Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Ветхий Завет описывает ужасное насилие в отношении женщин. Как мы должны читать эти истории?
От изнасилований до издевательств и убийств - в Ветхом Завете есть истории, которые должны нас шокировать. Рози Доусон беседует с ведущими теологами, чтобы выяснить, как христиане должны их понимать
Для тех, кто изучал теологию в начале 1980-х, как и я, публикация книги Филлис Трайбл "Тексты ужаса", в которой рассматриваются четыре истории об изнасилованиях и насилии в Ветхом Завете, стала шоком и пробуждением. Небольшой томик быстро стал стандартным чтением по модулям феминистской теологии, постепенно вводимым в университетские курсы. Но за пределами академического мира и за годы посещения церкви я редко слышала, чтобы библейские истории об Агари, Фамари, неназванной наложнице или дочери Иеффая проповедовались или преподавались по-другому. Все эти истории об изнасилованиях, брошенности, издевательствах и убийствах этих женщин мужчинами – или при их попустительстве – к которым они, как можно было ожидать, должны были обратиться за защитой. Что мы должны о них думать?

Учитывая движение #MeToo и ежедневную подборку новостей о сексуальном насилии в церквях, мне показалось, что подкаст, пересматривающий эти тексты, мог бы способствовать более широкому обсуждению. И так оно и оказалось. Библейское Общество поручило мне подготовить подкаст #SheToo, в котором рассматривались эти четыре истории. В течение двух недель он возглавил чарты подкастов iTunes religion and spirituality. Я узнала через Твиттер, что он используется в церковных дискуссионных группах и на курсах колледжа; христианами, для которых Библия является авторитетной, и другими людьми, для которых её значение заключается не в каком-либо божественном вдохновении, а в её неизменном культурном влиянии и силе.

Наложница левита

История о наложнице левита рассказана в книге Судей 19. Мы читаем, что левит “взял себе” наложницу, которая рассердилась на него и вернулась в дом своего отца. Он отправился за ней, немного задержался, наслаждаясь обществом своего тестя, и отправился домой поздно вечером, что означало, что по дороге им пришлось заручиться гостеприимством. Они нашли его в доме старика в Гиве. Пока они отдыхали внутри, какие-то “люди развратные” (стих 22) из колена Вениаминова напали на дом и угрожали изнасиловать левита. Хозяин, естественно, пришёл в ужас от этой идеи, но средство, с помощью которого он попытался успокоить мужчин, состояло в том, чтобы предложить им вместо этого изнасиловать его собственную девственную дочь и наложницу левита. Когда нападавших не убедили, левит вышвырнул свою наложницу на улицу. Она подверглась групповому изнасилованию в течение ночи, а на следующее утро её хозяин нашел её мертвой, “и вот, наложница его лежит у дверей дома, и руки её на пороге” (стих 27).

Это ещё не конец истории. Левит, отрицавший свою ответственность за преступление, решил, что уничтожение его собственности (наложницы) вениаминитами было возмутительным. Он разрезал её тело и разослал его части всем коленам Израиля, чтобы созвать их на собрание, чтобы решить, как отомстить. Началась война. Нам сказано, что Господь дал боевые указания и “победил Вениамина перед Израилем” (Судьи 20:35). Когда племена поняли, что племя Вениамина может в конечном счёте вымереть, потому что у выживших мужчин не осталось жен, они нашли решение в дальнейших оргиях и похитили сотни подходящих девственниц, чтобы насильно выдать их замуж. Вы могли бы возразить, что изнасилование наложницы явно осуждается в этой истории. Не столь очевидно, что изнасилование сотен девственниц осуждается аналогичным образом. Вы можете подумать, что это просто представлено как решение проблемы. Текст неоднозначен.

Я обсудила эту историю с доктором Мэри Эванс, христианкой и бывшим заместителем директора Лондонской школы теологии. “Я происхожу из среды, которая рассматривает Библию как Слово Божье, в котором есть послание для нас. Но я считаю, что оно нуждается в интерпретации, и иногда мы неправильно используем методы интерпретации. Нам нужно спросить, о чём говорится в тексте и почему в нём это говорится”.

Доктор Эванс считает важным то, что в первой части истории Бог отсутствует в повествовании. Она считает, что это преднамеренное упущение со стороны авторов. Но что мы сделаем с этой историей позже, когда Бог действительно вмешается в неё? “Я думаю, что даже когда Бог упоминается позже, это не отражает того понимания Бога, которое вы получаете в заветных текстах”, - говорит Эванс. “Вы постоянно слышите этот рефрен: "В Израиле не было царя, и каждый делал то, что считал правильным в своих собственных глазах". Это как если бы автор привлекал ваше внимание к этому и говорил, что люди не спрашивали, чего хочет Бог, – это не имело для них никакого значения”.

Задача, стоящая перед сегодняшним читателем, говорит Эванс, состоит в том, чтобы “попытаться понять, насколько текст говорит: "Это то, чего хотел Бог", и насколько он говорит: "Это то, чего, по мнению людей, хотел Бог". Это очень трудный вопрос. И то, как вы это интерпретируете, как правило, зависит от ваших собственных предпосылок.

“Я не думаю, что вы можете читать эту историю без ужаса, - добавляет она, - и мне кажется, именно это и задумал автор. Иногда люди читают это так, как будто Библия поддерживает изнасилование. Они говорят, что терпеть не могут Библию, потому что в ней рассказываются эти ужасные истории с намеком на то, что Бог допускает или поддерживает эти ужасные вещи. В данном случае это абсолютная бессмыслица. В тексте очень ясно сказано, что это не так, как должно быть”.

Почему бы не оставить эту историю похороненной в книге Судей? Действительно ли она должно стать предметом изучения в группах по изучению Библии и на проповедях? “Важно, чтобы мы прочитали эту историю, потому что она там есть. И в нашем обществе #MeToo, где мы признаём жестокое обращение и то, как часто оно происходит, мы должны понимать, что это записано в Библии и ясно представлено как не то, что задумал Бог, и не так, как должны жить люди. Библия рассказывает эту историю. Мы должны рассказать об этом”.

Агарь

От одной истории, которая, хотя и о других вещах, явно об изнасиловании, к другой истории, которая вообще не была признана как изнасилование. Агарь - египетская рабыня Сарры, жены Авраама (Бытие 16). Когда Сарра не может забеременеть, она предлагает Аврааму переспать с Агарью, чтобы родить им наследника.

Директор Института междисциплинарных библейских исследований Шеффилдского университета, доктор Кэти Эдвардс, с которой я обсуждала историю Агари, не подходит к чтению Библии как христианка. “Мне интересно, как тексты работают в популярной культуре и в публичных дебатах о браке, расе и социальном классе”, - говорит она.

Анализ этого текста Эдвардс будет шокирующим и неудобным для многих. “Для меня это одно из пропущенных описаний насилия в Библии”, - утверждает она. “Это классический рассказ о насилии”.

Авраам был человеком, с которым Бог заключил Свой завет со Своим избранным народом. Если мы прочтем этот отрывок в контексте времени, возможно, нам не следует понимать его действия как изнасилование. Но Эдвардс говорит, что она читает с точки зрения Агари. Агарь была вынуждена заняться сексом. Как ещё нам это назвать?

“Это текст, который на самом деле не признан имеющим никакого отношения к сексуальному насилию. Это само по себе должно стать для нас поводом взглянуть на это новыми глазами”, - говорит она. - У тебя есть кто-то, кто порабощён. Она не в состоянии дать несогласие. В еврейской Библии много споров по поводу изнасилования. Изнасилования как слова не существует, изнасилования как концепции не существует, но поскольку я прямо сейчас читаю этот текст и рассматриваю его с точки зрения проблем, с которыми мы сталкиваемся прямо сейчас, я думаю, нам нужно назвать это таким, какое оно есть”.

Описывая поведение Авраама, нельзя игнорировать роль Сарры. Она была соучастницей изнасилования; на самом деле, это была её идея. Эта история рассказывает нам о динамике власти между мужчинами и женщинами, а также между женщинами в обществе, где основной функцией женщин была способность производить на свет детей мужского пола.

Агарь беременеет, и Сара не может сдержать своей ревности. Она жестоко обращается со своей рабыней до такой степени, что Агарь убегает в пустыню. Ангел Господень находит её там, называет по имени (это важно, больше никто в этой истории этого не делает) и велит ей вернуться к своей госпоже и подчиниться ей. Христианам трудно иметь дело с этим текстом. Что вы будете делать, если ангел Божий скажет вам вернуться к вашему насильнику? Что это говорит о Боге, который желает этого? Некоторые христианские служители и сегодня всё ещё цитируют Библию, чтобы посоветовать жертвам домашнего насилия вернуться к жестоким мужьям. Смысл этого послания заключается в том, что страдания жертвы должны быть перенесены, потому что за этим стоит какая–то высшая цель - будь то обращение мужа или создание народа.

“Это сложная картина Бога”, - говорит Эдвардс. “С одной стороны, Он использует её имя, но в то же время у вас есть Бог, который предполагает, что рабыня, с которой ужасно обращались, возвращается к насильникам. Так что в тексте есть много чего, что можно оспорить, но в тексте действительно есть место для этого вызова. Давая нам такое двойственное представление о Боге, оно позволяет нам это делать”.

Итак, Агарь возвращается к Саре и рожает Измаила. Может быть, какое-то время у неё всё и не так плохо, но когда несколько лет спустя Сара рожает своего собственного сына, Агарь снова изгоняют в пустыню, на этот раз с ребёнком. Без еды и воды она опасается за жизнь Измаила, и ангел Божий вмешивается, “пополняя запасы”, как выразилась Эдвардс. Затем нам говорят, что Бог находится с Измаилом, когда он растёт в пустыне. Внимание переключилось с матери на сына. Эдвардс это беспокоит.

“Где находится Агарь с точки зрения её социального статуса, с точки зрения власти, которую люди имеют над ней сейчас? Возможно, здесь уместно услышать, что Бог был с Агарью и Измаилом, или что Агарь также смогла процветать под Божьей властью, но на самом деле в конце этой истории нам не хватает чего–либо, что могло бы заставить кого-то, читающего ”Для Агари", почувствовать утешение - хотя бы немного".

Агарь упускается из виду как в тексте, так и в наших толкованиях. Эдвардс говорит, что важно, чтобы мы спросили себя, почему. “Мы упустили это из виду, потому что это рассказывает нам о людях, которых мы сейчас упускаем из виду. Это показывает нам, что в нашей реакции на сексуальное насилие в отношении определенных групп и сообществ, где мы их не признаём, всё ещё существуют сходные закономерности. Вот почему это так важно”.

Снова задумайтесь

В Ветхом Завете есть и другие истории, которые в свете нашего момента #MeToo заставляют нас задуматься ещё раз. Был ли у Вирсавии какой-либо выбор относительно того, ложиться с Давидом или нет? Как я вообще могла подумать, что история Есфирь была о конкурсе красоты, а не о торговле молодыми девушками? Несмотря на расстояние в тысячи лет, библейские истории могут иметь удивительный современный резонанс.

Это путешествие в некоторые из самых сложных библейских историй напомнило мне больше всего на свете вот о чем: Библия создаёт неудобства для чтения. Она не всегда даёт четкие ответы или соответствует тем представлениям, которые мы хотели бы иметь о себе или о Боге. Иногда вам просто нужно сесть и побороться с этим. Но важно то, как вы читаете Библию. Это очень важно.

Rosie Dawson - независимый религиозный журналист, документалист и радиопродюсер с более чем 20-летним опытом работы в отделе религии и этики Би-би-си. Она изучала теологию в Оксфорде, прежде чем стать журналисткой Би-би-си на Северо-Западе.
Категория: Статьи | Просмотров: 277 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 0.0/0 | | Premier Christianity |
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 John • 09:24, 25.04.2024 1
Берд на бреде и бредом подгоняет. Дух послания напоминает людей которым истина совсем не важна, им главное закричать и желательно таким криком, чтобы все обратили на них внимание. И даже если это произойдет и на них обратят внимания, они как правило не будут слушать.

Судить о древних с современной точки зрения, - иногда это не приводит к серьезным ошибкам, а иногда такой огород нагородят. Насильно выданные замуж девственницы через предложение оказываться сотнями изнасилованных. И так далее.

Если человеку в общественном транспорте случайно наступили на ногу, а он интерпретирует это как злой заговор против него и на самом деле его хотели убить. То, что это говорит об этом человеке?

Или он заорет на весь вагон, что все, кто его окружают не обращают никакого внимание на это великое зло и обвинит их за то, что им все равно. Должны ли люди принимать это от обвинителя?

Зло ли это, что человеку наступили на ногу? В какой-то степени. Соразмерна ли реакции, справедливы ли обвинения. Очевидно, что нет.
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: Толкование, женщины, насилие
         
     
Книги [2423]
Видео [982]
Аудио [335]
Статьи [2707]
Разное [700]
Библия [334]
Израиль [301]
Новости [590]
История [755]
Картинки [395]
MorningStar [1286]
Популярное [207]
Пророчества [1159]
Пробуждение [399]
Прославление [1010]
Миссионерство [331]
It's Supernatural! [780]
У вас работает Youtube?
Всего ответов: 45
500

Онлайн всего: 18
Гостей: 17
Пользователей: 1
visloguzowael


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024