Как следует из названия, я собираюсь раскритиковать церкви, которые запрещают священнослужителям вступать в брак. Чтобы сделать это, я хочу честно изложить позицию Римско-католической церкви в отношении целибата духовенства. В катехизисе Католической церкви (ККЦ) говорится, что священники “обычно выбираются” из мужчин, соблюдающих целибат:
Все рукоположенные служители Латинской церкви, за исключением постоянных дьяконов, обычно выбираются из числа верующих, которые ведут безбрачную жизнь и намерены оставаться безбрачными “ради Царства Небесного” (Матфея 19:12). Призванные безраздельно посвятить себя Господу и “делам Господним” (1 Коринфянам 7:32), они всецело отдают себя Богу и людям. Безбрачие - это признак этой новой жизни, на служение которой посвящен служитель Церкви; принятое с радостным сердцем безбрачие лучезарно провозглашает Царствование Божье. (ККЦ, 1579)
Это может удивить некоторых читателей, но согласно этому официальному учению Римско-католической церкви, безбрачие технически не требуется для священников. Это просто стандартная практика для Рима, и её можно изменить. Все “рукоположенные служители... обычно выбираются” из мужчин, соблюдающих целибат, которые намерены оставаться безбрачными. Таким образом, Рим принял женатых англиканских священников, перешедших в католицизм.
Римская основа для безбрачного духовенства
Так на чем же основывается целибат духовенства в Риме? Приведённый выше катехизис цитирует Матфея 19:12 и 1-е Коринфянам 7:32. Хотя ни один протестант не стал бы отрицать важность безбрачия для некоторых служителей, примером чего является апостол Павел, следует отметить, что слова Иисуса о “скопцах для Царства Небесного ” в Матфея 19 не требуются от пасторов или кого-либо конкретно. Скорее, Иисус говорит, что решение не вступать в брак ради Царства “дано” (Матфея 19:11). Безбрачие - это дар от Бога для целей служения, но это не обязательное условие.
Соответственно, Павел говорит: “Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу” (1 Коринфянам 7:32). Однако Павел не советует всем мужчинам оставаться неженатыми. Скорее всего, только те, кто довольствуется своим безбрачием, должны оставаться неженатыми. Павел “желал”, чтобы все соблюдали целибат, но он сказал: “каждый имеет свое дарование от Бога” (1 Коринфянам 7:7). И если неженатые не могут оставаться довольными своим безбрачием, они должны вступить в брак (1 Коринфянам 7:8-9). Таким образом, удовлетворенность безбрачием - это “дар” от Бога, и не все мужчины обладают им. Тем не менее, важно отметить, что Павел ничего не говорит здесь о пасторах. Здесь было много путаницы относительно дара, поэтому, чтобы внести ясность, Павел говорит, что безбрачие — это дар, а не одиночество. Если вы не состоите в браке и не обладаете даром безбрачия, такое одиночество не является даром, и вам следует стремиться вступить в брак.
Таким образом, Римский катехизис апеллирует к отрывкам о том, что некоторые люди наделены даром безбрачия, но в этих отрывках конкретно ничего не говорится о духовенстве. Это показывает, что реальная проблема, о которой идёт речь, - это римская теология священства. Практика целибата священников Римско-католической церкви связана с её представлением о священнике, действующем как представитель Христа (in persona Christi Capitis). Согласно Риму, служитель делается “подобным” Христу первосвященнику и “обладает полномочиями действовать” вместо Него (ККЦ, 1548). Священник представляет Христа церкви и представляет церковь Богу (ККЦ, 1552).
Однако, в отличие от Рима, даже если бы мы допустили, что пастор /священник действует как представитель Христа в богослужении, из этого не следует, что священник должен быть неженатым. Об этом свидетельствует тот факт, что Католическая церковь не требует, чтобы все её священники соблюдали целибат — это наблюдается как в восточных католических церквях, так и среди женатых англиканских священниках, которые стали католическими священниками. То, что было процитировано в начале, относилось только к западной “Латинской церкви”, но в Риме также есть восточные церкви. Католический катехизис говорит это о различиях в практике их восточных католических церквей:
В Восточных церквях на протяжении многих веков действует иная дисциплина: в то время как епископы избираются исключительно из числа соблюдающих целибат, женатые мужчины могут быть рукоположены в дьяконы и священники. Эта практика долгое время считалась законной; эти священники осуществляют плодотворное служение в своих общинах. Более того, священническое безбрачие в большом почёте в Восточных церквях, и многие священники добровольно выбрали его ради Царства Божьего. На Востоке, как и на Западе, мужчина, который уже принял таинство священства, больше не может жениться. (ККЦ, 1580)
Восточные католические церкви имеют исторические связи с Восточным православием, присоединившись к Риму в 1596 году на Брест-Литовском соборе. Поэтому неудивительно, что эти восточно-католические церкви разделяют восточно-православную практику разрешения духовенству вступать в брак до рукоположения. Таким образом, восточные католики и Восточно-православные церкви разрешают священникам вступать в брак. Но есть три предостережения: (1) Священники должны жениться до того, как они будут рукоположены в какой-либо крупный орден (епископ, священник или дьякон); (2) Если жена священника умирает, он не может жениться повторно; и (3) Только неженатые священники могут стать епископами. Вдовец может стать епископом, но он должен принять монашеские обеты.
В частности, в Восточном православии есть две группы священников: женатое духовенство и монашеское духовенство. И обычно ожидается, что неженатые священнослужители становятся монахами (хотя не все это делают). Православное требование о том, чтобы епископы соблюдали целибат, восходит к 6 или 7 веку нашей эры, в то время как требование о том, чтобы епископ принимал монашеские обеты, восходит по крайней мере к 14 веку (Тимоти Уэр "Православная церковь", [1993], 291). Здесь следует отметить одну вещь: даже по признанию православных богословов, брачная практика их духовенства не восходит к ранней церкви.
Павел говорит, что духовенство должно вступать в брак
Хотя я приветствую Восточную католическую и Восточно-православную церкви за то, что они разрешают своим священникам вступать в брак, я должен также отметить, что их запреты на вступление священников в брак после рукоположения и на вступление епископов в брак совершенно произвольны. В рукоположении нет ничего, что могло бы помешать пастору / священнику жениться или вступить в повторный брак, если его жена умрет. Запрет на женитьбу епископов вызывает особое недоумение, поскольку само слово, обозначающее “епископ” (или “надзиратель”) в Библии, - ἐπισκοπῆς. Павел говорит: “надзиратель [эпископос] должен быть непорочен, одной жены муж… хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?” (1 Тимофею 3:2, 4-5).
Теперь я полагаю, что слово episkopos является синонимом presbyteros (“старейшина”), основываясь на параллельном отрывке из Послания к Титу 1:5-9, где Павел использует presbyteros (ст. 5) взаимозаменяемо с episkopos (ст. 7) (см. также Деяния 20:17, 28). Я утверждаю, что существует только одна должность надзирателя /старейшины, и некоторые из них сосредоточены на “проповеди и обучении” (1 Тимофею 5:17), а именно пасторы (или те, кого в некоторых традициях называют священниками). Это известно как взгляд на церковное руководство с двумя отделениями (точка зрения, общая для южной пресвитерианской традиции).
Независимо от того, согласен ли кто-либо с этой точкой зрения о двух должностях, Римский катехизис цитирует именно эти отрывки, 1 Тимофею 3:1-13 и Титу 1:5-9, в отношении священства (ККЦ, 1577). Таким образом, они признают, что эти требования предъявляются к священникам и епископам. Тем не менее, они не практикуют то, что говорит Павел, поскольку он явно разрешил пасторам/священникам вступать в брак. Фактически, требования предполагают, что женатый пастор является нормативной практикой, рассматриваемой в том смысле, что управление домом является мерилом церковного правления. Павел говорит, что вы знаете, что из мужчины получится хороший пастор, если он “хорошо управляющий домом своим” и “детей содержащий в послушании со всякою честностью”. Как же тогда Рим может знать, что из мужчин получатся хорошие священники, если у большинства из них нет домашних хозяйств и детей, которыми нужно управлять? И как православные могут знать, что из их епископов получатся хорошие епископы, если они никогда не управляли семьёй?
Если кто-то хочет поспорить, что епископ из 1 Тимофею 3:1-7 и Титу 1:5-9 является епископом, в отличие от пастора / священника, то у нас всё ещё есть Павел, который учит, что епископ может жениться и даже обычно должен состоять в браке. И если кто-то хочет поспорить, что в 1 Тимофею 3:1-7 и Титу 1:5-9 говорится только о пасторе / священнике, то это всё равно оставляет пастору / священнику право вступать в брак или даже ожидается, что он вступит в него (и оставляет должность епископа как внебиблейскую должность).
Таким образом, действительно невозможно переоценить, насколько неправы католическая и православная церкви в этом вопросе. И это чрезвычайно практичный момент. Я знаю, что у этих церквей есть свои причины, которые особенно коренятся в церковной истории и соборах, наряду с прошлыми опасениями по поводу кумовства с епископами. Но их практика по-режнему категорически небиблейская. И хотя у этих церквей иной взгляд на церковную традицию, чем у протестантов, они по-прежнему почитают Библию как Слово Божье - и поэтому их традициям не разрешается противоречить Писанию.
Конечно, католики и православные будут утверждать, что их практика не противоречит Писанию (и они скажут, что технически её можно изменить). Но по-прежнему остаётся в силе то, что они отвергли апостольские требования к служителям. И это апостольское учение было построено на Божьем замысле для человека при сотворении мира. Со времён апостолов в природе человека ничего не изменилось. Хотя существуют исключительные случаи, когда мужчины обладают даром безбрачия, большинство мужчин одарены стремлением к общению, сексуальным отношениям и семейной жизни. Таким образом, большинство мужчин, включая священнослужителей, получают благословение жены как помощника и компаньонки (Бытие 2:18; 1 Коринфянам 11:8-9). Жена делает мужчину более святым, предотвращая искушение к сексуальной распущенности (1 Коринфянам 7:1-5). Как говорится в Вестминстерском исповедании, “Брак был предопределен для взаимной помощи мужа и жены, для увеличения человечества законным потомством, а церкви - святым семенем; и для предотвращения нечистоты” (WCF 24.2).
Как католическая, так и православная церкви требуют, чтобы их епископы соблюдали целибат, а Рим фактически требует, чтобы его священники соблюдали целибат (по крайней мере, в своих западных латинских церквях). Таким образом, вместо того, чтобы следовать требованиям Павла, они следуют правилам, созданным человеком. Как сказал Иисус о фарисеях: “устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили” (Марка 7:13). Соответственно, во время Реформации одной из первых вещей, которые сделали католические священники, когда они стали протестантами, было взять жену. Они освободились от созданных человеком ограничений и исполнили Божье призвание быть мужьями и отцами в дополнение к тому, чтобы быть пасторами.
Дополнительные проблемы с неженатым духовенством
Позвольте мне упомянуть четыре дополнительные проблемы, связанные с учением католиков и православных по этому вопросу.
(1) Многие из апостолов, включая Петра, были женаты. Павел говорит об этом в 1 Коринфянам 9:5: “Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?” Кифа - это другое имя Петра (Иоанна 1:42). Таким образом, предполагаемый первый папа римско-католической церкви был женат. Разве он не должен подавать пример брака более позднему духовенству? Более того, Павел говорит, что апостолы имели “власть” (οουσίαν) вступать в брак. Апостолы имели право вступать в брак, но Рим и православные говорят некоторым или всему своему духовенству, что у них нет такого права. Откуда они берут такую власть, чтобы связывать совесть Божьих служителей?
(2) Ветхозаветные священники вступали в брак. У первого первосвященника, Аарона, явно были сыновья, и именно от его биологической линии произошли священники (Исход 28:1). Священникам было запрещено жениться на оскверненной или разведённой женщине (Левит 21:7), а первосвященник должен был жениться на девственнице (Левит 21:10, 13-14). Но совершенно очевидно, что священникам было разрешено вступать в брак и производить на свет детей (Левит 21:15). Протестанты по-прежнему считают священников Ветхого Завета соответствующими пасторам из-за роли священников в обучении в Израиле (Второзаконие 33:10; 2 Паралипоменон 17:7-9; 35:3; Неемия 8:7-9; Малахия 2:4-7). Но для них это не проблема, поскольку протестантские пасторы вступают в брак. На каком же основании тогда это изменилось с Ветхого Завета на Новый Завет, как должен придерживаться Рим?
(3) В 1 Тимофею 4 говорится, что запрещение брака является сатанинским — “Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским… запрещающих вступать в брак…” (1 Тимофею 4:1,3). Католики и православные, несомненно, ответили бы, что священники и епископы не обязаны вступать в должность и, следовательно, им никогда абсолютно не запрещается вступать в брак. Однако Бог по-прежнему призывает людей к служению. И если это так, то католики и православные противопоставляют Божий призыв к исполнению служебных обязанностей Божьему призыву вступать в брак. (И таким образом противопоставить природе служения). Но Божий призыв вступать в брак является нормативным, что видно из Божьего повеления “плодитесь и размножайтесь” (Бытие 1:28). Таким образом, подавляющее большинство мужчин призваны вступать в брак, но католики и православные говорят, что такие мужчины не могут быть епископами (или священниками, согласно Риму). Неудивительно, что в Риме, в частности, ощущается нехватка священников. В сочетании с предыдущими аргументами о том, что Бог разрешает — и даже ожидает, что большинство священнослужителей вступят в брак, — 1 Тимофею 4:1-5 следует обратить внимание тех, кто требует безбрачия от кого бы то ни было, включая духовенство, на то, что они, возможно, следуют антибрачному учению демонов. Павел говорит, что брак, как и пища, “хорош”, потому что он создан Богом, и поэтому его следует “принимать с благодарением”. Бог разрешает Своим служителям вступать в брак до тех пор, пока они принимают этот благой дар с благодарным сердцем.
(4) Пасторы/священники действительно представляют Христа в некотором смысле, в том смысле, что они провозглашают Его Слово и должны служить примером соблюдения Его заповедей. Таким образом, пастор не должен быть в точности таким, как Иисус во всех отношениях (поскольку Он Господь и Спаситель), но пастор должен следовать Иисусу и Его учению. И Иисус нигде не повелевает Своим пасторам соблюдать целибат. На самом деле, многие из Его апостолов моделировали супружескую жизнь, и их требования к пасторам предполагают, что брак является нормой. Все они имели право вступать в брак (1-е Коринфянам 9:5). Итак, если пастор, священник или епископ не обладает даром безбрачия (то есть удовлетворенности одиночеством), тогда он должен жениться. Пастыри Христа должны подавать пример своему стаду. И поскольку брак является нормой для человечества, это означает, что пастора обычно должны моделировать благочестивый брак, а не безбрачие. Типичный пастор должен быть мужем и отцом.
Вывод
Практика Рима и православных, требующая, чтобы некоторые или все священнослужители соблюдали целибат, выходит далеко за рамки библейского учения. На самом деле, это явно противоречит апостольским ожиданиям в отношении духовенства, содержащимся в Новом Завете. Кроме того, это не следует практике священников Ветхого Завета или апостолов Нового Завета. В этом есть ирония, поскольку и Рим, и православные утверждают, что они являются истинными наследниками апостольской церкви, а не протестанты. Однако заявления об “апостольской преемственности” не делают церковь апостольской, а только следование учению апостолов Христа, которое содержится в Новом Завете.
Вместо того чтобы римско-католические священники и восточно-православные епископы моделировали благочестивый брак и отцовство для своих паств, они моделируют безбрачие (или, что ещё хуже, сексуальный грех). Несомненно, Рим здесь самый большой преступник. Но я молюсь, чтобы обе эти церкви, предъявляющие такие требования к духовенству, покаялись в этой практике. Это не соответствует Библии и, следовательно, неугодно Богу. До тех пор пусть это будет ясным доказательством того, что эти церкви находятся в серьёзном заблуждении, и не следует удивляться, что они следуют другим ошибочным учениям, созданным человеком, имеющим ещё большие последствия.