Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Борьба с затруднительными историями из Ветхого Завета
Непонятные отрывки могут сорвать наши планы по чтению Библии на год. Как нам их интерпретировать?
Во время недавней поездки в Египет шеф-повара нашего отеля приготовили замечательный "шведский стол" из кулинарных изысков, отличающихся как превосходным вкусом, так и изысканной эстетикой.

Один из членов нашей группы выложил на свою тарелку красивую начинку: огуречный диск, увенчанный треугольником сыра, маленький помидор и что-то похожее на десертный мусс. Усевшись за наш столик, он откусил кусочек, и его глаза расширились, когда он поморщился. “Что это?!” - воскликнул он. Этот сладкий мусс оказался печеночным паштетом — совсем не то, что он ожидал!

Это время года, когда многие христиане начинают составлять новый план чтения Библии. Чтение Библии от корки до корки - замечательная практика, которая знакомит нас с её менее знакомыми отрывками. По пути мы можем обнаружить новые сокровища, спрятанные между известными нам историями.

Но мы также можем столкнуться с отрывками, которые предпочли бы выплюнуть изо рта, например, печеночный паштет моего друга. Ожидая вдохновения, мы можем вместо этого найти жесткие слова, тревожные сцены или сбивающие с толку эпизоды. Особенно, если мы надеялись на изучение Библии, вырабатывающее эндорфин, - “приятное” чтение, которое поможет нам пережить наш день, — мы часто можем разочароваться.

Как библеист, я посвятила свою жизнь чтению и пониманию Писаний. Я наблюдала, как страницы Библии оживают снова и снова. Несмотря на это, я всё ещё сталкиваюсь с отрывками, которые меня беспокоят. Но я держу в уме то, что однажды сказал другой мой друг, знаток Библии, Исав Макколи, а именно, что мы должны взаимодействовать с такими трудными отрывками точно так же, как Иаков взаимодействовал с ангелом в 32-й главе Бытия.

После длительного отсутствия Иаков направлялся домой в Ханаан. Он нервничал из-за встречи со своим братом Исавом. Когда он уходил, обстановка была напряженной, и Иаков не был уверен, как Исав примет его, когда он вернётся. В ночь перед их встречей ангел застал Иакова врасплох, и они вдвоём боролись до рассвета, после чего ангел попросил Иакова отпустить его. Именно тогда Иаков ответил: “не отпущу тебя, пока не благословишь меня” (ст. 26).

Иаков знал, что столкнулся с небесным существом из божественного царства, и он не хотел упускать возможность получить благословение от Господа. И в тот конкретный момент он понял, что это понадобится ему, чтобы набраться смелости встретиться лицом к лицу со своим братом на следующий день.

Что, если бы мы относились к Библии подобным образом? Что, если бы всякий раз, когда мы сталкивались с тревожным библейским отрывком, мы применяли тот же подход, что и Иаков? Понимая, что Писание богодухновенно, что, если бы мы сказали: "Я не оставлю это, пока оно не благословит меня"?

Гораздо проще опустить руки и отойти от текста, но если мы будем упорствовать, то можем найти больше вдохновения, чем когда-либо ожидали.

Три ключа к борьбе с Ветхим Заветом

По моему опыту, даже самые трудные отрывки (возможно, особенно эти отрывки) могут стать источником благословения, если мы настойчиво пытаемся их понять. Проблема в том, что многим людям трудно понять Библию, потому что их никогда по-настоящему не учили, как с ней взаимодействовать. Итак, на этом я хотела бы поделиться тремя ключами к интерпретации этих сложных отрывков:

1. Рассмотрите исторический и культурный контекст

Нравится нам это или нет, Библия была написана не для нас и не о нас. Да, это Слово Божье для нас, но события, которые в неё описываются, происходили далеко от времени и места, которые большинство из нас называет домом. Даже для тех, кто сегодня живет в “библейских землях”, тысячи лет стоят между нами и Библией.

Это означает, что чтение Библии - это не только межкультурный опыт; оно также включает в себя путешествие во времени. Вот почему нам помогает, когда мы знаем что-то об истории этого региона. Если мы потратим время на то, чтобы рассмотреть повседневную жизнь обычных мужчин и женщин — их заботы и трудности, их надежды и ценности, — тогда нам будет легче проникнуть в их истории.

Некоторые современные читатели обеспокоены тем, что, если они сосредоточатся на истории, Библия станет менее вдохновляющей с религиозной точки зрения. Тем не менее, снова и снова я убеждаюсь в обратном. Когда я лучше понимаю суровые реалии древних времён, я вижу, как много у нас общего с древними людьми. Бог и сегодня помогает нам в наших проблемах точно так же, как Он помогал им в их жизни.

Одним из способов изучения исторического и культурного контекста Библии является использование таких ресурсов, как “NIV Библия для изучения культурных особенностей” или “Серия комментариев к иллюстрированной Библии Zondervan”. Обе книги содержат насыщенные полноцветные изображения и содержат информацию, которая поможет вам разобраться в том, что происходит в мире, скрытом за текстом.

2. Обратите внимание на литературное оформление отрывка

Сосредоточение внимания на Писании как на литературе не означает, что мы отвергаем его историчность — это просто означает, что мы признаем, что Библия - это искусно созданный литературный текст. Писание представляет вдохновенную интерпретацию истории в продуманном формате, призванном подчеркнуть его ключевые темы.

По мере чтения обращайте внимание на то, как автор описывает людей и места. Обратите внимание, разворачивается ли повествование в хронологическом порядке и какие сцены расположены рядом. Такие ресурсы, как видео из проекта "Библия", которые находятся в свободном доступе в Интернете, могут помочь вам понять, как создавалась та или иная книга.

Другими словами, читайте не только ради фактов, но и для того, чтобы оценить мастерство библейских авторов. Вдохновляемые Святым Духом, эти писатели создают потрясающие произведения искусства, которые выдержали испытание временем.

3. Читайте в разнообразном сообществе

Некоторые отрывки могут показаться нам странными или даже вызывающими возражения из-за нашего культурного контекста или жизненного опыта. Когда мы читаем вместе с другими, мы можем объединить наши знания, наши идеи и даже наши вопросы, чтобы помочь нам справиться со сложными текстами. На протяжении многих лет я училась у других учителей и пасторов и даже из вопросов и наблюдений студентов, когда я веду урок.

В последние годы я прилагала согласованные усилия, чтобы ознакомиться с идеями всемирной церкви. Это дар - учиться бок о бок с мужчинами и женщинами из разных контекстов, потому что их культурные особенности позволяют им видеть вещи, которые я упускаю, и объяснять вопросы, которые мне незнакомы.

Несколько ресурсов, за которые я благодарна, - это Глобальная библиотека Лэнгхэма, база данных с возможностью поиска в Every Voice и веб-сайт Translation Insights and Perspectives. Они значительно расширили мой кругозор, помогая мне читать Библию вместе с другими людьми со всего мира.

Зачем Богу пытаться убить Моисея?

Один отрывок, который поставил меня в тупик, спрятан в Исходе 4. Это не тот отрывок, который встречается в проповедях или на уроках воскресной школы, и я сомневаюсь, что вы читали по нему молитву. На самом деле, это такая короткая история, что, если ваш разум немного отвлечётся во время чтения, вы можете даже пропустить его. Но если вы обратили внимание, то это немного шокирует.

Чтобы подготовить почву, Бог уже встретился с Моисеем на горе Синай в неопалимой купине и поручил ему отправиться в Египет, чтобы вывести Свой народ из рабства. Моисей прощается с мадианитянской семьей своей жены и начинает путешествие обратно в Египет со своей женой и сыновьями. Вот тогда-то и случается неожиданное:
Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошёл от него Господь. Тогда сказала она: жених крови - по обрезанию (ст. 24-26).
Почему Бог пытался убить Моисея, когда тот был в процессе повиновения? Откуда Сепфора точно знала, что делать? Почему это обрезание изменило мнение Бога? Почему сын Моисея ещё не обрезан? Почему эта странная история настолько важна, чтобы включить её в эту книгу?

Это были лишь некоторые из моих вопросов. Основываясь на прошлом опыте, я ожидала найти вдохновение, если буду копать глубже и бороться с текстом, как Иаков с ангелом, — и действительно, я нашла!

Применение трёх ключей к истории Сепфоры

Сначала я рассмотрела историческую и культурную подоплёку этой истории. Сепфора - дочь мадианитянского священника. Она выросла среди ритуалов. Обрезание практиковалось как евреями, так и египтянами — но не таким же образом и не в одно и то же время и, конечно, не с таким же значением.

В то время как Бог велел евреям обрезать младенцев, когда им было всего восемь дней от роду (Быт. 17:12), египтяне делали обрезание в период полового созревания — и этот обряд, по-видимому, не имел для них религиозного значения. По неизвестным нам причинам, похоже, Моисей пренебрёг обрезанием своих собственных сыновей, что поставило его семью вне Божьего завета с Авраамом.

Во-вторых, я узнала, что фраза “жених крови” может иметь более широкое значение. Еврейское слово хатан (“жених”) может относиться к любому родственнику мужского пола по браку, а не только к жениху.

Хотя в тексте указаны местоимения, текст на иврите более двусмысленный. Когда говорится, что она бросила к ногам крайнюю плоть, на иврите неясно, к чьим ногам это относится: к ногам её сына, Моисея или Господа? Но поскольку её сын был её родственником по рождению, а не по браку, она, скорее всего, обращалась либо к Моисею, либо к его Богу Яхве, с которым она вступила в отношения через брак.

Не только это, но и заявление Сепфоры: “ты жених крови у меня” имело ритуальное значение, подобное тому, которое сегодня используют свадебные служители, когда говорят: “Теперь я объявляю вас мужем и женой!” Точно так же Сепфора заявляла, что её семья принадлежала Яхве.

В-третьих, и это самое важное, поскольку я провела время в литературном контексте этого странного отрывка, я обнаружил много связей, которые помогли мне понять его.

Перед этой сценой Бог только что велел Моисею передать фараону: “так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего” (Исх. 4:22-23).

Моисей родился евреем, но был усыновлён дочерью фараона. Мы не знаем, были ли у неё другие дети, но если нет, то Моисей, возможно, играл роль её первенца. Когда Моисей стал взрослым, он, казалось, не был уверен в своей личности. Он не был принят ни евреями, ни египтянами — и когда он прибыл в Мадиам, он не представился. Только во время его встречи с Яхве у неопалимой купины его личность была выяснена.

Однако, если Моисей не обрезал своих сыновей, значит, он не предпринял единственного необходимого шага, чтобы идентифицировать себя и свою семью как евреев. Моисей не мог позволить себе вернуться в Египет с неопределённой идентичностью — и поэтому он не был бы освобождён от ультиматума Бога фараону.

Позже Моисей проинструктирует евреев относительно пасхальной церемонии, которая защитит их первенцев от удара ангела Господня. Напомним, что для участия в Пасхе все мужчины в семье должны были быть обрезаны (Исх. 12:48). Итак, Моисей собирался приказать другим делать то, чего он сам не делал.

Итак, вернувшись в пустыню, Яхве встретился с Моисеем лицом к лицу, чтобы обеспечить его полное отождествление с евреями. Сепфора, подобно повитухам и другим женщинам в повествовании о младенчестве Моисея, вмешалась, чтобы спасти его от опасности (Исх. 1:17; 2:1-10). Как женщина, спасшая Моисея, Сепфора является продолжением саги о Моисее. После этого повествование переходит к спасению Израиля Яхве.

Учимся есть “печень”

Печень - это приобретённый вкус с определённой пользой для здоровья. Если бы мой друг во время моей ознакомительной поездки в Египет был должным образом подготовлен, он, возможно, смог бы это оценить. Библия - это тоже приобретённый вкус. Её правильное чтение требует определенных навыков, опыта и целеустремленности. Мой лучший совет, когда вы сталкиваетесь с трудным отрывком, таков: примите решение не отпускать его, пока он не благословит вас.

Carmen Joy Imes
- доцент кафедры Ветхого Завета в Университете Биола и автор книги "Носить имя Бога” и “Быть образом Божьим". Она еженедельно публикует видеоролики “Вторник Торы” на YouTube.
Категория: Статьи | Просмотров: 279 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/3 | | Christianity Today |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: Моисей, Ветхий Завет, Толкование, библия
         
     
Книги [2421]
Видео [982]
Аудио [335]
Статьи [2695]
Разное [696]
Библия [331]
Израиль [301]
Новости [588]
История [750]
Картинки [387]
MorningStar [1280]
Популярное [206]
Пророчества [1159]
Пробуждение [399]
Прославление [998]
Миссионерство [331]
It's Supernatural! [777]
У вас работает Youtube?
Всего ответов: 41
500

Онлайн всего: 44
Гостей: 44
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024