Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Матери Церкви учат нас наслаждаться Писанием
Моника и Макрина повлияли не только на Августина и Григория Нисского. Они сами по себе были толкователями Библии.
Han-luen Kantzer Komline
“Что ты делаешь? В тех книгах, которые ты читаешь, разве я когда-нибудь слышала, что женщины были введены в такого рода рассуждения?” Этот почти неловко прямой вопрос исходит от матери Августина, Моники, когда она узнает, что он записывает её комментарии для своей книги “О порядке”. Она не столько польщена, сколько встревожена тем порицанием, которое может вызваться к нему её включение. В ответ Августин допускает, что некоторые могут отмахнуться от него за то, что он включил в свои сочинения женский голос. Но ему наплевать на таких критиков, говорит он; таким “гордым и невежественным людям” следует уделять больше внимания содержанию и меньше “одежде” того, что они читают.

Хотя он ожидает, что некоторые поверхностно мыслящие люди будут смотреть на него свысока за включение женских идей, Августин включает вклад Моники, потому что её идеи настолько хороши. Он хочет, чтобы она участвовала в рассуждениях, потому что её духовные наклонности и интеллектуальные способности делают её незаменимой. Он пишет о своей матери: “благодаря долгой близости и прилежному вниманию я к этому времени распознал её проницательность и горячее стремление к божественному ... её ум открылся мне настолько редким, что ничто не казалось более подходящим для истинной философии. Соответственно, я решил сделать всё возможное, чтобы она не отсутствовала в нашем разговоре”. Итак, благодаря рассказу Августина мы получаем драгоценное представление об этой блистательной матери церкви.

Из немногих женщин раннего христианства, широко известных сегодня, Моника, наряду с её почти современницей Макриной, являются, пожалуй, самыми знакомыми. Но, несмотря на имеющиеся у нас сведения об их необычайных духовных и интеллектуальных способностях, они не всегда известны своими собственными способностями. Вместо этого, эти матери церкви четвертого века известны своей ассоциацией. Блудный сын Моники, Августин, стал отцом Западной церкви. Григорий Нисский и Василий, младшие братья Макрины, давно известны вместе со своим другом Григорием Назианзинским как каппадокийские отцы. Эти люди, прославившие Монику и Макрину, сформировали богословское представление всей христианской традиции, дав классическую формулировку доктринам, которые мы теперь считаем основными: Троица, благодать и Святой Дух.

Подобно Евнике для Тимофея и Мириам для Моисея, Моника и Макрина - великие женщины веры, способствовавшие служению великих людей. Подчинение духовному руководству, учению и наставлениям Моники и Макрины, которое продолжалось и в зрелом возрасте Августина и Григория, сделало этих отцов церкви великанами, какими они были.

Но что мы можем сказать о Монике и Макрине как о верных толкователях Библии в их собственных правах? В обоих случаях менее известным, но основополагающим аспектом их наследия, описанным в дошедших до нас текстах, является их собственная работа в качестве учеников и учителей Слова Божьего.

Моника: слышать и говорить Слово

Августин характеризует свою мать как женщину, которая ценила и следовала Писанию в своей повседневной жизни. В комической интерлюдии в своём раннем философском диалоге “О порядке” он рассказывает, как один из его учеников недавно выучил стих Псалма 79:19. Молодой человек просто не мог перестать петь его. Он пел его по утрам и повторял весь день. Он даже продолжал петь его, как деликатно выразился Августин, даже когда “вышел на волю природы". “На этом Моника остановилась, - говорит нам Августин, - именно потому, что место было неподходящим для пения”. Молодой человек ответствовал, шутя: “Как будто, если бы какой-нибудь враг запер меня здесь, Бог не услышал бы моего голоса!” Для наших современных чувств упрёк Моники может показаться чопорным, даже ханжеским. Но этот маленький анекдот, предназначенный для развлечения, делает беззаботный жест в сторону огромного веса, который Моника придаёт Писанию. Она хочет, чтобы поклонение и Библия занимали почётное место в жизни тех, кто её окружает.

Помимо уважения к Писанию, Моника жаждала его. Августин, обращаясь к Богу в “Исповеди”, говорит нам о страстном желании Моники услышать Слово Божие: “не принимая участия в пустых сплетнях и болтовне старых жен, [она хотела] слышать Тебя в Твоих Словах и говорить с Тобой в своих молитвах”. Моника делилась своими самыми сокровенными надеждами и желаниями с Создателем, проливая перед Ним слёзы и молясь изо дня в день, год за годом, о спасении своего сына. Но она также хотела слушать Бога на Его собственных условиях.

Моника слышала Слово Божье через регулярное христианское богослужение, посещая церковь дважды в день. Слово, которое проповедовал ей известный пастырь Амвросий, приковывало её, и она “ревностно бежала в церковь, чтобы прильнуть к его устам, к "источнику воды, бурлящей к вечной жизни" (Иоанна 4:14)”. Учитывая её социальный статус, вполне вероятно, что Моника, в отличие от многих женщин в древнем мире, была грамотной и могла воспринимать послания, которые она слышала в церкви и читала дома. Связь Моники со Словом в богослужении была частой, последовательной и поддерживающей жизнь.

Внимательное слушание Писания подготовило Монику к тому, чтобы говорить правду Слова Божьего в жизни её любимого сына Августина. Он рассказывает, как впитывание имени Христа вместе с молоком матери пробудило глубокий подсознательный аппетит к этому Слову. Хотя, когда он впервые прочитал Библию для себя, он нашел её примитивной, полной элементарного. В конце концов, Августин не смог устоять. Когда её сын достиг подросткового возраста, Моника снова оказалась проводником Божьего Слова. Видя, как его поглощает жар подростковой похоти, она попыталась удержать его. В то время Августин отверг её совет как "женственный". Но позже он понял, что её увещевания были самим голосом Божьим. Печально оглядываясь назад, он молился: “я считал, что Ты молчишь и что это говорит только она, когда Ты говорил со мной через неё”.

Моника продолжала говорить Божье Слово в жизнь Августина в его зрелом возрасте, как записано в другом раннем диалоге "Счастливая жизнь". В конце Августин предполагает, что счастливая жизнь - это познание Триединого Бога. В заключение Моника ссылается на 1-е Коринфянам 13:13: “это, без сомнения, счастливая жизнь, и эта жизнь совершенна, к которой мы можем, как мы должны предполагать, быстро прийти через твёрдую веру, живую надежду и пламенную любовь”.

Теперь, став взрослым и убеждённым христианином, Августин с благодарностью принимает эти вдохновленные Библией слова Моники, позволяя им стать окончательным утверждением существа для большей группы христиан, собравшихся для беседы, и для многих читателей, которых эта работа будет касаться в его собственном поколении и за его пределами.

Макрина: Писание как отправная точка

Подобно тому, как Моника была учителем, преподанным Богом Августину, Григорий Нисский неоднократно упоминает свою старшую сестру Макрину просто как “учитель”. Диалог “О душе и воскресении”, в котором Григорий ставит критические вопросы, в то время как Макрина защищает христианскую веру, даёт нам взгляд на то, как Макрина использовала Писание.

Родившись в благополучной семье, Макрина, вероятно, получила хорошее образование в дополнение к элементарной грамотности. В книге "О душе и воскресении" она привносит свои врождённые и приобретённые интеллектуальные способности, чтобы нести их с изощренностью и мастерством наравне со своими братьями и другими лидерами мысли того периода. В самом деле, такова была её мудрость, что братья постоянно смотрели на неё снизу вверх.

Книга начинается с высоких эмоций. Григорий отправился навестить сестру, чтобы сообщить печальную весть о смерти их брата Василия. Но когда Грегорий впервые увидел Макрину, он был потрясен, увидев, что она сама недолго пробудет в этом мире. Дав Григорию время выразить свою скорбь, Макрина “упрекнула меня апостольским изречением, что мы не должны скорбеть о тех, кто спит, потому что это чувство принадлежит только тем, у кого нет надежды”. Эти слова из 1 Фессалоникийцам 4:13 являются первыми словами Макрины в этой работе. Её использование Священного Писания в семейном кризисе - лишь один из многих способов, которыми она опирается на Библию как учитель теологии.

Макрина использует Писание, чтобы установить границы. По её словам, “мы всегда используем Священное Писание как канон и правило всего нашего учения. Поэтому мы должны обязательно смотреть на этот стандарт и принимать только то, что соответствует смыслу Писаний”.

Однако, как показывает Макрина, эти ограничения делают возможным конструктивное и критическое взаимодействие с экстрабиблейскими точками зрения. В диалоге она задействует самые разнообразные философские идеи, отвергая одни и принимая другие. Библия является эталоном, который позволяет сделать эту дифференциацию.

Макрина позволяет Писанию указывать ей, куда направлять её теологическую энергию. Она видит, что Павел вводит ключевое различие: “апостол говорит, что он верит, что сам век был создан Божественной волей, и всё, что произошло в этом ... но как он оставил неисследованным”. Мы можем знать, что некоторые вещи истинны, потому что Писание говорит нам об этом, не понимая, как они истинны. Макрина использует это различие, чтобы не увязнуть в неразрешимых интеллектуальных головоломках, чтобы она могла сосредоточиться на вопросах, которые Бог призвал и подготовил её для решения.

Макрина также опирается на Священное Писание, чтобы сообщить содержание веры. Она делает это на уровне отдельных стихов, определяя, например, на основании Бытия 1:28, что разум должен контролировать эмоции, поскольку людям, по её словам, было приказано “господствовать над всеми неразумными созданиями”. Она также опирается на более широкое библейское повествование, например, утверждая, основываясь на различных библейских примерах (Даниил, Финеес, Моисей), что эмоции сами по себе ни плохи, ни хороши, но мы должны использовать их мудро. И подобно многим другим раннехристианским мыслителям, Макрина использует Писание для интерпретации Писания. В одном особенно красивом отрывке она сплетает воедино широкий спектр библейских метафор, чтобы представить себе, что это может означать, когда Павел описывает Бога как “всё во всём” (1 Кор. 15:28). Когда-нибудь, говорит она, Бог станет нашим всем: “местом для святых, домом, одеждой, пищей, питьем, светом, богатством, владычеством и всеми понятиями и именами вещей, которые способствуют хорошей жизни для нас. Тот, кто становится всем, также будет во всём”.

Наконец, Макрина безмятежно уверена в истинности Писания. Мы можем быть уверены в том, что говорит Библия, не споря об этом на каждом шагу. В какой-то момент Григорий выражает озабоченность по поводу тех, кто отвергает существование или творческую силу Бога: если они даже не принимают реальность Бога, как мы должны убедить их в воскресении? Ответ Макрины: мы даже не должны пытаться. “Она сказала: "Было бы более уместно молчать об этих вещах и не считать глупые и нечестивые суждения достойными ответа, тем более что одно из божественных изречений запрещает нам отвечать глупцу по его глупости [Притчи 26:4–5]. Несомненно, глуп тот, кто, по словам пророка, говорит, что Бога нет [Пс. 13:1]"”. Дело не в том, что Макрина не заботится о таких людях. Её точка зрения заключается в том, что Писание освобождает нас, чтобы сохранить наш мир перед лицом их критики; нам не нужно защищаться.

Вместо того чтобы заставлять Библию приспосабливаться к возражениям, на которые она никогда не была предназначена, Макрина начинает с Писания, позволяя ему говорить на своих собственных условиях: “я думаю, что мы должны сначала кратко пробежаться по тому, что изложено в различных местах Божественного Писания относительно этой доктрины”. Затем она опирается на различные отрывки, чтобы создать прочную основу для воскресения (Пc. 102; Иезекииль 37:1-14; и 1 Кор. 15:51-53, в дополнение к Евангелиям). Только после обсуждения библейских свидетельств в пользу этого она выслушивает возражения Григория. И даже в этом месте она подчёркивает Священное Писание: “прежде всего мы должны понять, какова цель учения о воскресении, почему это провозглашается святым откровением, и почему мы верим этому”. Предлагая свою окончательную оценку, Макрина не стесняется в выражениях. “Воистину, мы должны признать излишество и неуместность возражений, когда мы погружаемся в глубины мудрости апостола”. Мы видим поверхностность этих аргументов, утверждает Макрина, погружаясь в глубину Писания.

Любя Писание, любя Бога

В одном месте книги "О душе и воскресении" Макрина обращается к тексту, который Моника также использовала в конце "Счастливой жизни": 1 Коринфянам 13. Цель человеческой жизни, полагает Макрина, - это бесконечное возрастание любви, потому что красота Бога безгранична: “но когда приходит то, на что надеются, всё остальное умолкает, а действие любви остается, не находя ничего, что могло бы занять её место”.

Как для Моники, так и для Макрины Писание даёт сценарий повседневной жизни: пение хвалебного псалма Богу, воспитание ребёнка, признание интеллектуальных ограничений, обучение у других, крепко держась за истину, скорбь по близкому человеку, который умирает. Но для обеих женщин Библия, в конечном счёте, больше, чем практическое руководство. Она направляет нас к волнующей красоте нашего Создателя и высшей, славной цели нашей жизни, которая придаёт смысл каждой незначительной заботе: она учит восхищению Богом.

Хан-луэн Канцер Комлайн преподает церковную историю и теологию в Западной Теологической семинарии в Голландии, штат Мичиган. Она является автором книги "Августин о завещании: теологический отчёт".
Категория: Статьи | Просмотров: 744 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/1 | | ИСТОЧНИК |
Всего комментариев: 1
avatar
-1
1 ВикторХа • 15:57, 26.10.2020 1
Как не вспомнить здесь известную всем истинно верующим блаженную Матрону Московскую!

Дар исцеления и предсказаний появился у Матроны в семилетнем возрасте. Рядом с домом Никоновых находился Успенский храм, поэтому девочка часто посещала Божью обитель, неподвижно слушая проповеди и молитвы священнослужителей. Её были известны не только мысли других, она могла предвидеть опасности и стихийные катаклизмы. Молитвы и акафист слепой девочки помогали больным и обездоленным, к дому Никоновых стал стекаться христианский народ.
День Матроны сопровождался приемами убитых горем людей, а ночью преподобная читала молитвы и взывала о спасении.

Вскоре она предсказала начало ВОВ, большие людские потери и победу русского народа. Блаженная угодница молилась о жертвах кровавых событий, помогала невидимым образом соотечественникам на поле брани.
До последних своих дней она не уставала исповедоваться и причащаться у навещавших её священников. Когда душа святой покинула тело (2 мая 1952 г), её желало навестить колоссальное количество православного народа. Блаженную Матрону отпевали в храме Ризоположения, после чего присутствующие подходили и прикладывались к её рукам.
Сама преподобная желала, чтобы тело её похоронили на Даниловском кладбище. Святая предсказывала, что после смерти о ней многие забудут, кроме самых близких, а могила запустеет, но спустя много лет всплывет о ней память. Блаженная старица завещала людей приходить к её гробу и общаться, как с живой, изливать душу и просить помощи.
Через 30 лет после кончины преподобной угодницы её могила, находящаяся на Даниловском кладбище, предстала священным местом, куда стекаются отечественные и иностранные паломники.
Святая Матрона помогала видеть в каждом из нас ближнего своего, чистоту, исходящую из недр человеческого сердца. Через её молитвы больные исцелялись от тяжелых заболеваний, а потерявшие смысл жизни обретали веру в Господа.
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: история, богословие, библия, женщины
         
     
Книги [2421]
Видео [982]
Аудио [335]
Статьи [2695]
Разное [696]
Библия [331]
Израиль [301]
Новости [588]
История [750]
Картинки [387]
MorningStar [1280]
Популярное [206]
Пророчества [1159]
Пробуждение [399]
Прославление [998]
Миссионерство [331]
It's Supernatural! [777]
У вас работает Youtube?
Всего ответов: 41
500

Онлайн всего: 23
Гостей: 23
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024