных партийных взглядов, что приводит к тому, что кажется крахом нашей общей христианской жизни. Мы пренебрегли наставлением Павла “стараясь сохранять единство духа в союзе мира” (Еф. 4:3). И если пастырское богословие призвано объединить церковь и возродить её общественное служение, оно должно побуждать прихожан быть преданными Духу Иисуса, а не духу партии.

Противостоять политическому насилию - значит не менять бренд ради какой-то другой цели, а вместе обновляться как тело Христово. Это наше основное богословское сопротивление всем мирским силам, которые стремятся разделить нас, требовать нашей лояльности или призывать нас к оружию. Как напоминает нам Мискотт, “церковь остаётся церковью по вере, становясь церковью снова и снова”.

Вместо варианта Бонхёффера и его аномального разрешения насилия американские христиане могут заново открыть для себя мудрость пастырского богословия в Мискотте и — ближе к дому — таких же свидетелей, как Мартин Лютер Кинг-младший, который во время автобусного бойкота в Монтгомери наставлял участников:
"Молитесь о водительстве и, садясь в автобус, обязуйтесь полностью отказаться от насилия в словах и действиях. … Если вас обругали, не ругайтесь в ответ. Если вас толкнули, не сопротивляйтесь. Если вас ударили, не наносите ответного удара, но всегда демонстрируйте любовь и доброжелательность".
Как напоминает нам Мискотт, христианское освящение предполагает соучастие в божественном саботаже нашего мира и его механизмов насилия. Пророческая задача церкви - свидетельствовать о мире Христовом, который примиряет и поддерживает мир. Возрождение человечества возможно только на Кресте, а не с помощью меча. И как ученики-диссиденты, мы тайно распространяем это подрывное послание, как свидетели враждебного мира, который примиряется с Богом, но ещё не осознал Его.

Как посвящённые саботажники, крещённые в жизнь Божью, мы смело говорим: “Мы прежде всего христиане, чем американцы”, - в соответствии с нашим изначальным исповеданием того, что Иисус есть Господь.

Jared Stacy - богослов и специалист по христианской этике, который почти десять лет служил пастором в евангельских общинах в Новом Орлеане, Лос-Анджелесе и Вашингтоне, округ Колумбия.
Категория: Статьи | Просмотров: 168 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/2 | | Christianity Today |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: насилие, история, Саботаж, Бонхёффер, церковь
         
     
Книги [2421]
Видео [981]
Аудио [335]
Статьи [2646]
Разное [675]
Библия [322]
Израиль [301]
Новости [587]
История [737]
Картинки [384]
MorningStar [1261]
Популярное [204]
Пророчества [1158]
Пробуждение [398]
Прославление [951]
Миссионерство [330]
It's Supernatural! [771]
У вас работает Youtube?
Всего ответов: 7
500

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024