От изнасилований до издевательств и убийств - в Ветхом Завете есть истории, которые должны нас шокировать. Рози Доусон беседует с ведущими теологами, чтобы выяснить, как христиане должны их понимать |
Для тех, кто изучал теологию в начале 1980-х, как и я, публикация книги Филлис Трайбл "Тексты ужаса", в которой рассматриваются четыре истории об изнасилованиях и насилии в Ветхом Завете, стала шоком и пробуждением. Небольшой томик быстро стал стандартным чтением по модулям феминистской теологии, постепенно вводимым в университетские курсы. Но за пределами академического мира и за годы посещения церкви я редко слышала, чтобы библейские истории об Агари, Фамари, неназванной наложнице или дочери Иеффая проповедовались или преподавались по-другому. Все эти истории об изнасилованиях, брошенности, издевательствах и убийствах этих женщин мужчинами – или при их попустительстве – к которым они, как можно было ожидать, должны были обратиться за защитой. Что мы должны о них думать?
Учитывая движение #MeToo и ежедневную подборку новостей о сексуальном насилии в церквях, мне показалось, что подкаст, пересматривающий эти тексты, мог бы способствовать более широкому обсуждению. И так оно и оказалось. Библейское Общество поручило мне подготовить подкаст #SheToo, в котором рассматривались эти четыре истории. В течение двух недель он возглавил чарты подкастов iTunes religion and spirituality. Я узнала через Твиттер, что он используется в церковных дискуссионных группах и на курсах колледжа; христианами, для которых Библия является авторитетной, и другими людьми, для которых её значение заключается не в каком-либо божественном вдохновении, а в её неизменном культурном влиянии и силе.
Наложница левита
История о наложнице левита рассказана в книге Судей 19. Мы читаем, что левит “взял себе” наложницу, которая рассердилась на него и вернулась в дом своего отца. Он отправился за ней, немного задержался, наслаждаясь обществом своего тестя, и отправился домой поздно вечером, что означало, что по дороге им пришлось заручиться гостеприимством. Они нашли его в доме старика в Гиве. Пока они отдыхали внутри, какие-то “люди развратные” (стих 22) из колена Вениаминова напали на дом и угрожали изнасиловать левита. Хозяин, естественно, пришёл в ужас от этой идеи, но средство, с помощью которого он попытался успокоить мужчин, состояло в том, чтобы предложить им вместо этого изнасиловать его собственную девственную дочь и наложницу левита. Когда нападавших не убедили, левит вышвырнул свою наложницу на улицу. Она подверглась групповому изнасилованию в течение ночи, а на следующее утро её хозяин нашел её мертвой, “и вот, наложница его лежит у дверей дома, и руки её на пороге” (стих 27).
Это ещё не конец истории. Левит, отрицавший свою ответственность за преступление, решил, что уничтожение его собственности (наложницы) вениаминитами было возмутительным. Он разрезал её тело и разослал его части всем коленам Израиля, чтобы созвать их на собрание, чтобы решить, как отомстить. Началась война. Нам сказано, что Господь дал боевые указания и “победил Вениамина перед Израилем” (Судьи 20:35). Когда племена поняли, что племя Вениамина может в конечном счёте вымереть, потому что у выживших мужчин не осталось жен, они нашли решение в дальнейших оргиях и похитили сотни подходящих девственниц, чтобы насильно выдать их замуж. Вы могли бы возразить, что изнасилование наложницы явно осуждается в этой истории. Не столь очевидно, что изнасилование сотен девственниц осуждается аналогичным образом. Вы можете подумать, что это просто представлено как решение проблемы. Текст неоднозначен.
Я обсудила эту историю с доктором Мэри Эванс, христианкой и бывшим заместителем директора Лондонской школы теологии. “Я происхожу из среды, которая рассматривает Библию как Слово Божье, в котором есть послание для нас. Но я считаю, что оно нуждается в интерпретации, и иногда мы неправильно используем методы интерпретации. Нам нужно спросить, о чём говорится в тексте и почему в нём это говорится”.
Доктор Эванс считает важным то, что в первой части истории Бог отсутствует в повествовании. Она считает, что это преднамеренное упущение со стороны авторов. Но что мы сделаем с этой историей позже, когда Бог действительно вмешается в неё? “Я думаю, что даже когда Бог упоминается позже, это не отражает того понимания Бога, которое вы получаете в заветных текстах”, - говорит Эванс. “Вы постоянно слышите этот рефрен: "В Израиле не было царя, и каждый делал то, что считал правильным в своих собственных глазах". Это как если бы автор привлекал ваше внимание к этому и говорил, что люди не спрашивали, чего хочет Бог, – это не имело для них никакого значения”.
Задача, стоящая перед сегодняшним читателем, говорит Эванс, состоит в том, чтобы “попытаться понять, насколько текст говорит: "Это то, чего хотел Бог", и насколько он говорит: "Это то, чего, по мнению людей, хотел Бог". Это очень трудный вопрос. И то, как вы это интерпретируете, как правило, зависит от ваших собственных предпосылок.
“Я не думаю, что вы можете читать эту историю без ужаса, - добавляет она, - и мне кажется, именно это и задумал автор. Иногда люди читают это так, как будто Библия поддерживает изнасилование. Они говорят, что терпеть не могут Библию, потому что в ней рассказываются эти ужасные истории с намеком на то, что Бог допускает или поддерживает эти ужасные вещи. В данном случае это абсолютная бессмыслица. В тексте очень ясно сказано, что это не так, как должно быть”.
Почему бы не оставить эту историю похороненной в книге Судей? Действительно ли она должно стать предметом изучения в группах по изучению Библии и на проповедях? “Важно, чтобы мы прочитали эту историю, потому что она там есть. И в нашем обществе #MeToo, где мы признаём жестокое обращение и то, как часто оно происходит, мы должны понимать, что это записано в Библии и ясно представлено как не то, что задумал Бог, и не так, как должны жить люди. Библия рассказывает эту историю. Мы должны рассказать об этом”.
Агарь
От одной истории, которая, хотя и о других вещах, явно об изнасиловании, к другой истории, которая вообще не была признана как изнасилование. Агарь - египетская рабыня Сарры, жены Авраама (Бытие 16). Когда Сарра не может забеременеть, она предлагает Аврааму переспать с Агарью, чтобы родить им наследника.
Директор Института междисциплинарных библейских исследований Шеффилдского университета, доктор Кэти Эдвардс, с которой я обсуждала историю Агари, не подходит к чтению Библии как христианка. “Мне интересно, как тексты работают в популярной культуре и в публичных дебатах о браке, расе и социальном классе”, - говорит она.
Анализ этого текста Эдвардс будет шокирующим и неудобным для многих. “Для меня это одно из пропущенных описаний насилия в Библии”, - утверждает она. “Это классический рассказ о насилии”.
Авраам был человеком, с которым Бог заключил Свой завет со Своим избранным народом. Если мы прочтем этот отрывок в контексте времени, возможно, нам не следует понимать его действия как изнасилование. Но Эдвардс говорит, что она читает с точки зрения Агари. Агарь была вынуждена заняться сексом. Как ещё нам это назвать?
“Это текст, который на самом деле не признан имеющим никакого отношения к сексуальному насилию. Это само по себе должно стать для нас поводом взглянуть на это новыми глазами”, - говорит она. - У тебя есть кто-то, кто порабощён. Она не в состоянии дать несогласие. В еврейской Библии много споров по поводу изнасилования. Изнасилования как слова не существует, изнасилования как концепции не существует, но поскольку я прямо сейчас читаю этот текст и рассматриваю его с точки зрения проблем, с которыми мы сталкиваемся прямо сейчас, я думаю, нам нужно назвать это таким, какое оно есть”.
Описывая поведение Авраама, нельзя игнорировать роль Сарры. Она была соучастницей изнасилования; на самом деле, это была её идея. Эта история рассказывает нам о динамике власти между мужчинами и женщинами, а также между женщинами в обществе, где основной функцией женщин была способность производить на свет детей мужского пола.
Агарь беременеет, и Сара не может сдержать своей ревности. Она жестоко обращается со своей рабыней до такой степени, что Агарь убегает в пустыню. Ангел Господень находит её там, называет по имени (это важно, больше никто в этой истории этого не делает) и велит ей вернуться к своей госпоже и подчиниться ей. Христианам трудно иметь дело с этим текстом. Что вы будете делать, если ангел Божий скажет вам вернуться к вашему насильнику? Что это говорит о Боге, который желает этого? Некоторые христианские служители и сегодня всё ещё цитируют Библию, чтобы посоветовать жертвам домашнего насилия вернуться к жестоким мужьям. Смысл этого послания заключается в том, что страдания жертвы должны быть перенесены, потому что за этим стоит какая–то высшая цель - будь то обращение мужа или создание народа.
“Это сложная картина Бога”, - говорит Эдвардс. “С одной стороны, Он использует её имя, но в то же время у вас есть Бог, который предполагает, что рабыня, с которой ужасно обращались, возвращается к насильникам. Так что в тексте есть много чего, что можно оспорить, но в тексте действительно есть место для этого вызова. Давая нам такое двойственное представление о Боге, оно позволяет нам это делать”.
Итак, Агарь возвращается к Саре и рожает Измаила. Может быть, какое-то время у неё всё и не так плохо, но когда несколько лет спустя Сара рожает своего собственного сына, Агарь снова изгоняют в пустыню, на этот раз с ребёнком. Без еды и воды она опасается за жизнь Измаила, и ангел Божий вмешивается, “пополняя запасы”, как выразилась Эдвардс. Затем нам говорят, что Бог находится с Измаилом, когда он растёт в пустыне. Внимание переключилось с матери на сына. Эдвардс это беспокоит.
“Где находится Агарь с точки зрения её социального статуса, с точки зрения власти, которую люди имеют над ней сейчас? Возможно, здесь уместно услышать, что Бог был с Агарью и Измаилом, или что Агарь также смогла процветать под Божьей властью, но на самом деле в конце этой истории нам не хватает чего–либо, что могло бы заставить кого-то, читающего ”Для Агари", почувствовать утешение - хотя бы немного".
Агарь упускается из виду как в тексте, так и в наших толкованиях. Эдвардс говорит, что важно, чтобы мы спросили себя, почему. “Мы упустили это из виду, потому что это рассказывает нам о людях, которых мы сейчас упускаем из виду. Это показывает нам, что в нашей реакции на сексуальное насилие в отношении определенных групп и сообществ, где мы их не признаём, всё ещё существуют сходные закономерности. Вот почему это так важно”.
Снова задумайтесь
В Ветхом Завете есть и другие истории, которые в свете нашего момента #MeToo заставляют нас задуматься ещё раз. Был ли у Вирсавии какой-либо выбор относительно того, ложиться с Давидом или нет? Как я вообще могла подумать, что история Есфирь была о конкурсе красоты, а не о торговле молодыми девушками? Несмотря на расстояние в тысячи лет, библейские истории могут иметь удивительный современный резонанс.
Это путешествие в некоторые из самых сложных библейских историй напомнило мне больше всего на свете вот о чем: Библия создаёт неудобства для чтения. Она не всегда даёт четкие ответы или соответствует тем представлениям, которые мы хотели бы иметь о себе или о Боге. Иногда вам просто нужно сесть и побороться с этим. Но важно то, как вы читаете Библию. Это очень важно.
Rosie Dawson - независимый религиозный журналист, документалист и радиопродюсер с более чем 20-летним опытом работы в отделе религии и этики Би-би-си. Она изучала теологию в Оксфорде, прежде чем стать журналисткой Би-би-си на Северо-Западе.
|