История не должна быть камнем преткновения, но мы должны подходить к ней со страхом и трепетом
|
С Ветхим Заветом есть проблема. На ключевом этапе истории спасения Бог Авраама повелевает одному народу, чтобы уничтожить другого. Народ-агрессор нападает на второй народ, потому что Бог признал последний виновным. Агрессор безжалостен, не щадит ни женщин, ни детей, изгоняет жителей с их земель и уничтожает священные места и символы религиозной практики — фактически стирая их с лица земли. И, согласно еврейским писаниям, всё это произошло по страшной воле владыки Господа Саваофа.
Это мучительный момент в истории народа Божьего. Но я не имею в виду завоевание Ханаана коленами Израиля. Я имею в виду нападение ассирийцев на северное царство Израиль (немногим более 700 лет до рождения Иисуса) и кампанию вавилонян против южного царства, особенно города Иерусалима и его храма, примерно 130 лет спустя.
Как свидетельствуют исторические и пророческие книги Ветхого Завета, насилие против Израиля, севера и юга, совершенное этими языческими империями, было не чем иным, как судом Бога Авраама над детьми Авраама. За грех? Отступничество от Божьей воли ради их жизни в завете, как это открыто в законе Моисея. Они были в завете с Господом как община, и они понесли наказания по завету как община. Результат: массовое разорение, политический хаос, неисчислимые страдания, смерть (для одних) и изгнание (для других). Страшно попасть в руки живого Бога, даже — или особенно — как Его избранный народ.
Этот набор событий обычно не является первым, что приходит на ум, когда люди, в том числе христиане, задаются вопросом об этике Библии или характере Библейского Бога. есть две причины для того, чтобы связать христианские ответы на вопросы о ханаанском завоевании с ассирийским и вавилонским опустошением Израиля и Иудеи:
Во-первых, потому, что человеческие страдания, которыми руководит Бог в соответствии с Законом и пророками, справедливы; Израиль не является исключением. Во-вторых, потому что христиане, которые читают священные тексты Израиля как свои собственные, то есть как канонические Писания церкви, как правило, являются язычниками. Мы, христиане-язычники, склонны рассматривать евреев как помеху в библейской истории, под чем я подразумеваю, что мы склонны рассматривать их как примеры того, чего не следует делать. И это тогда, когда мы не поддаемся искушению последовать примеру Маркиона и просто полностью вычеркнуть части Ветхого Завета из канона.
Но для христиан такого варианта нет. Вопрос не в том, принимают ли язычники Ветхий Завет, а в том, принимает ли он нас. Апостолы ответили утвердительно, и с тех пор мы утверждаем, что являемся детьми Авраама по вере. Но именно по этой причине Священные Писания Израиля являются для нас данностью: не подлежащей обсуждению составляющей залога веры, включающей двойное письменное свидетельство апостолов и пророков о благой вести Бога Израиля. Нравится вам это или нет, но это свидетельство включает в себя книгу Иисуса Навина. Как же тогда нам, язычникам, исповедующим веру во второго и более великого Иисуса, принять и понять эту книгу как слово Господне для нас и для нас сегодня?
Факты и интерпретации
В ответ на этот вопрос Чарли Тримм написал замечательную книгу "Уничтожение хананеев: Бог, геноцид и толкование Библии". Даже погружение в эти воды достойно восхищения, поскольку тема Иисуса Навина и Ханаана стала чем-то вроде самостоятельного жанра в академической и пастырской науке. Книг и статей на эту тему много.
Тримм, профессор Университета Биола, преодолевает этот шум в небольшом томе, который стремится не решить проблему, а сформулировать возможные ответы для читателей. Эти читатели не являются недобросовестными собеседниками. Это всё мои студенты-старшекурсники, а не несколько других взрослых христиан. Честные люди хотят знать, что делать с завоеванием. Они хотят верить в Бога и Отца Иисуса Христа, а Иисус Навин - препятствие. Таким образом, я не сомневаюсь, что книга Тримма — краткая, доступная, разумная и хорошо проработанная - окажется бесценным ресурсом в пастырской и классной среде на долгие годы.
Тримм организует книгу в двух частях. В части 1 он даёт обзор военных действий на древнем Ближнем Востоке, обобщает современные исследования геноцида и знакомит читателей с хананеями. Это закладывает основу для части 2, где он излагает четыре основных варианта христианской интерпретации завоеваний. Прежде чем перейти к этим вариантам, стоит упомянуть несколько фактов, которые выделяются в первых главах.
Во-первых, в отличие от того, что некоторые из нас, возможно, читали или предполагали, практика “херем”, или “запрет” (то есть посвящения всех жителей города Богу путём убийства), не была распространена на древнем Ближнем Востоке. На самом деле, за исключением нескольких возможных упоминаний в записях других стран (и это, возможно, было преувеличением), похоже, что Израиль уникален в этом отношении.
Во-вторых, геноцид трудно определить. Должен ли он включать расовый, этнический или религиозный элемент? Должен ли он быть направлен на уничтожение целой группы? Как следует определять такую группу? (Например, может ли это быть политическая партия, или членство в ней должно быть добровольным?) Имеет ли значение мотивация или только последствия? Например, является ли весь колониализм поселенцев по сути геноцидом? А как насчёт бомбардировок Нагасаки и Хиросимы?
В-третьих, разница между различными повелениями, данными Израилю относительно хананеев, поразительна. Исход 23, Левит 18, Числа 33 и Второзаконие 6-7 содержат иногда и противоположные инструкции — почти ни в одном из них не упоминается “херем” по имени или даже не описывается массовое убийство. Эти расхождения открывают многочисленные моральные, исторические, экзегетические и богословские возможности для интерпретации завоевания.
Тримм сводит эти возможности к четырём, каждая из которых требует “переоценки". Вопрос, вызов или проблема завоевания могут быть решены путем переоценки (1) Бога, (2) Ветхого Завета, (3) толкования Ветхого Завета или (4) насилия в Ветхом Завете.
Первый вариант принимает Библию на слово: Бог Авраама повелевает и одобряет геноцид. Но геноцид по своей сути является злом. Следовательно, Бог Авраама - зло, и поэтому его следует отвергать, не верить в него или и то, и другое вместе. Таково мнение “нового атеиста” Ричарда Докинза, для которого “Бог Ветхого Завета, возможно, самый неприятный персонаж во всей художественной литературе”. Это также точка зрения восточного православного богослова Дэвида Бентли Харта, который пишет, что “в большей части Ветхого Завета” Бог Израиля “представлен как довольно злой: залитый кровью, жестокий, воинственный, геноцидный, вспыльчивый, кровожадный, ревнивый бог бури”. Однако Тримм предполагает, что верить в это означает перестать быть христианином. Это единственный вариант из четырёх, который он исключает.
Второй вариант утверждает, что “в то время как в Ветхом Завете записаны примеры крайнего божественного насилия, мы не должны принимать эти насильственные тексты как авторитетные для нас и должны отделять Бога от них”. Сторонники здесь, в том числе Уолтер Брейггеманн, Эрик Зайберт, Том Старк и Грегори Бойд, не заинтересованы в эксгумации маркионианства. Они хотят сохранить Ветхий Завет. Но они не видят возможности согласовать завоевание ни с нашей совестью, ни с жизнью и учением Иисуса. Таким образом, христиане должны признать, что тексты, в которых Бог санкционирует насилие, не являются авторитетными для церкви и не отражают истинный характер Бога.
Третий вариант предполагает, что проблема заключается не в текстах, а в нашей интерпретации их. Возможно, события, описанные в книге Иисуса Навина, следует аллегоризировать; или понимать метафорически, восхваляя несмертельные действия или изгнание; или классифицировать как гиперболу, что хананеи были не столько уничтожены, сколько разоружены — то есть лишены собственности и тем самым превратились из угрозы в простых соседей.
Однако и этот, и предыдущий вариант должны отвечать на два взаимосвязанных вопроса. Происходили ли события, описанные в книге Иисуса Навина, в истории? И даже если бы этого не делали, разве в тексте явно не говорится об убитых хананеях? Даже если мёртвые - это просто текст, текст, о котором идёт речь, - это Писание, по слову которого мы (как мы верим) сформированы по образу Христа. Вносит ли Иисус Навин свой вклад в это формирование?
С Иовом перед вихрем
|
РЕЙТИНГ: НАЗВАНИЕ: The Destruction of the Canaanites: God, Genocide, and Biblical Interpretation АВТОР: Charlie Trimm ИЗДАТЕЛЬСТВО: Eerdmans ДАТА ВЫПУСКА: 15 марта 2022 СТРАНИЦ: 136 ЦЕНА: 14.99$
|
Четвертый вариант защищает как историчность завоеваний, так и его моральную и теологическую легитимность. Тримм предлагает множество способов сделать это. Во-первых, нечестие хананеев является непосредственной причиной Божьего суда над ними через израильтян. Этот тезис подкрепляется тем фактом, что Израиль получает практически идентичный приговор позже в этой истории. Другой путь — это уникальность завоевания — его “неповторимость”, по выражению теолога Вилли Джеймса Дженнингса, - как нечто, коренящееся в Божьем заветном обещании земли Аврааму.
Третье предположение видит в завоевании прообраз или фигуру окончательного суда, в котором выносится гораздо более суровый приговор, чем потеря земной жизни. (Философ Филипп Кэри замечает, что все мы - Раав, живущие в стенах духовного Иерихона. Откроем ли мы наши дома Господу? Спасёт ли наше доверие к Нему наши души?) Наконец, некоторые связывают завоевание не только с разрушением храма и изгнанием с земли, но и с Исходом и Потопом. В истории Ноя, в частности, мы видим жестокий Божий суд в действии, когда водный хаос поглощает жителей земли, всех до единого. Книга Откровения предлагает столь же всеобъемлющие видения смерти и разрушения.
Философ Говард Веттштейн написал, что тексты “херем” помещают нас с Иовом перед вихрем. Мы стенаем и сетуем, но не получаем ответа; более того, вместо ответов мы получаем вопросы. Чарли Тримм сделал нечто подобное. Он дал церкви возможности. Нам приходится со страхом и трепетом принимать решение.
Brad East - доцент кафедры теологии Христианского университета Абилина. Он является автором книги "Учение о Писании" и "Церковная книга: Богословие Писания в церковном контексте".
|