неделя 49, 2015
Отец Реформации
Ян Гус
Ян Гус был священником, пастором, профессором и философом, но его наибольший вклад был как учителя и автора книг, посвященного истине. Родившись в южной Богемии в конце 1300-х, он предшествовал Мартину Лютеру на одну сотню лет, и многие историки рассматривают его первым истинным реформатором. Также его рассматривают духовным отцом движения и церкви Моравский братьев. Буквально все реформаторы, последующие за Гусом, признавали его своим вдохновителем.
Как один из наиболее экстраординарных проповедников с первого века, Гус был человеком большой науки и широкого знания мира. Будучи сильным проповедником, он сотрясал подавляющую религиозную систему подобно землетрясению и насаждал семена Реформации – величайшей трансформации церкви в истории до наших времён.
В 1402 Гус стал ректором Университета Праги - одного из передовых учебных высших заведений того времени. В тот же самый год, только построенная Часовня Вефиль назначила его своим проповедником. С этой кафедры Гус стал настаивать на реформации церкви, проповедуя радикальное, библейское виденье о предназначении церкви. Хотя Римская Католическая Церковь запретила книги Джона Уиклифа, Гус учил по ним и перевёл их на чешский язык.
Она также выступал против морального распутства священников, епископов, кардиналов и даже Папы. Он осудил продажу индульгенций как извращение веры и хулу на Бога. Он зашел так далеко, что заявил, что Папа может и не являться истинным христианином, пока он не соответствует библейскому определению веры.
Послания Гуса стали весьма популярны и распространились в ближайших странах Польши, Венгрии, Хорватии и Австрии. По мере роста раскола между этим требованием реформации и властью церкви, церковь требовала, чтобы Гус явился перед Советом. Из-за того, что его намерение было реформировать, а не разделить церковь, он согласился. Его король гарантировал безопасный приезд и возвращение. Однако на Совете в 1414 году Гус был объявлен еретиком и сожжен на костре.
До того как огонь забрал его жизнь, Гус произнес пророчество, что послание свободы и духовной реформации не умрет. Вместо этого оно будет, как спрятанное зерно, которое упало в землю. Оно умрет на время, но однажды взойдет и принесет много плода.
Официальные власти церкви были уверены, что послание Гуса умрет вместе с ним. Но к их ужасу его героическая смерть лишь раздула пламя, которое зажгла его проповедь. Истина сильнее смерти, а преследование лишь разбрасывает семя истины на большую площадь. Смелость Гуса и его решение скорее умереть, чем пойти на компромисс, отказавшись от убеждений, вдохновили несчетное количество мучеников после него.
Как и пророчествовал Гус, это семя снова дало всходы и все еще приносит больше плода, чем он вообще мог мечтать. Это семя носили в сердцах великие святые, лелеявшие его до времени. По духовным стопам Гуса пошел Джон Амос Комениус, ставший вдохновителем Людвига фон Цинцендорфа «отца современных миссий». И все же именно сила и ясность послания Гуса и его бескомпромиссное посвящение Писанию были истинным источником доктрины, которая изменила мир.
|