Смелые молитвы сделали возможными 55 лет жизни Эми Кармайкл в Индии
Даже по меркам других миссионеров служение ирландской женщины детям, подвергшимся сексуальной эксплуатации, было бесстрашным
Стоя на коленях у постели, трёхлетняя Эми Кармайкл молила Бога сделать её глаза голубыми. К сожалению для этой малышки молитва не привела к чуду.
Но десятилетия спустя, став взрослой женщиной, после того как она покинула Ирландию, чтобы обосноваться в тогдашней оккупированной британцами Индии, она вспомнила свою детскую молитву. С её светлой кожей она никогда бы по-настоящему не слилась с местными жителями. Но её карие глаза соответствовали глазам людей, среди которых она жила, — иначе это было ещё одним препятствием при попытке наладить отношения в качестве миссионера.
Кармайкл переехала в Индию в возрасте 27 лет и никогда оттуда не уезжала. Большая часть её служения была отмечена нарушением культурных норм, касающихся храмовой проституции. Её молитвенная жизнь, постоянная составляющая её служения и хорошо задокументированная в её книгах и личных трудах, выявила её смелость, упрямство и выдержку в обстоятельствах, которые бросали ей серьёзный вызов, - качества, необходимые ей в её усилиях поделиться любовью Христа с сотнями женщин и детей на протяжении всей ее жизни.
“Иди, ты”
Старшая из семерых детей, Эми Кармайкл (1867-1951), выросла в зажиточной христианской семье в Миллисле, Северная Ирландия. Она пришла к вере во Христа подростком, посещая уэслианскую методистскую школу-интернат в Йоркшире, Англия. Но её пребывание в школе было прервано, когда она была вынуждена вернуться домой из-за финансовых трудностей своей семьи.
Семья переехала в Белфаст по делам бизнеса, где её отец умер от пневмонии. Кармайкл посвятила себя служению другим, начав со своих братьев и сестёр — образец самопожертвования, который сохранился до её последнего дня. Такие трудности заставили Кармайкла цепляться за Слово и взывать к Богу в молитве не только за утешением, но и за практической помощью.
В какой-то момент мать Кармайкла собрала детей, чтобы сказать им, что у них закончились деньги. Немедленной реакцией семьи было не беспокоиться, а просить Бога о помощи. Эти ранние переживания укрепили зависимость Кармайкла от Бога. “Лютер сказал: "Тот не силён, кто не твёрд в нужде", - писала она позже, размышляя о Притчах 24:10 для своей книги "Грани его путей". “ Итак, давайте “будем сильны в Господе и в силе Его могущества”.
Одним из результатов этого молитвенного доверия стало служение Кармайкл среди “шалли”, группы обездоленных женщин, работавших на местных фабриках Белфаста. Она получила разрешение от своего пастора использовать церковный зал для проведения специального собрания для девочек с мельницы. Но многие члены церкви, которые с предубеждением относились к бедным, невоцерковленным женщинам из трущоб, не одобряли этого. Возможно, они почувствовали облегчение, когда группа переросла своё пространство и начала молиться о новом месте для богослужения.
Бог ответил на их молитвы через пожилую женщину, которая пожертвовала 500 фунтов стерлингов на строительство здания на небольшом участке земли, купленном у владельца местной мельницы. Таким образом, был построен Приветственный зал - пространство, которое со временем стало центром для работающих людей в сообществе и которое до сих пор существует как церковь.
По приглашению Роберта Уилсона, который позже стал её приемным отцом, Кармайкл посетила Кесвикский съезд 1888 года - движение, стремившееся помочь людям лучше познать Бога. Во время конференции она почувствовала себя обременённой “воплем язычников” и была вынуждена посвятить свою жизнь христианскому служению.
Два года спустя, листая свой молитвенный журнал, Кармайкл услышала слова: "Иди, ты". И, повинуясь этим словам, она вскоре стала первой официальной миссионеркой Кесвика.
Первоначально Кармайкл планировала служить в Китае в Китайской внутренней миссии (CIM), но ей было отказано по состоянию здоровья. Однако этот отказ не изменил её убеждения в том, что Бог призвал её проповедовать Евангелие за границей, и всего чуть больше года спустя, в марте 1893 года, Кармайкл была принята в японскую евангелистскую группу и села на корабль.
Вскоре после того, как она прибыла в Японию, одна пожилая женщина жадно слушала, как Кармайкл делился Благой вестью о жизни, смерти и воскресении Христа, но её отвлекли модные меховые перчатки миссионерки. Этот случай пробудил в Кармайкл новое убеждение, и она решила последовать примеру Хадсона Тейлора, миссионера в Китае и основателя CIM, который носил ту же одежду, что и люди, с которыми он общался, в попытке свести к минимуму отвлекающие факторы ради Евангелия. Надев традиционную японскую одежду, Кармайкл вместе со своей коллегой Мисаки-сан увидела, как их служение начало приносить плоды.
Однако она начала страдать от изнуряющих головных болей и невралгии. Получив совет покинуть Японию и отдохнуть, она отправилась на Цейлон (ныне Шри-Ланка), но была вызвана домой в Ирландию, чтобы ухаживать за Уилсоном, который перенёс инсульт. Когда Кармайкл позже вернется на миссионерское поприще, это будет не Япония, а в место, где она проведет остаток своей жизни.
"Насколько мы храбры"
За столетие до прибытия Эми Кармайкл в Индию Уильям Кэри открыл двери для миссий в стране, переведя Библию более чем на 15 языков и распространяя Евангелие среди людей из всех социальных и экономических классов. Обременённый заботой о заблудших, Кэри доказывал актуальность миссий для каждого христианина, вдохновляя многих англоговорящих отправиться за границу.
Но по прибытии в Бангалор Кармайкл обнаружила, что она не вписывается в существующее миссионерское сообщество. В какой-то момент она насмешливо написала:
Продвигающиеся вперед христианские солдаты,
сидящие на циновках;
Красиво, тепло и уютно
Как маленькие кошечки.
Вперёд, христианские солдаты,
О, какие мы храбрые,
разве мы не сражаемся?
Очень удобно?
К её облегчению, более серьёзная миссионерская пара, Томас и Кэтрин Уокер, пригласили её поработать с ними в Тинневелли (ныне Тирунелвели), городе на юге Индии, где она прожила более десяти лет. У супругов было странствующее служение, они путешествовали по деревням пешком или в повозке, запряженной волами. С помощью Уокеров она выучила тамильский, местный язык.
Хотя Кармайкл носила местное сари, она отвергла обычные драгоценности и браслеты, заявив, что “драгоценности неуместны в избранных [Богом] работниках — Его отделённых”; носить их означало бы подчиняться “закону моды этого мира”. Группа новообращённых верующих последовала её примеру, назвав Иисуса своей драгоценностью и назвав себя “Звёздным скоплением” за свет Христа, который сиял через них.
Во время своих путешествий с Уокерами Кармайкл столкнулась с храмовой женщиной, которая была “замужем” за богами. Позже она узнала, что эта женщина была проституткой, которая провела свою жизнь в сексуальном обслуживании священников и верующих в индуистских храмах. Бедные семьи часто продавали своих детей в храмы, где дети становились сексуальными рабынями — практика, которая возмутила Кармайкла, который потребовал социальных действий.
“Открытие этой системы было подобно мечу в миссионерской душе Эми”, - позже написала Элизабет Эллиот в своей биографии Кармайкла "Шанс умереть". - Надо что-то делать. Кто-то должен каким-то образом найти способ прикоснуться к этим женщинам ради Бога”.
В марте 1901 года Кармайкл и “Звёздное скопление” прибыли в Донавур, место убежища для преследуемых христиан, основанное в 1827 году. Комплекс Дохнавур включал в себя небольшие хижины, жилые дома, церковь и группу номинальных христиан. И это было недалеко от индуистского храма в Грейт-Лейк, где жили храмовые девушки, которые были “замужем” за различными индуистскими божествами.
Однажды девочка по имени Прина сбежала из индуистского храма и попросила, чтобы её отвели к Кармайкл. “С того дня она стала моей матерью душой и телом”, - позже написала Прина, и благодаря ей глаза Кармайкла ещё больше открылись на торговлю детьми в храмах.
Вскоре после этого Томас Уокер был нанят для обучения студентов-богословов в Дохнавуре. Итак, семья Уокер, Кармайкл и “Звёздное скопление” обосновались в том, что в конечном итоге стало Братством Донавур — убежищем для брошенных, подвергшихся насилию и травмированных детей, где Кармайкл была их постоянной “Аммой”, или матерью. Сотни детей получили образование и медицинскую помощь, научились вместе молиться, работать и играть.
Донавур представлял собой изолированную атмосферу, созданную жесткими убеждениями Кармайкл. Иногда она бывала резкой, особенно в своей дисциплинарной тактике, которая включала в себя нанесение чернил на языки детей, которые лгали, и вешание таблички с надписью “ЛОЖЬ” на шею обидчику - действия, которые, по её мнению, были совершены с любовью.
“Важно, чтобы мы были верны друг другу, были преданы тому, что является семьей — всего лишь маленькой семьёй в большом доме, но всё же семьёй, в которой жива семейная любовь и которая действует как живая связь”, - написала она позже. “Для тех из нас, кто прожил эту жизнь в течение многих лет, непостижимо, что тот, для кого эта преданность ничего не значит, хочет быть одним из нас. Дело вовсе не в том, что мы думаем, что наш образ жизни - единственный, но мы уверены, что это тот путь, который предназначен для нас”.
Потенциальные миссионеры, которые хотели присоединиться к этой “семье”, проходили тщательную проверку Кармайкл, чьё высокое уважение к святости подкреплялось непреклонным пуританским подходом и часто создавало трения между ней и миссионерским сообществом.
Например, в 1924 году приехала семья Ниллов. Родители были врачами, и их сын Стивен пришел помочь в служении спасенным мальчикам. Но вскоре между Стивеном и Кармайклом возникли конфликты по поводу обращения с детьми в Донавуре, и их одинаковая решимость, вспыльчивость и разные взгляды затрудняли укрепление доверия. Хотя точная причина конфликта остается неясной, семья Ниллов в конце концов уехала.
Вскоре после этого Кармайкл вышла из Миссионерского общества Зенана Англиканской церкви, поскольку оно было связано с Христианским миссионерским обществом, которое больше не утверждало богодухновенность Священного Писания. Эти инциденты, возможно, побудили её в 1926 году разработать кодекс принципов, утверждающий, что Священное Писание - это само Слово Божье.
Но её конфликты с миссионерами и обществами были второстепенными по сравнению с практическими, кажущимися безграничными потребностями растущей семьи Донхавур, которая требовала постоянного заступничества. Как подробно описано в книге Эми Кармайкл “Ночной спасатель", в какой-то момент она записала в дневнике: "Молитва - это суть нашего дня. Без этого день был бы испорчен”.
Её команда молилась о припасах, детской комнате для детей, транспортном средстве, больнице, доме-часовне и против духовной войны. Эта убеждённость проявилась даже в Молитвенном доме, который позже был построен в центре комплекса, из его высоких окон открывался вид на сад, детские сады, классные комнаты и медицинские корпуса.
Кармайкл так и не взяла отпуск и не вернулась домой в Ирландию, даже после того, как упала в яму, вывихнула лодыжку и сломала ногу. Как позже написал Эллиот, инцидент произошел в тот же день, когда миссионерка помолился: “Сделай всё, Господи, что позволит мне служить Тебе и помогать моим возлюбленным”.
Кармайкл осталась с ограниченной физической подвижностью и последние два десятилетия своей жизни была в основном прикована к постели. Но она продолжала служить, сочиняя слова ободрения, и за свою жизнь написала в общей сложности 35 книг.
Прослужив в Индии 55 лет, Эми Кармайкл умерла 18 января 1951 года. Благодаря её служению более 1000 индийских детей получили образование, доступ к медицинскому обслуживанию, испытали радость принадлежности к семье и услышали благую весть Евангелия.
По сей день наследие Кармайкл ярко проявляется в братстве Донавур, где её правнуки продолжают делиться любовью Иисуса Христа с другими нуждающимися. И её слова продолжают служить всем, кто стремится всем сердцем жить для Господа.
От тех молитв, в которых я прошу
меня от испытаний оградить,
от страха перед тем, чем я дышу,
когда последняя надежды рвётся нить,
от всех сомнений адского огня
прошу, Господь, освободи меня.
От зависти к комфорту и к вещам,
которые к Тебе мне застят путь,
которые Ты смог отвергнуть Сам,
Собою осветив Голгофы суть,
Посланник Неба, сохрани меня,
чтобы не дрогнула душа на склоне дня.
Мой путь, прошу, любовью освети,
пусть вера победит все мои страхи,
дай мне надежду в сердце пронести
и страсть, что никогда не сгинет в прахе!
Не дай остыть мне треснувшим углём!
Пусть стану я святым Твоим огнём!
(перевод взят с сайта stihi.ru)