Выступает ли Папа Римский за благословение однополых союзов?
ЛГБТ-католики приветствовали новое заявление Папы римского Франциска, которое было истолковано как открывающее дверь для благословения однополых отношений
В жизни Римско-католической церкви происходит нечто значительное, поскольку группа кардиналов пересматривает и переиздаёт несколько dubia.
Что такое дубиа?
По-латыни это означает ‘сомнения’. Если Папа Римский говорит или делает что-то, что ставит под сомнение какой-либо пункт доктрины, Римско-католическая церковь возлагает на заинтересованных епископов обязанность задавать вопросы. Эти вопросы называются ‘дубиа’, и они задаются редко.
Чем обеспокоены кардиналы?
Пять кардиналов ставят под сомнение двусмысленные заявления, которые были сделаны Папой Франциском в отношении доктрины церкви в последнее время. Кардиналы обеспокоены тем, что Папа Римский может открыть дверь для рукоположения женщин и благословения однополых союзов.
Я думал, католическая церковь выступает против однополых браков и женщин-священников. С чего бы им беспокоиться, что Папа Римский когда-нибудь изменит учение Церкви?
Римско-католическая церковь официально учит, что к людям, испытывающим однополое влечение, следует относиться с уважением, состраданием, чуткостью и без какой-либо дискриминации. Также объявляется, что сексуальная активность между людьми одного пола по своей сути является беспорядочной, тяжким грехом и ни при каких обстоятельствах не может быть одобрена.
Но когда его попросили прояснить его позицию по этому учению, папа Франциск сказал: “Если кто-то гей, и он ищет Господа, и у него есть добрая воля, кто я такой, чтобы судить?” Это замечание и другие, подобные ему, были расценены консервативными католиками как бесполезно двусмысленные.
Как отреагировал Папа Римский?
Вопросы дубиа были представлены 10 июля, и папа Римский ответил в частном порядке на следующий день. Однако, поскольку папа Франциск не ответил традиционной формулой “да” или “нет”, кардиналы изменили формулировку дубии и повторно представили её 21 августа. Папа Римский не отреагировал на эту вторую попытку получить ответы, но его первые ответы были обнародованы в понедельник.
Похоже, понтифик поддержал церковный запрет на женщин-священников, но, по-видимому, выразил готовность благословлять однополые пары при условии, что это не будет путаться с таинством брака.
Он писал: “пастырская благотворительность должна пронизывать все наши решения и отношения”, добавляя, что “мы не можем быть судьями, которые только отрицают, отторгают и исключают”.
“Пастырское благоразумие должно адекватно определять, существуют ли формы благословения, испрашиваемые одним или несколькими лицами, которые не передают ошибочного представления о браке”, - писал он. “Потому что, когда просят благословения, это выражает просьбу о помощи от Бога, мольбу о том, чтобы иметь возможность жить лучше, доверие к отцу, который может помочь нам жить лучше”.
Отвечая на опасения по поводу того, что Церковь принимает нормы современного общества в ущерб своему историческому положению, Папа Франциск подтвердил, что “божественное откровение неизменно и всегда обязывает”, но добавил: “Церковь должна быть смиренной и признавать, что она никогда не исчерпает своего непостижимого богатства и нуждается в росте в своем понимании. Культурные изменения и новые вызовы истории не изменяют откровение, но они могут побудить нас более чётко раскрыть некоторые аспекты его переполняющего богатства, которое всегда предлагает больше. Неизбежно, что это может привести к лучшему выражению некоторых прошлых заявлений, и действительно, это происходило на протяжении всей истории”.
Замечания Папы предполагают, что не будет общего правила, разрешающего благословлять однополые пары, но, скорее, это может быть рассмотрено в ограниченных и конкретных случаях.
Почему епископам разрешается таким образом задавать вопросы папе Римскому?
Согласно римско-католическому пониманию, полномочия определять, толковать и применять доктрину восходят к словам Иисуса в Матфея 16 и 18. Иисус сначала обращается только к Петру и наделяет его полномочиями “связывать и разрешать”, а также окончательно “открывать и закрывать”. Впоследствии он наделяет такой же властью других апостолов как группу, вместо того чтобы давать кому-либо из них право действовать в одиночку. Во времена Иисуса связывание и освобождение - это то, что делал первосвященник, когда его просили дать авторитетное толкование закона.
Мы видим ту же динамику отношений между Петром и другими апостолами (которые занимают должность епископа в соответствии с Деяниями 1:20), разыгравшуюся на Первом Иерусалимском соборе, описанном в Деяниях 15. Столкнувшись с пастырским вопросом, по которому Иисус никогда не учил, Пётр и другие апостолы встретились, обсудили, помолились и приняли решение под вдохновением Святого Духа. Затем они разослали заявление во все другие церкви, в котором это решение стало обязательным для всех верующих. Католики рассматривают Папу Римского как первого среди равных, и это понимание руководило всеми вселенскими соборами со времени этого первого собрания в Иерусалиме.
Откуда такая путаница? Я думал, у католической церкви есть одна чёткая позиция по этическим вопросам?
Внутри современного католицизма существуют те же самые течения консервативных и либеральных мыслителей, которые существуют в других конфессиях. В то время как официальная доктрина и учение римско-католической церкви остаются однозначными и консервативными, существует значительная группа более либеральных мыслителей, которые хотели бы внести изменения в соответствии с последними достижениями в области сексуальной этики. Папа римский Франциск, делая неосторожные заявления, ставящие под сомнение наше право выносить суждения об однополых отношениях, взбудоражил консервативное крыло Церкви.