Сандра Глан изучает летопись эфесской богини, чтобы помочь нам в чтении сложного отрывка |
Как женщина, изучающая Новый Завет, я просто не могу позволить себе роскошь обойти вниманием 1 Тимофею 2:11-15, где Павел, заявив, что женщины должны “учится в безмолвии, со всякою покорностью”, утверждает, что они “спасутся через чадородие”. Стих “спасётся через чадородие” цитировался мне большим количеством незнакомцев и (возможно) знакомых с благими намерениями, чем какой-либо другой, но один конкретный случай выделяется особо.
Я не помню, в каком контексте это заявление могло быть уместно, но однажды, около десяти лет назад, один молодой человек в разговоре о моём учении сказал: “Что ж, вы спасаетесь через деторождение”. В данном случае я имела над ним власть и могла с уверенностью сказать, что его “шутка” была направлена на то, чтобы вернуть меня на моё законное место.
“Тогда, полагаю, я не спасена”, - съязвила я в ответ, зная, что его интерпретация этого стиха зависит от моей возможности продолжения рода. В отличие от него, я также знала, что моё тело подаёт множество признаков того, что я, возможно, никогда не смогу зачать ребёнка. (Кстати, по милости Божьей я в конце концов все-таки стала чьей-то матерью).
Название: Nobody's Mother: Artemis of the Ephesians in Antiquity and the New Testament
Автор: Sandra L. Glahn
Издательство: IVP Academic
Дата выпуска: 10 октября 2023
Страниц: 200
Цена $17.99
|
Моя история даёт краткий обзор того, как ужасно страдали женщины из-за неправильного использования 1 Тимофею 2:11-15, а во введении к своей недавней книге "Ничья мать: Артемида Эфесская в древности и Новом Завете" Сандра Л. Глан описывает душераздирающую картину своего опыта потери ребёнка, а также встречи с этим текстом в культурах, где он играет решающую роль в определении того, как женщины могут участвовать в жизни церкви. Она, как и я, усвоила идеи о женственности и о том, как измеряется ценность женщин. Они говорят, что в наших колчанах должно быть много стрел, и наши служения находятся в наших домах.
Глан, профессор Далласской теологической семинарии, позиционирует свою книгу как книгу, в которой эти взгляды будут тщательно проанализированы с учётом исторического контекста 1-го послания к Тимофею. Тщательно исследуя ранние свидетельства об Эфесе и эфесской богине Артемиде, которые включают в себя несколько захватывающих разоблачений мифов, Глан помогает лучше понять ужасно сложный отрывок. Её основной метод на протяжении всей книги - иллюстрировать утверждения посредством представления исторических данных, которые позже она анализирует в связи с библейским текстом.
Точное изображение Артемиды
В первой главе Глан затрагивается важный вопрос, который, возможно, уже приходил вам в голову: действительно ли нам нужна ещё одна книга по этому отрывку? И почему именно сейчас? Решительное "да" Глан исходит из нескольких соображений. По этим причинам, по её словам, нам нужен “свежий взгляд”:
На протяжении большей части истории церкви женщины считались ниже мужчин по своей природе.
Факты свидетельствуют о том, что (несмотря на вышесказанное) женщины были активными прихожанками церкви на протяжении всего этого времени.
Теперь у нас есть доступ к большему количеству информации благодаря базам данных, надписям и другим археологическим находкам.
Мы можем лучше оценивать информацию благодаря достижениям в изучении надписей, древних письменных принадлежностей и практик, знаков и символов, а также литературному анализу.
Вторая глава посвящена городу Эфесу, вероятному местонахождению Тимофея, когда он получал корреспонденцию от Павла. Глан начинает с обзора мест, где Ефес упоминается в Писании. Одно из наиболее ярких упоминаний содержится в Деяниях 19, где служение Павла привело к сожжению магических книг и восстанию. Во время восстания из толпы раздаётся крик: “Велика Артемида Ефесская!” (ст. 28, 34). Послание Павла о Христе угрожало их преданности богине и производству товаров, которые сопровождали их богослужение.
Это краткое изложение наблюдений Глан до сих пор совпадает со стандартными описаниями, но в чём оно расходится, так это в её характеристике богини. По мнению многих, Артемида - богиня плодородия и, в некоторых случаях, проституции. На физических изображениях её торс или грудь покрыты чем-то похожим на яйца, и многие думают, что эти яйца - её многочисленные груди. Как отмечает Глан, некоторые также подчёркивают связь между Артемидой и амазонками из греческой мифологии. Но что говорят об Артемиде древние тексты?
Что-то совсем другое.
Артемида, которую чаще всего называют “Артемидой Эфесской”, - “ничья мать”. Она ценит девственность и порой борется за сохранение собственного целомудрия. Тем не менее, Артемида, наблюдавшая за страданиями своей матери во время рождения её брата Аполлона, считалась акушеркой. Женщины молились, чтобы она либо благополучно доставила их к месту родов, либо милостиво избавила их от боли и страданий, быстро выпустив одну из своих стрел.
В этих рассказах она никогда не ассоциируется с проституцией. Как отмечает Глан, в то время проституция в Эфесе была запрещена. Каждая из этих характеристик Артемиды из литературных источников также подтверждается свидетельствами из древних эпиграфов, которые Глан приводит в следующей главе. Там она рассматривает различные упоминания об Артемиде, среди прочего, на зданиях и памятниках, и они представляют схожее изображение богини.
Хотя Глан отмечает относительно единообразный портрет Артемиды в литературных источниках и доступных эпиграфах, изображения Артемиды в архитектуре и искусстве более разнообразны. Иногда она выглядит как Амазонка, традиционная красавица, украшенная драгоценностями, с заплетёнными в косы волосами. В другое время, честно говоря, она выглядит странно, покрытая овальными формами, которые интерпретируются как груди. Но эти изображения не являются символами разных богинь или различных традиций. Как отмечает Глан, на монетах того периода Артемида изображена на лицевой стороне одной, а на оборотной - другой. Но прекрасная охотница за девственницами определённо не является чьей-либо матерью, так что же нам делать с этими странными яйцеобразными формами?
Глан приводит множество объяснений, включая бычьи яички и клыки оленя, но останавливается на идее, что эти формы являются разновидностью бусин, используемых в магических украшениях, связанных с силой Артемиды Эфесской. В этих многочисленных украшениях она изображена как блистательная и могущественная — как мы уже видели, это подходящий портрет Артемиды.
Слоган и реакция
В заключительной главе, “Спасение через деторождение”, исследуется, как более точное изображение Артемиды помогает нам интерпретировать 1 Тимофею в целом, но особенно 1 Тимофею 2, где неверные представления об Артемиде повлияли на понимание христианами того, как женщины участвуют в жизни церкви. Глан понимает 1 Тимофею как (относительно тонкую) полемику против Артемиды. Она демонстрирует, как в посланиях Павла к Тимофею и Титу чаще и по-разному употребляются слова, относящиеся к Артемиде, и связывает различные темы в этих письмах с доказательствами, уже отмеченными на протяжении всей книги.
Но она также приводит аргументы, которые выходят далеко за рамки этих отношений. Она демонстрирует, почему переводчикам следует рассматривать 1 Тимофею 2:11-15 как наставления жёнам, а не всем женщинам. Как она утверждает, запрет женщинам “обучать мужчин или брать на себя власть над ними” означает лишь то, что женщина не должна “учить… ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии”. Хотя именно в этом месте аргументы Глан сходятся с типичными обсуждениями отрывка, её изложение проблем ясно и связано с более широким тезисом.
Среди наиболее интересных предложений в этой главе - идея о том, что женщина “спасётся через чадородие” было поговоркой или лозунгом среди пословиц к Ефесянам. Если это так, то Павел повторяет их утверждение, а затем отвечает на него, когда говорит: “если они пребудут в вере, любви и святости, сохраняя самообладание” (1 Тим. 2:15, NRSVUE). Переводчики обычно недоумевают по поводу перехода от единственного к множественному числу (например, “женщина спасена”, если “они продолжают”), но, как отмечает Глан, переход от лозунга к реакции может решить эту проблему.
В целом, эта книга - замечательный источник информации для тех, кто хочет узнать больше об Артемиде Эфесской в частности. В ней представлен подробный обзор древней литературы и некоторые полезные аналитические материалы. Таким образом, одна из сильных сторон книги может одновременно рассматриваться как одна из её основных слабостей: на первый взгляд кажется, что она предназначена для информированной аудитории, однако десятки страниц содержат расширенные цитаты из первоисточников. Иногда обсуждения также носят чисто технический характер. Возможно, я неверно оценила целевую аудиторию, но разница в стиле и подаче материала между автобиографическим вступлением Глан и её анализом эпиграфических свидетельств значительна.
Кроме того, некоторые могут быть разочарованы тем, что толкование 1 Тимофею не играет в книге более существенной роли. Однако, к чести Глана, глава, в которой рассматривается этот отрывок, довольно длинная и занимает около четверти книги. Тем не менее, анализ в первую очередь, хотя и не исключительно, основан на предположении Глана о том, что Павел на протяжении всего своего сочинения имеет в виду Артемиду Ефесскую, а это может быть и не так.
Madison N. Pierce - доцент кафедры Нового Завета Западной теологической семинарии. Она является автором книг.
|