Иногда то, что мы считаем духовными извращениями, вовсе не извращения, а истинная работа Святого Духа. Но как отличить подлинную Его работу от извращения?
Критика, которой Джонатан Эдварде подвергся во время Великого Пробуждения, побудила его написать свое знаменитое произведение "Отличительные черты работы Духа Божьего". В этом труде Эдварде устанавливает критерии подлинной работы Святого Духа. Во-первых, он определил роль физических проявлений, которые происходили на его служениях. Он пишет, что "свое отношение нельзя строить на определенных физических проявлениях, как слезы, дрожание, стоны, сильные крики, конвульсивные телодвижения или упадок сил. Влияние, под которым находится человек, нельзя определить на основании реакций тела человека. В Библии мы не находим такого указания".
Другими словами, физические проявления сами по себе ничего не доказывают. Библия не дает нам никакого руководства или указания, по которому мы могли бы определить эти проявления. Писание утверждает, что эти проявления могут быть реакцией на Божье воздействие на человека. Но Библия не гарантирует, что эти проявления всегда будут истинно духовными. В некоторых случаях такие проявления совсем не являются следствием работы Святого Духа, а только некоторых особенностей человеческой природы или даже бесовского влияния. Справедливо также и то, что Дух Святой может совершать чудесную работу, и при этом не наблюдается никаких внешних признаков. Люди могут истинно приходить к Богу без стонов, дрожаний и других видимых проявлений. Возможно, что даже бес может выйти из человека безо всякого физического проявления.
Первое и главнейшее испытание каждого служения, проявления или учения заключается в том, согласуется ли оно с учением Священного Писания. Однако мы должны твердо помнить, что именно Писание является критерием проверки, а не наше истолкование Писания.
Было время, когда фундаменталисты утверждали, что женщины ведут себя нескромно и нарушают повеление Павла (1Тим. 2:9), если они пользуются косметикой. Сегодня редко кто воспринимает это место Писания именно таким образом. Женщины, которые пользовались косметикой в первой половине двадцатого века, нарушали не Библию, а истолкование Библии, которое предложили фундаменталисты. Перед тем как утверждать, что данное проявление нарушает Писание, мы должны удостовериться, что оно действительно противоречит ясному и недвусмысленному учению Библии.
Эдварде далее приходит к следующему выводу: если в Библии ничего не написано по данному вопросу, то единственной проверкой подлинности данного служения является то, должны отличать истинных пророков от ложных: "По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их" (Матф. 7:16-20). Испытание плода данного служения играет окончательную роль в тех случаях, когда Библия молчит. Этот тест применим также и тогда, когда люди исповедуют правильное учение, но в жизни не следуют ему. Они или сознательно обманывают окружающих, или сами оказались обманутыми. В любом случае проверка плода Святого Духа разоблачит их. Разумеется, мы не можем выносить суждение только на том основании, что нам это кажется странным и непонятным. Странность не является библейским правилом для определения, от Бога это или нет.
Предположим, что мы видим человека, который был горьким пьяницей, избивал жену и ненавидел Бога. И вот он, присутствуя на служении, сначала начал кричать громким голосом, а затем повалился на землю и оставался без движения 24 часа. Что, если этот человек, поднявшись с земли, перестал бы пить, начал бы любить свою жену, как Христос любит Церковь, и стал бы любить Бога и Его слово? Как бы нам не казалось все это странным, мы обязаны прийти к выводу, что Дух Святой действовал в его сердце. Ни дьявол, ни плоть не способны вызвать любовь к Богу, любовь к семье или свободу от пьянства. Такие события происходили как во время Великого Пробуждения Эдвардса, так происходят и в наши дни, когда люди отказываются угашать огонь Святого Духа.
РЕАКЦИЯ НА ФИЗИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В НАШИ ДНИ
Если Бог желает давать физические проявления сегодня, мы должны принять их из Его рук, но не стоит впадать в заблуждение, прославляя эти проявления. Если мы придаем этим проявлениям огромное значение и часто проповедуем о них, то можем впасть в ложную и опасную крайность. В конченом счете не проявление играет основную роль, а работа Святого Духа в человеке Проявление — это только реакция на работу Духа. И мы хотим прославлять работу Духа, проявляющуюся в обличении, прощении, спасении, исцелении и освобождении, а не физическую реакцию на эту работу. Если мы будем придавать большое значение физическим проявлениям, люди приравняют эти проявления к работе Святого Духа и даже будут рассматривать их как признак духовности. А когда это происходит, многие люди начинают имитировать такие проявления, чтобы также выглядеть "духовными".
Равносильная ошибка происходит и тогда, когда люди пытаются подавить такие проявления. Представьте себе, что человек находится под таким сильным обличением Святого Духа за свои грехи, что почти физически ощущает адские муки, которые ожидали бы его, и в результате начинает сильно дрожать. Представьте тогда, как было бы глупо подойти к такому человеку и приказать ему немедленно прекратить это безобразие! Если мы пытаемся воспрепятствовать физическому проявлению, которое исходит от Святого Духа, мы рискуем угасить огонь Святого Духа.
Мы не должны бояться истинных физических проявлений. Я часто встречаю христиан, которые без сомнения верят, что бесы могут говорить человеческим голосом, руководить мыслями, прикасаться к телу людей и т.д., но они твердо убеждены, что Бог не делает ничего подобного в наши дни. Каждый раз, когда они наблюдают какое-нибудь физическое проявление, то делают вывод, что это работа дьявола.
Всякая боязнь дьявола является неразумным страхом. Христианин никогда не должен бояться дьявола или бесов. Единственная личность, которой, согласно Библии, нужно бояться христианину — это сам Бог. Если Бог производит эти проявления, то Он использует их для блага. Если дьявол производит их, его можно остановить благодаря крови Иисуса Христа. В любом случае у нас нет библейского основания бояться таких проявлений.
И, наконец, мы не должны падать духом, если Бог не дает никаких физических проявлений для сопровождения работы Своего Духа, а также не должны пытаться воспроизвести эти проявления, поощряя людей к этому или другим методам. Богу не нужны проявления для достижения Своих целей. Если же мы своими силами воспроизводим такие проявления, мы можем осквернить работу Святого Духа и воспрепятствовать ее развитию.
Хочу дать последний совет по этому вопросу. Мне также очень не нравилось, когда люди подделывали физические проявления на служениях. Это происходило в дни Эдвардса, это случается и сегодня. Такое, конечно, будет происходить везде, где только работа Святого Духа сопровождается истинным физическим проявлением. Иногда подделку легко определить, иногда бывает не так просто. Однако мой опыт наблюдения различных физических проявлений говорит мне, что эти подделки не так серьезны, как кажутся.
Люди, которые по своей воле трясут руками или дрожат во время прославления, обычно не являются "опасными" людьми. Обычно это неуверенные в себе и одинокие верующие. На протяжении недели им мало кто уделял внимание. Часто единственный случай, когда им уделяется хоть какое-то внимание, это когда в церкви кто-то подойдет к ним и возложит на них руки или помолится за них. Порой такие люди начинают дрожать или трястись только для того, чтобы привлечь к себе внимание и получить служение от других членов Тела Христа. Я уделял очень серьезное внимание этому вопросу в последние несколько лет и пришел к выводу, что это редко кому создает серьезные проблемы. Этим людям не удается ввести служителей в заблуждение, но может не понравиться случайным посетителям, которые не знают общей ситуации в церкви. Если посетитель человек искренний и пришел не для того, чтобы критиковать, то он всегда может спросить объяснения у тех, кто понимает мотивы таких "ложных проявлений".
В редких случаях, если поведение человека действительно становится непонятным и видно, что он работает на публику, пастор или лидер церкви должен подойти и тактично, но твердо остановить это проявление. Я выяснил, что если вопросы о библейском основании таких проявлений обсуждаются открыто, остается очень мало места для обмана и фальсификации в этой области.
(Текст взят из книги: Джек Дир " Удивлён силой Святого Духа")
|