Ваша книга фокусируется на часто упускаемой из виду реальности для проповедников: в любой общине, получающей проповедь, найдутся слушатели, которые испытывают боль. Для начала, как вы определяете боль и страдание?
Боль — это нечто универсальное и в то же время такое индивидуальное. Несмотря на то, что мы все переживаем боль, мы не будем испытывать или обрабатывать боль и страдания совершенно одинаково. Поэтому я бы сказал, что страдание и боль - это то, где каждый из нас испытывает разочарование или потерю. Они связаны с внутренним разочарованием или гневом в связи с ситуацией и чувством безнадежности по этому поводу.
В своей книге вы упоминаете шесть универсальных типов боли: болезненные решения, болезненные финансы, болезненные проблемы со здоровьем, болезненные потери, болезненные отношения и болезненные грехи. Наблюдали ли вы увеличение определенных видов боли за последние два года?
Я думаю, большинство из нас признают, что одиночество, тревога, депрессия и другие проблемы с психическим здоровьем, похоже, сегодня находятся на переднем крае нашей культуры, наряду с испытаниями в отношениях. Существует множество разногласий в отношениях — даже христиане не могут говорить друг с другом, не могут найти место единства во Христе. Несмотря на то, что мы христиане, мы позволили нашей идентичности и тому, что нам дорого, разделить нас, особенно в последние пару лет.
Какую роль сетование должно играть в церкви? Как вы проповедуете сетование с кафедры?
Как христианская культура, мы часто хотим отодвинуть в сторону то, как мы на самом деле чувствуем себя эмоционально, но Питер Скаццеро и другие говорили о важности эмоционального здоровья, особенно в качестве духовных лидеров. То, как мы говорим о боли с кафедры — или если мы не говорим об этом, — многое говорит о церкви с точки зрения того, является ли это запретной темой или нет. Я хотел бы, чтобы мы, как христианская община, могли принять то, что мы чувствуем, даже если это не всегда радостно. Мы можем лидировать, не всегда надевая наше воскресное выражение лица, которое говорит “у меня все хорошо” и пытается скрыть эти проблемы.
Это не значит, что мы должны быть полностью открытой книгой и делиться всем с кафедры. Необходимо проявлять проницательность и мудрость при рассмотрении вопроса: подходящее ли сейчас время для обсуждения этих вопросов? Должен ли я использовать самораскрытие или быть уязвимым за кафедрой прямо сейчас? Что правильно в этот момент?
Но в то же время, на мой взгляд, церковь - это больница. Мы можем быть уязвимыми и заботиться друг о друге как христианская община, а это значит, что я могу поделиться с кафедры о своей борьбе. Это может нормализовать открытость в отношении боли, чтобы разговоры об этих вещах казались менее запретными.
На моей собственной кафедре за последние несколько лет, если это оправдано в проповеди, я целенаправленно рассказываю о своей собственной боли. В частности, я рассказываю о боли, которую испытал, потеряв своего брата шесть лет назад из-за убийства. Чтобы привести пример того, что происходит, когда я это делаю, однажды после того, как я проповедовал об этом, ко мне подошла женщина и начала плакать. Я не был уверен почему, но в конце концов она поделилась со мной: “Моя дочь была убита два года назад. Я никогда не думал, что какой-нибудь пастор когда-нибудь будет говорить об этом с кафедры”. По сути, она говорила: "Я удивлена, что Святой Дух побудил Вас говорить об этом так открыто".
Проповедь сетования - это способность выразить словами то, через что мы проходим, и иметь возможность освободить для этого место. Если мы не будем говорить об этих проблемах, мы просто позволим Лукавому заставить нас всех почувствовать, что мы в этом путешествии одни.
Каковы хорошие способы для пасторов поработать над своим собственным здоровьем, прежде чем они принесут свою боль прихожанам?
Нам нужно снять стигматизацию с духовенства, получающего психиатрическую помощь. Мы хотим быть здоровыми пасторами, но часто пасторы не в состоянии выразить свою личную боль кому бы то ни было. Поэтому я думаю, что первое, что нужно сделать, — это найти надежных людей, которые любят нас и заботятся о нас — лидера, друга, специалиста психическому здоровью - и иметь возможность говорить об этих проблемах. Но тогда мы также должны получить мнение руководства с точки зрения того, должен ли я проповедовать на эту тему или нет, или это то, что неразумно делать прямо сейчас?
Вы пишете, что одна из ролей проповедника состоит в том, чтобы помогать слушателям получать утешение от Бога, и мне кажется, что частью здоровья как для проповедника, так и для прихожан является зависимость от Бога, а не от пастора как постоянного опекуна. Как проповедник, как вы помогаете людям перейти от вашего воскресного утреннего слова к более глубокой зависимости от Бога?
Большинство из нас — как проповедников, так и мирян - настолько заняты, что не уделяют времени нашему собственному духовному путешествию с точки зрения обработки нашей боли или желаемого комфорта. Я призываю прихожан отделять пространство в своей неделе, чтобы сделать это регулярной практикой в своей жизни: приглашать Бога в места, где мы закрыты для Него, и просить Бога помочь нам разобраться с некоторыми областями нашей жизни, о которых мы не хотим открыто говорить с Богом или с другими людьми. Это может стать регулярным ритмом в нашей жизни, когда мы можем проводить некоторое время в ежедневной самоотдаче, прося Духа раскрыть те области нашей жизни, где мы действительно испытываем трудности. Я поощряю ежедневное время самоотдачи, чтобы пригласить Бога к разговору.
Мы часто можем предостерегать от греха и принятия неверных решений с кафедры, стремясь помочь слушателям развить мудрость. Но иногда мы можем забыть, что те, кто сидит на наших скамьях, уже приняли неверные решения и в результате испытывают боль. Как проповедники могут одновременно бросать вызов слушателям и утешать их?
Одна из прекрасных вещей в проповеди заключается в том, что Бог говорит с людьми по-разному через одну и ту же проповедь. Одна из практик, которые я провожу со своими студентами семинарии, заключается в том, что я призываю их подумать о том, кого они знают, а затем написать проповедь для этого единственного человека в церкви. Это помогает предотвратить перегрузку всеми различными типами боли. Напишите всю проповедь для этого одного человека и просто посмотрите, что делает Бог.
Я делал это в своём собственном служении. Иногда я пишу проповедь, имея в виду одного конкретного человека, но после проповеди ко мне подходит совершенно другой человек и говорит: “Как Вы узнали, что это происходит в моей жизни?” Я говорю им: “Я этого не знал. Это был Бог”. Бог способен сделать гораздо больше того, что мы ожидаем или представляем себе в наших проповедях.
Бывают также моменты, когда нам нужно противостоять греху. Писание говорит нам, что мы должны бросать вызов и обличать с терпением и великими наставлениями, поэтому, когда мы сталкиваемся с грехом или неправильным выбором, нам нужно продумать такие вещи, как наш тон: как мы передаем истину Слова Божьего любящим, пастырским, ободряющим образом?
Однажды в воскресенье я выступал в церкви и пытался донести мысль о том, что мы несём ответственность за свои грехи. Потом рядом со мной села женщина, и она была очень зла. Короче говоря, она сказала мне: “Я сделала аборт семь лет назад, и Библия обещает, что Бог не вспомнит о моих грехах. Так почему же Вы вспоминаете о моём грехе?”
В тот момент я потерял дар речи, поэтому просто помолился вместе с ней. Затем я сказал: “Мне очень жаль. Если Святой Дух противостоит вам или говорит о чём-то в вашей жизни, я верю, что это Божья работа. Но я не рассчитывал на такую реакцию, потому что я не знал о вашей ситуации, и мне очень жаль”.
Из-за такого рода потенциальных реакций со стороны слушателей мы можем бояться говорить об этих проблемах с кафедры. Но мы можем бросить вызов и противостоять нашим слушателям и сказать: “Возможно, Бог совершает какую-то работу в вашей жизни. Может быть, Бог пытается исцелить вас от этого.” Да, мы несём ответственность за наши грехи, но Бог также обещает, что Он больше не помнит о наших грехах. Поэтому я стараюсь делать и то, и другое в своей проповеди, но в конечном счёте это зависит от Божьей работы, действующей в жизни этого человека.