Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Пять религиозных вариантов для средневековых женщин
В эпоху Средневековья женщины-христианки находили множество способов вести святую жизнь
Кристина Маркиатская дала официальный обет девственности в возрасте 14 лет, примерно в 1110 году. Два года спустя её семья, принадлежащая к высшему классу англосаксонской семьи в Англии, вынудила Кристину к помолвке. Её содержали под стражей в течение года, в течение которого церковный судья был подкуплен, чтобы отменить её обет девственности. Наконец-то брак состоялся.

Однако сопротивляющаяся невеста не согласилась на физическую близость. Она провела ночь, готовясь к лишению девственности, рассказывая мужу историю святой Цецилии — святой, которая убедила её мужа Валериана жить с ней целомудренно до тех пор, пока каждый из них не сможет уйти в монастырь. У мужа Кристины были другие мечты. Ситуация зашла в тупик.

Затем Кристина сбежала с помощью местной отшельницы. Отшельница по имени Альфвен прятала её в течение двух лет. Затем Кристину перевезли в скит в Маркиате, где жили несколько мужчин-отшельников, и они прятали её ещё четыре года. В конечном счёте её семья смирилась с тем, что её решимость не ослабнет. Брак был расторгнут, и Кристина стала технически свободна вести более “нормальную” религиозную жизнь.

Однако к этому времени уединённый образ жизни утвердился. Она стала отшельницей, унаследовав место, где пряталась в течение четырех лет. Со временем вокруг неё сформировалась группа учеников, и скит превратился сначала в семейное хозяйство, а затем и в монастырь с Кристиной в качестве настоятельницы.

История Кристины знакомит нас со всеми типами религиозной жизни её периода. Она, в свою очередь, была посвящённой девственницей, затворницей, отшельницей и монахиней. В её истории также фигурирует традиционная отшельница. Как показывает её жизнь, быть невестой Христа вовсе не обязательно означало быть монахиней. Особенно в позднем Средневековье женщины занимались религиозной жизнью в самых разных формах.

Монахини

Большинство средневековых женщин выходили замуж за мужчин, которых выбирали для них их семьи, или мирно принимали уход в монастырь - судьба многих женщин из высшего общества Высокого и позднего Средневековья. Такие браки, будь то с мужчинами или со Христом, были достаточно успешными. Быть невестой Христа было для многих женщин не отказом от “естественного” желания выйти замуж и родить детей, а скорее путем к жизни более независимой и интеллектуально творческой, чем в браке того времени.

Монахини были завсегдатаями, то есть они жили сообща, подчиняясь правилам (лат. regula) и давали три монашеских обета: целомудрия, бедности и послушания. Они приходили в монастырь, часто ещё детьми, из семей богатых и влиятельных людей; убежище в средневековом женском монастыре было доступно дочерям только тех, у кого были средства на его строительство и содержание.

Одним из примеров была великая Хильдегарда Бингенская (1098-1179), знаменитый мистик, писатель и советник пап, королей и императоров. Будучи хрупким ребёнком, она была посвящена в церковь своей семьёй, мелкими дворянами из Рейнской области Германии. В возрасте 8 лет Хильдегард была передана на попечение женщины по имени Ютта, дочери местного лорда и отшельницы.

В юности Ютта отказалась и от замужества, и от монастыря. Она выбрала уединённую жизнь. Её отец обеспечил обстановку и финансовую поддержку. Но прославленная святость Ютты вскоре привела к ней в ученики не только юную Хильдегарду, но и других, желавших быть связанными с ней. То, что раньше было кельей для одиночки, постепенно превратилось в нерегулярное (без правил) домашнее хозяйство для группы. К тому времени, когда Хильдегарда стала достаточно взрослой, чтобы принять постриг, дом был официально преобразован в женский монастырь с Юттой в качестве настоятельницы. Так случилось, что Хильдегарда закончила свою карьеру монахиней, а затем аббатисой.

В то время как религиозное решение Хильдегарды было принято за неё её семьей, а Ютта выбрала своё религиозное призвание при поддержке своей семьи, другие женщины делали религиозный выбор вопреки голосам своих семей. Они требовали права быть религиозными и при необходимости потворствовали его достижению.

Женщины могли быть отправлены в женский монастырь, но никогда ни к одной из перечисленных ниже профессий. Всё это были жизни по собственному выбору, жизни, которые были приняты и желанны, часто вопреки желаниям семьи.

Отшельницы

Иногда женщины выбирали путь отшельниц. В одиннадцатом и двенадцатом веках некоторые женщины религиозного склада отвергали общинную и регламентированную монастырскую жизнь ради трудностей уединенной жизни. Подобно многим людям в этот период религиозного возрождения, они уходили в леса, пустынные места и болота. В одиночку или с небольшой группой единомышленников они жили во временных жилищах и стремились к мистическим отношениям с Богом. Эти отшельницы в значительной степени стояли вне формальной организации церкви, если только они не решали прислушаться к совету заботливого священника.

Женские монастыри одиннадцатого и двенадцатого веков и скиты отшельников, выросшие в тот же период, были частью общества, почти полностью сельского. Там оставались обильные земли, ещё не ухоженные, на которых благочестивый дворянин мог бы основать монастырь для своей дочери; там были леса, в которых могла обосноваться предприимчивая отшельница. Городов было немного, расстояния между ними большие.

Эти религиозные движения самоизоляции, как это ни парадоксально, постепенно укрощали и уничтожали среду, в которую они бежали. Они расчистили землю и создали форпосты цивилизации, поощряя и способствуя росту городов. К XIII веку Западная Европа была значительно обезлесена. Эпоха отшельничества закончилась, и появились новые религиозные профессии для женщин. Тринадцатый и четырнадцатый века, более урбанистическая эпоха, были эпохой бегинок и терциариев.

Бегинки

Бегинка была просто религиозной женщиной, mulier religiosa. Она давала временные обеты, обычно целомудрия и простоты жизни, надевала какую-нибудь опознавательную одежду и посвящала себя добрым делам. Бегинки, порождение растущих городов Европы XIII- XIV веков, работали в этих городах, удовлетворяя потребности перемещенных бедных и больных. Она не была связана никаким приказом. Она могла жить дома или в группе людей, разделяющих её ценности. Позже она могла бы отказаться от своих обетов и без труда выйти замуж.

Движение бегинок было единственным религиозным течением Средневековья, которое было женским по зачатию. Своим импульсом, своей главной поддержкой или направлением она была обязана не мужчинам.

Давление на движения бегинок (и третичных движений) отчасти было вызвано дисбалансом в численности мужчин и женщин брачного возраста. Из этой группы незамужних женщин появилось больше женщин, которые хотели вести религиозную жизнь, и больше женщин, доступных (поскольку они не состоят в браке), чтобы вести их. Они ждали только подходящего стимула, который помог бы им религиозно сосредоточить свою жизнь.

Этот стимул появился в Бельгии в конце XII века благодаря двум женщинам: Иветте из Гюи и Марии из Оиньи.

Иветта из Гюи (1157-1228) родилась в богатой семье недалеко от Льежа. Она вышла замуж в 13 лет и овдовела в 18, уже будучи матерью троих сыновей. Она сопротивлялась требованиям своей семьи снова выйти замуж, и при поддержке и ободрении епископа Льежского ей было разрешено принять вдовий обет. Она передала заботу о своих детях своему отцу и провела следующие десять лет, используя свой дом в качестве общежития для паломников и путешественников и работая в близлежащем лепрозории. Всё еще чувствуя себя слишком вовлеченной в мирские дела, Иветта затем переехала в колонию для прокаженных, уединилась в келье и жила там отшельницей до своей смерти сорок восемь лет спустя, к тому времени прославившись как мистик.

Мария де Оиньи (1177-1213) также родилась в богатой семье в регионе Брабант. Она вышла замуж в 14 лет, против своей воли. Более успешная, чем Кристина из Маркьяте, она смогла убедить своего мужа в том, чтобы жить в воздержании и разделять религиозное призвание. Они работали вместе, ухаживая за прокаженными. Репутация Марии распространилась, и она стала центром группы женщин, которые жили целомудренно и работали среди больных. В 1207 году, примерно после пятнадцати лет работы с прокаженными и осуществления своего рода морального лидерства над аморфным сообществом, выросшим вокруг неё, она удалилась в уединение близ Ойна. Она прожила в келье всего шесть лет, прежде чем умерла в возрасте 36 лет.

Мэри и Иветта обе начали свою религиозную жизнь в миру. Хотя обе постепенно удалялись от мира, концепция того, что религиозную жизнь можно вести и в миру, занимала центральное место в их восприятии. Бедность также была принципом их идеологии; семьям этих женщин приходилось постоянно следить за тем, чтобы они не разрушили семейное состояние чрезмерной раздачей милостыни. Сочетая апостольскую бедность и служение в миру, они, таким образом, разделяли характерные черты движений, вдохновленных позднее святым Франциском.

От этих женщин произошли бегинки. Движение охватило Нидерланды и Германию в XIII веке, сосредоточившись в городах. Движение бегинок привлекало женщин с более средним статусом, чем те, которые заполняли женские монастыри. Бегинки жили в миру, зарабатывая на жизнь любым честным трудом и проводя остаток своего времени в благотворительных делах. Они служили бедным и больным в городской среде. Они объединялись вместе, незамужние женщины из городов, живущие отдельно или сообща в домах (позже названных бегинажами), построенных или купленных на их собственные средства.

Чтобы получить представление о том, сколько их могло быть, к концу четырнадцатого века в Кельне, городе, общее население которого составляло всего около 20 000 человек, проживало около 1500 бегинок. За двухсотлетний период в среднем, возможно, каждая десятая жительница была бегинкой.

Признавая социальную и демографическую составляющие движения, важно подчеркнуть, что это было, по сути, религиозное событие, великое излияние религиозного пыла. Эти женщины, стоявшие в стороне от иерархии и структуры, были унижены многими. Само слово “бегинка” было ругательством, означавшим "еретичка". И всё же движение было невозможно остановить. Оно предлагало женщинам широкий спектр благотворительной деятельности с минимумом осложнений, саморегулируемый баланс между просветительской деятельностью и созерцательным уходом в себя, а также свободу передумать и позже выйти замуж или взять на себя другую религиозную роль.

Терцеарии

Вслед за успехом Франциска Ассизского в начале XIII века возникло несколько нищенствующих общин (тех, кто просил милостыню, чтобы заработать себе на жизнь). Они быстро разделились на три ордена. Первым орденом были сами монахи — группы странствующих проповедников мужского пола, давших обет абсолютной бедности и полной зависимости от милостыни. Второй орден предназначался для женщин в закрытых женских монастырях, которые стремились участвовать в добровольной монашеской бедности, но в традиционной форме, поскольку монахини давали обет послушания. Третий орден принимал мирян, мужчин и женщин, женатых и незамужних, которые в какой-то мере отождествляли себя с реформистскими идеалами и апостольским рвением первых последователей Франциска. Среди них было много женщин, как девственниц, так и вдов, которые давали обеты (подлежащие отмене), носили особую одежду и вели религиозную жизнь различной интенсивности. Терцеарии были членами такого Третьего ордена.

Одной из самых известных терциарий была Екатерина Сиенская (1347-1380). Двадцать четвертая из двадцати пяти детей, её семья принадлежала к среднему классу. В 6 лет у неё был мистический опыт; в 7 лет она посвятила свою девственность Христу; в 16 лет она приняла монашеское одеяние доминиканской монахини, а затем удалилась в комнату, похожую на келью, в своём семейном доме на длительный период интенсивной мистической деятельности. Она появилась на свет через три года, посвятив себя религиозной жизни в этом мире. Это была короткая жизнь, но она привела её к беседам и согласиям с принцами и папами Авиньона и Италии.

Как и движение бегинок, терциарии были естественным развитием, которое трудно датировать и которое трудно полностью объяснить их внезапным взрывом. Несомненно, францисканское движение пробудило во многих жажду возвращения к апостольскому идеалу Священного Писания. Более защищенные, чем бегинки, поскольку они пользовались религиозной защитой орденов, к которым принадлежали, терциарии организовывались несколькими способами. В то время как некоторые терциарийские монастыри просто поддерживали местные монастыри, другие рассматривали свой статус терциариев как призвание само по себе. В конце XIII века ряды полностью преданных делу терциариев раскололись. Некоторые оставались светскими людьми, как Екатерина Сиенская, живя в миру, в то время как другие стремились к общине и правлению.

Затворницы

Существовало ещё одно важное призвание: быть затворницей. Затворница была одиночкой, которая, приняв решение жить в одиночестве, приняла постриг и навсегда была привязана к своей келье. Свободная от правил, она была буквально заключена в тюрьму, чаще всего в комнате или маленьком домике, пристроенном к церкви. Распространенные на протяжении всего периода с 1100 по 1500 год, затворницы находились рядом с деревенскими церквями, городскими часовнями, соборами епископальных кафедр или церквями гильдий в торговых городах.

Если монахиня и отшельница в периоды своего расцвета олицетворяют призвание к уединению в сельском обществе, а бегинка и студентка третьего курса представляют религиозное служение в более урбанизированном мире, то затворница олицетворяет нить, которая связывает их вместе. Затворница практиковала полное уединение и великий аскетизм, но в городах Европы она чувствовала себя так же как дома, как её предки в уединении в глуши. Где бы они ни были заключены, в каком бы веке ни жили, затворницы придерживались призвания глубочайшей религиозной приверженности. Многие женщины, бывшие монахинями, бегинками или терциариями, стали затворницами. Другие становились затворницами прямо из мирской жизни, принимая и упорствуя в этом замечательном испытании в течение тридцати, сорока, даже пятидесяти лет.

Дом, в котором Кристина из Маркиате жила с Альфвеном, вероятно, состоял из одной комнаты, примыкавшей к северной стороне церкви, с выходом во внешний мир через три окна: одно для освещения, одно в церковь для принятия причастия и одно на улицу для ведения таких дел с миром, какие были необходимы. Сотни таких кельей были разбросаны по средневековой Англии. В двенадцатом веке в них в равной степени проживали мужчины и женщины, а в тринадцатом они все чаще стали заселяться женщинами. В то же время было построено много новых келий, чтобы обеспечить пространство для растущего числа женщин, желающих вести затворнический образ жизни. К XIII веку английское затворничество стало в основном женским занятием.

Джулиана из Норвича жила затворницей в неспокойном четырнадцатом веке. Джулиана жила в келье при церкви Святого Джулиана в Норвиче, Англия. Находясь в своей келье, она написала "Откровения божественной любви", первую известную английскую книгу, написанную женщиной.

Разные жизни

Несмотря на множество монахинь, отшельниц, бегинок, терциариев и отшельниц-затворниц, все ещё были те, кто избегал всех формальных призваний, оставаясь независимыми религиозными личностями.

Таким образом, святые женщины позднесредневековой Европы были самыми разными. Из шестидесяти девяти итальянских женщин, живших с тринадцатого по пятнадцатый века и причисленных к лику святых, тридцать были монахинями, двадцать две - терциариями, шесть - отшельницами и одиннадцать не были связаны ни с каким религиозным орденом. (Разнообразие даже больше, чем выражают эти цифры; для целей анализа я привела в таблицу только то призвание, в котором святая пребывала после своей смерти. Карьера многих женщин проходила через несколько этапов).

Религиозная жизнь женщин в Средние века была более сложной, чем обычно представляется. Монахини и отшельницы одиннадцатого и двенадцатого веков; отшельницы двенадцатого и тринадцатого веков; бегинки и третьяки тринадцатого и четырнадцатого веков; монахини—наблюдательницы пятнадцатого века - все они были в авангарде религиозных настроений своего времени. Не все были Хильдегардами, Кристинами или Екатеринами, командовавшими папами и увещевавшими королей и императоров. Но у них было сильное чувство идентичности и целеустремленности, а также абсолютная уверенность в правильности своих отношений со своим Спасителем. Для них монастырь действительно был земным раем.

Доктор Ann K. Warren является адъюнкт-профессором истории в Университете Кейс Вестерн Резерв и автором книги "Отшельники и их покровители в средневековой Англии" (1985).
Категория: История | Просмотров: 433 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/3 | | Christianity Today |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: средние века, религиозные ордена, отшельница, Монашка, женщины
         
     
Книги [2421]
Видео [982]
Аудио [335]
Статьи [2695]
Разное [695]
Библия [331]
Израиль [301]
Новости [588]
История [750]
Картинки [386]
MorningStar [1280]
Популярное [206]
Пророчества [1159]
Пробуждение [399]
Прославление [998]
Миссионерство [331]
It's Supernatural! [777]
У вас работает Youtube?
Всего ответов: 40
500

Онлайн всего: 126
Гостей: 126
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024