Исход 4:24-26. Почему Господь хотел умертвить Моисея?
Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови - по обрезанию.
<1>
Эти стихи являются одними из самых трудных для понимания в книге Исход. Почему же Господь хотел умертвить Моисея? Что же он такого сделал – или не сделал? Почему его жена мадианитянка, Сепфора, взяла каменный нож, хотя её не просили, и тот час же обрезала своего сына? В чём смысл того, что она бросила крайнюю плоть своего сына к ногам Моисея, говоря: «ты жених крови у меня»? Почему тогда Господь отошел от Моисея? (Похоже, что Моисей и есть тот, которого подразумевает слово «него»).
Рассказ начинается с наречия, означающего «в то время». Этот сразу же решает одну проблему: этот текст не является первичной историей (т.е. попыткой объяснить, почему случились определённые вещи или какое значение они имеют, что обычно бывает в составе основной истории). Нигде в Ветхом Завете (ВЗ) это наречие не использовалось, чтобы представить первичный/основной материал. Автор захотел поместить этот эпизод в положении реального мира.
Связь между стихами 24-26 и материалом до и после важно. Бог не искал жизни Моисея, как это делал фараон. Есть две ключевые темы. Во-первых, вопрос сыновей. Первенец фараона (Исход 4:23) и сын Моисея (возможно его первенец) вовлечены в этот контекст, что вовлекает Божий призыв к Израилю, его «первенцу» (Исход 4:22). Это противопоставление не случайно и показывает благодать Божью и ответственность к слову Божьему.
Второй момент – это приготовление Божьего слуги. Бог приготовил народ Израиля, в силу их стенания, и Он приготовил Моисея в лидерских качествах; при этом оставался пусть и маленький, но важный момент подготовки семьи. Моисей мог пропустить момент с обрезанием своего сына, потому что пошел на уступки своей жены или из собственного попустительства к стандартам. В результате он чуть не потерял возможность сделать то, для чего был приготовлен почти всю свою жизнь – и чуть не потерял свою жену.
Очевидно, что Сепфора была вынуждена действовать быстро. Без приказа она резко схватила каменный нож (или камень) и обрезала своего сына. Обычно это должна быть церемония, подготовленная главой дома. Действие Сепфоры показывает, что она инстинктивно связала болезнь своего мужа с его нежеланием поместить их сына под Божий завет через обрезание (Бытие 17:10-14). Моисей мог быть слишком болен, чтобы сделать это сам; поэтому Сепфора и взяла инициативу.
Когда Сепфора сделала обрезание, она коснулась ног своего мужа крайней плотью и сказала, возможно в тоне отвращения и презрения, «ты жених крови у меня». Эти слова невозможно понять как связь с чем-то ещё кроме как насмешку и отвращение к церемонии обрезания.
Возможно в этом доме были долгие споры на эту тему. Возможно Сепфора говорила, что эта операция ей отвратительна. Моисей мог возражать: «Но Бог повелел нам обрезывать всех наших мальчиков». Чтобы сохранить мир Моисей мог и оставить этот вопрос и пойти на риск, не послушавшись повеления Божьего.
Когда же он готовился возвратиться в Египет и принять мантию лидерства после 40 лет отсутствия, Моисей неожиданно преткнулся и столкнулся с опасностью, угрожавшей жизни. Сепфора тот час поняла, в чём проблема и потому действовала так быстро. При этом она не признавала правомерность этого действия. Она поступила под принуждением, а не по велению сердца.
Моисей не играет активной роли в этом повествовании. Можно поспорить, что он и сам не стал обрезываться, поскольку провёл многие годы во дворце фараона, а потом в земле Мадиамской. Но ничто в тексте не подтверждает эту идею. Правда, что египтяне практиковали взрослое обрезание, но это было только частичное обрезание. В любом случае, Писание не делает проблемы из собственного обрезания Моисея.
<1>
Синтаксис ВЗ склонен не беспокоиться о вторичным причинах; зачастую в ВЗ то, чему Бог позволил свершиться, сделано напрямую Им. Поэтому то, что Бог позволил Моисею серьёзно заболеть или испытать какую-то ещё опасность, представляется в еврейском языке как то, что Бог хотел умертвить его. Не просто, что Моисей был болен или близок к смерти; это было действие суверенного Бога, который контролирует все события и происшествия на земле. Таким образом вторичные причины не важны. Конечная причина превалирует в качестве объяснения.
Добавлю, что Божье дело может исполнять тот, кто находится в завете с Господом, а завет всегда основывался на крови и в данном случае является прообразом обрезания сердца, т.к. с не обрезанным сердцем невозможно делать работу для Господа, даже если человек предназначен для этой работы. самим Богом.
ну не всегда основывался на крови, вначале, в Эдеме(до грехопадения) не было так, это потом, Сказал- В крови твоей живи, да так и сказал, в кровях твоих живи!
А вот как описано это событие в "Книге праведного": 8."И поднялся Моисей, идти в Египет, и взял он жену с собой, и сыновей своих с ним. И был он на постоялом дворе, в дороге, и Ангел Божий(Elohim) сошел и искал повода против него. 9. И хотел он убить его из-за первенца его, потому что он не обрезал его, и отступил от завета, который Господь(YHWH) заключил с Авраамом. 10. Ибо Моисей послушался слов тестя, которые тот говорил ему, не обрезать первенца своего, поэтому он не обрезал его. 11. И увидела Сепфора Ангела Господня(YHWH) ищущего повода против Моисея, и знала она, что было это из-за сына ее Гирсама не имеющего обрезания. 12. И поспешила Сепфора и взяла из острых камней скалы, которая была там, и обрезала она сына ее, и избавила мужа и сына ее от руки Ангела Господня(Elohim).
24 И БЫЛО В ПУТИ НА НОЧЛЕГЕ - НАСТИГ БОГ МОШЕ И ХОТЕЛ УМЕРТВИТЬ ЕГО. 25 И ВЗЯЛА ЦИПОРА ОСТРЫЙ НОЖ, И ОБРЕЗАЛА КРАЙНЮЮ ПЛОТЬ СЫНА СВОЕГО, КОСНУЛАСЬ НОГ МОШЕ И СКАЗАЛА: "ИБО ЖЕНИХ КРОВИ ТЫ МНЕ". 26 И ОТПУСТИЛ ОН ЕГО; ТОГДА СКАЗАЛА ОНА: "НУЖНА ТЕБЕ КРОВЬ - КРОВЬ ОБРЕЗАНИЯ". (Исх.4:24-26)
24 И был (Моше) в пути на ночлеге, и встретил его (посланец) Господа и хотел умертвить его. 25 И взяла Ципора кремень, и обрезала крайнюю плоть своего сына, и положила к его (Моше) ногам, и сказала: Истинно, (в) крови суженый - ты мне. 26 И оставил его. Тогда она сказала: (В) крови суженый — за обрезание. (Исх.4:24-26)
ааааа! пардонне муа, как говорится. только что перечитала снова все, и вот тут меня и осенило. а почему мы вообще решили, что Господь хотел умертвить Моисея? там вроде написано "его"? это может относиться и к его сыну. если так, то там все встает на свои места.
привет с левита, да? тогда привет от автора вопроса.
соглашусь с тем, кто сказал, что ясности от толкования не прибавилось.
единственное понимание, которое у меня в принципе, наверное, и было, и осталось - слова о женихе относились скорее к ангелу Господню, потому что Моисей тут, как говорится, "никаким боком" не вписывается.
и объяснения насчет "первичной" и "вторичной" историей ничего не объяснили, елси честно. можно как-то популярней?
ну а по поводу того, что это все был "сон" - просыпайтесь, батенька
Вот зачем писать статью, которая не раскрывает смысл а больше запутывает? Раввины пишут одно, ранние христиане другое, современные богословы третье. А кто-то умудряется комбинировать все эти предположения. Давайте согласимся, что есть места, которые никто не может понять, и ждать откровения от Бога. Что я подразумеваю под откровением? Это то изъяснение, с которым соглашаются все, за исключением тех, кто не соглашается ни с чем) В одном переводе, она коснулась ног Моисея, в другом ног ангела, в третьем "у ног", потому что Моисей заболел, в четвертом помазала ноги мужа...
Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошел от него Господь.
Это ключевые слова. Моисей был на НОЧлеге, то есть возлежал ночью,проще сказать спал и было ему сно-видение. Поэтому это надо рассматривать как сон, а не реальность.
Если бы была реальность, то все происходило бы иначе. Христос будучи Господом и Учителем любви всех призывал к любви и действовал аналогично, даже в тех случаях, когда ему угрожала смерть, то и в этом случае Господь не желает кому-то смерти, поэтому относитесь к этому также как борьбе во сне Иакова с человеком которого он принял за Бога. На лбу же привидившихся не было написано "Я ГОСПОДЬ" или "Я БОГ", относитесь к этим сновидениям как и учат пророки, как к многочисленным сновидениям.
Вспомните слова: "Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся" (Иер.29:8).
Понимать сны - это большое искусство и и редким людям оно доступно, поэтому люди часто толкуют их прямолинейно.
а Сепфора тоже приснилась? потому что если начало сна "что встретил его Господь" то концом сна должно быть: "И отошел от него Господь" значит по середине: "тогда Сепфора взяв каменный нож.." это тоже сон.
не согласен с вами. Есть конечно места в Писании, когда люди не знали что перед ними Ангел Господень. На многие места Писания нам нужно откровение. Вот например в книге Иова кто приходил вместе с детьми Божьими? Сатана или ангел? Если сатана, то написано, что никто не чистый не может быть перед Богом, а если ангел, то почему написано, что сатана?
Любое наваждение есть тьма, так как символизирует неведение. Прочти внимательно книгу Иова и увидишь, что у Иова было наваждение и ни каких приключений с ним не было.
Следи за мыслью изложенной в книге в первой главе: 13 И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего. 14 И вот, приходит вестник к Иову и говорит: 15 волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Обрати внимание что напали на праведника соседи воинствующие потомки народа Савы или Сабы, то есть Иов мог не быть иудеем, а жил где-то в Аравии близ Савы, земли упомянутой при царствовании Соломона. Спасся только тот, кто принес печальную весть, а отроки от меча погибли.
Далее: 16 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. И вот новое несчастье отроков которых только что пленили и поразили мечом, так ещё они и сгорели во время пожара со всем имуществом. И вновь спасся только тот, кто принес грустную весть.
Читаем далее: 17 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Обрати внимание, что отроков взятых в плен жителями Савы и ими убитых или раненых, и потом погибших от большого огня взяли в плен уже халдеи и вновь поразили мечами. А халдеи - народ живущий совсем в иной стороне и вновь по счастливой случайности спасся только вестник.
И окончание следует у этой печальной истории: 18 Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Оказывается на тех отроков которых поразили мечом жители Савы, которые погибли на пожаре, которых убили халдеи, на них ещё упал от сильного ветра дом и погубил окончательно. И при этом спасся только один вестовой, правда уже четвертый по счету.
А теперь счастливый финал этой истории: вспомним, что в первой главе написано: 2 И родились у него семь сыновей и три дочери. а в 42 гл. сказано: 10 И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде. 13 И было у него семь сыновей и три дочери.
Как видим из финала этой поучительной истории, всё что произошло с Иовом, похоже на наваждение или чью-то фантазию.
Текст то библейский, можешь сам на досуге поразмышлять. Конечно если готов искать истину так как её искал апостол Фома, старавшийся все пропустить через себя, не особенно доверяя сказанному кем-то.