Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Айзек Азимов верил, что мир может просуществовать ещё тысячи лет. Почему христиане не могут этого сделать?
Почему церковь так часто (ошибочно) предсказывает нашу собственную гибель
С каждым днём признаков становится всё больше. Мир охвачен смятением. Прямо сейчас мы стоим на пороге конца света”. Так говорится в заявлении одной эсхатологической конференции с участием некоторых выдающихся американских евангельских лидеров.

Будучи пастором в Бельгии, я также регулярно слышал от людей из евангельских кругов, убеждённых или обеспокоенных текущими событиями, что Христос придёт не просто скоро, как Он выразился, а очень скоро. Я им сочувствую: помимо глобальных проблем, наш континент сталкивается со многими вызовами, которые заставляют меня стремиться к Царству Божьему.

Тем не менее, я часто удивляюсь: почему этот высокий уровень немедленного эсхатологического ожидания сохраняется, когда Иисус прямо сказал нам, что мы не можем знать, когда наступит конец (Мф. 24:36; Деяния 1:7)? Мы, христиане, окрестили пессимизм? Возможно, нам стоит обратиться к работам всемирно известного писателя-фантаста и скептика 20-го века, который представлял себе продолжение человеческой жизни на протяжении десятков тысяч лет, а затем снова прочитать Библию. Когда речь заходит о том, куда мы движемся, Писание призывает нас к реализму.

Примерно в то время, когда многие молодые евангелики начали читать премилленаристскую литературу, такую как "Оставленные", я был поглощён другим чтивом: трилогией Айзека Азимова "Основание".

Азимов, уроженец России, эмигрировавший в Соединенные Штаты ещё ребёнком, написал или отредактировал более 500 книг. С 1942 по 1950 год он опубликовал сборник рассказов и новелл, посвященных падению и восстановлению галактической империи в далёком будущем — примерно в 24 000 году нашей эры. Трилогия "Основание" стала настолько влиятельной, что часто считается, что она вдохновила на создание элементов из других классических фантастических произведений, таких как "Дюна" и "Звёздные войны". (Произведение также было адаптировано для сериала на Apple TV).

Книга знакомит нас с Хари Селдоном, блестящим учёным, который узнаёт ужасающие новости о неизбежном крахе империи. С помощью того, что он называет психоисторией, он вычисляет не только то, что империя исчезнет в ближайшие 300 лет, но и то, что, если ничего не предпринять, за этим падением последуют 30 000 лет тьмы. Селдон разрабатывает план, как сократить этот период хаоса всего лишь до тысячелетия и ускорить возрождение новой империи с помощью “Основания”.

На протяжении многих лет Азимов расширял трилогию “Основание” и объединял её со своей серией "Роботы и Галактическая империя", чтобы создать то, что некоторые называют гипотетической "историей будущего", исследуя поворотные моменты за более чем 20 000 лет, отделяющих Селдона от нас. Поступая таким образом, он предвосхитил многие вопросы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, особенно о развитии роботов и искусственного интеллекта и о том, как мы будем жить с ними.

В отсутствие веры в то, что Бог когда-нибудь положит конец истории, и с некоторой долей оптимизма по поводу человечества нехристианин Азимов мог свободно выдвигать свои гипотезы о будущем человечества, включая возможные кризисы. Его работы остаются источником вдохновения для тех, кто размышляет над нашими современными вызовами.

Христианская эсхатология, вопреки хронологии Азимова, часто была довольно пессимистична в отношении непрерывности нашего мира. В своём юмористическом обзоре пророчеств о “близком конце” истории “Карманный путеводитель по Апокалипсису” приводит список многочисленных более или менее христианских проповедников, которые в своё время предсказывали "конец света", начиная со второго века после еретика Монтануса.

Мартин Лютер продолжил эту традицию. Говоря об ужасающем состоянии Священной Римской империи и угрозе турецких вторжений, он писал: “Мир приближается к концу, и мне часто приходит в голову, что Судный день вполне может наступить до того, как мы завершим наш перевод Писания. Все временные события, предсказанные в нём, исполняются”.

Лютер был более сдержанным человеком, чем некоторые из его современников, таких как теолог Томас Мюнцер, чьи убеждения о конце света заставили немецких крестьян восстать и впоследствии быть убитыми. Конечно, все они и гораздо более поздние примеры были ошибочными. Несмотря на постоянные кризисы, Земля продолжает вращаться. И, несмотря на годы ложных предсказаний, всевозможные пророки продолжают возвещать о скором конце света.

Несмотря на толкование Библии, подобные пророчества и менталитет продолжают находить отклик. (Возьмём, к примеру, "Часы судного дня"). Почему?

Бельгийский философ и религиозный скептик Мартен Будри опубликовал статью, в которой исследует то, что он называет “семью законами деклинизма”, или его понимание условий, заставляющих нас, людей, беспокоиться о нашем мире.

Среди наиболее известных механизмов, лежащих в основе нашего ощущения, что мир, по сути, разваливается на части, — таких как невидимая тишина хороших новостей, наша инстинктивная тяга к плохим новостям и стремление к самосохранению, а также то, как в наши дни социальные сети намеренно подпитывают этот аппетит, - Боудри также выделяет то, что он называет “Законом сохранения возмущения”. То есть уровень нашего возмущения, как правило, остаётся неизменным, даже когда условия улучшаются. Мы просто повышаем свою чувствительность к меньшему злу, чтобы тревожные люди всегда находили повод для своего беспокойства.

Кроме того, по словам Боудри, решения, которые мы находим для решения проблемы, позволяют нам забыть о самой проблеме и сосредоточиться на новых проблемах, которые возникают из-за наших новых решений, даже если эти новые проблемы менее остры, чем предыдущие (он называет это “Законом самоуничижительных решений”). И чем большей свободой мы пользуемся в обществе, тем чаще мы можем сообщать о новых пороках, о которых в других контекстах и слыхом не слыхивали (“Закон дезинфицирующего солнечного света”). Таким образом, прогресс сам по себе может привести к пессимизму.

В целом, независимо от того, сталкиваемся ли мы непосредственно с последствиями войны или преувеличиваем неудобства современного общества, люди всегда найдут повод для идеи упадка. Большинство опасений по поводу конца света, которые я слышал лично, исходили от жителей стран с относительным хорошим уровнем изобилия и безопасности. На самом деле более богатые или влиятельные люди потенциально могут потерять больше, чем те, у кого мало средств.

Некоторым христианам кажется, что превратить эту тревогу в представление о том, что Христос вот-вот вернётся, совсем несложно. “Христос придёт очень скоро” также может быть христианской версией очень распространенного “Этот мир пугает меня” или “Мне не нравится, как идут дела”. В мире, определяемом семью законами Боудри, человек, предлагающий библейское подтверждение, неизбежно привлечёт к себе внимание.

Каким бы ни было качество толкований религиозных лидеров, утверждающих, что они знают о том, что Христос вот-вот придёт из-за того или иного текущего события, они конкретно подтверждают тревогу, которую некоторые испытывают, и возвращают тем, кто встревожен, некоторую степень контроля с помощью предлагаемой ими немедленной уверенности. Но какими бы привлекательными ни были эти вещи, Бог вместо этого призывает нас направить наше внимание и действия на других.

Не нам строить планы на ближайшие 20 000 лет, но нам не хватает воображения таких людей, как Азимов, когда мы не можем представить себе выживание человечества или просто наших детей за пределами тех условий, которые мы знаем на данный момент. Конечно, многие отчаянные ситуации в нашем мире заставляют нас страстно желать обновления, обещанного нашим Богом. Но снова и снова мы видим, что сами по себе неприятные обстоятельства не означают, что Бог всё уладил или прекратил свою работу в нашем мире.

В романах Азимова надвигающаяся угроза намного серьёзнее, чем всё, чего мы могли бы бояться даже в нашем глобализированном мире: падение межгалактической империи, войны и варварство, сопровождающиеся гибелью миллиардов людей. Тем не менее, Азимов не описывает это как “конец света”. Некоторые выживут, и им придётся восстанавливать цивилизацию. Главный вопрос в том, будут ли они достаточно подготовлены, чтобы сократить период хаоса, который последует за падением империи.

Писание не поощряет ни вызывающего тревогу пессимизма, который заставил бы нас с подозрением относиться ко всему, ни наивного оптимизма, который ожидает, что человечество само по себе достигнет мирного и гармоничного состояния. Как показывает недавняя телевизионная адаптация, какими бы ни были экзотические межзвездные условия, космические корабли, инновационные технологии или модная одежда, которые могут нас ожидать, человечество останется неизменным в своём сочетании красоты и порочности. В этом мире пшеница и сорняки растут бок о бок (Мф. 13:24-30; Откр. 22:11).

Когда Иисус сказал нам “бодрствуйте, потому что не знаете, в какой день придёт ваш Господь” (Мф. 24:42), Он не имел в виду наблюдение за предстоящими знамениями, будь то на небе или в геополитике Ближнего Востока. Он имел в виду наблюдение за собой, как Он ясно показывает в следующей притче о верном и злом слуге, где первый не стоит у двери, ожидая возвращения своего господина. Вместо этого он заботится о тех, кто был вверен ему (ст.45-46).

Вместо того чтобы постоянно искать признаки того, что наш Учитель придёт прямо сейчас, мы призваны позволить Ему стать видимым для наших современников в том виде, в каком мы ходим, подобно Христу, какой бы долгой ни была человеческая история.

Среди многих персонажей оригинальной трилогии "Основание" те, кто наиболее способен противостоять сложным обстоятельствам, - это люди, которые верят в жизнеспособность неизвестного плана Селдона для Основания, несмотря на нестабильность, войны, беспорядки или плохих лидеров. Я не буду раскрывать здесь, что стало с планом Селдона. В конце концов, эсхатология Азимова в основе своей не христианская. Но мы точно знаем, что Автор нашего плана гораздо более достоин нашего доверия.

Эта уверенность позволяет нам в сложном и постоянно меняющемся мире предлагать нашим современникам присутствие христиан, которые укоренены в вечности и готовы смотреть в лицо суровым реальностям и тяжелым вопросам наших дней с благодатью своего грядущего Господа, пока он действительно не придёт.

Léo Lehmann - координатор по французскому языку в CT, а также директор по публикациям Сети евангелической миссиологии для франкоязычной Европы (REMEEF). Он живёт в Бельгии, в районе Намюра.
Категория: Статьи | Просмотров: 365 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 4.7/3 | | Christianity Today |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: Апокалипси, Эсхатология, книга
         
     
Книги [2423]
Видео [982]
Аудио [335]
Статьи [2707]
Разное [700]
Библия [334]
Израиль [301]
Новости [590]
История [755]
Картинки [395]
MorningStar [1286]
Популярное [207]
Пророчества [1159]
Пробуждение [399]
Прославление [1010]
Миссионерство [331]
It's Supernatural! [780]
У вас работает Youtube?
Всего ответов: 44
500

Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024