Представление об идеальной церкви, вероятно, столь же разнообразно, как и люди, которые её населяют. Так и должно быть! Господь создал каждого из нас уникальным, поэтому мы должны ожидать, что у каждого будет свой уникальный взгляд на то, как выглядит идеальная церковь.
Поскольку многие верят, что единство является главным фактором для идеальной церкви, давайте начнём с этого. Точно так же существует столько же различных представлений о том, как выглядит “совершенное единство”, сколько и людей в церкви. Например, "единство по подчинению" может больше походить на тюрьму, чем на собрание царской семьи. Тем не менее, единство народа Божьего, очевидно, было приоритетом для Господа, поскольку Он провёл Свой последний вечер на земле, молясь об этом. Что Он имел в виду под единством?
Любая группа, церковная или иная, в значительной степени формируется её руководством и находится под его влиянием. Обычно мы можем определить зрелость лидера по его способности с изяществом и мудростью переносить дебаты, вызовы и разногласия. Те, чья концепция единства основана на подчинении, редко могут мириться с дебатами или вызовами, потому что это нарушает подчинённость, к которому они стремятся. Те, кто воспринимает Божье единство как единство разнообразия, часто приветствуют вызовы и дебаты, если они проводятся в правильном духе.
Моравскую декларацию единства часто приводят в качестве примера, которому мы должны следовать: “В главном - единство; в несущественном - свобода; во всём - милосердие”. Такой менталитет позволил моравцам иметь общение и значительное влияние почти во всех крупных духовных лагерях своего времени. Они делали это не за счёт компрометации своих убеждений или видения, а за счёт того, что относились к членам каждой группы с открытостью и уважением, что, в свою очередь, делало другие группы открытыми для них.
Одна из причин, по которой сегодня среди христиан так много разногласий, заключается в том, что мы пытаемся договориться слишком о многом. От Израиля требовалось только единство в отношении двух вещей: поклонения и ведения войны. Во время богослужения они должны были поклоняться Иегове так, как Он повелел. Во время войны, если какое-либо племя подвергалось нападению, остальные должны были мобилизоваться для защиты своих братьев. Как подобное решение могло бы изменить тело Христово сегодня? Это могло произойти только в атмосфере преданности, уважения и открытости по отношению к другим христианам и их различиям, а не в нашей нынешней привычке отвергать их.
Это не значит, что мы когда-либо должны поступаться своими убеждениями. Однако, поскольку все мы видим отчасти и знаем отчасти, мудрость подсказывает, что мы должны, по крайней мере, оставаться открытыми для тех, у кого другие точки зрения. Их точки зрения могут не противоречить нашим, но в то же время добавлять детали, которых мы ещё не видим.
Если наш Господь сотворил каждую снежинку уникальной, то почему церковь, которая должна быть Его представителем, так скучно однообразна? Поскольку Бог создал всё человечество по Своему образу и подобию, требуется разнообразие каждого племени, нации и культуры, чтобы представить всё, чем Он является.
Опять же, единство Бога - это единство разнообразия, а не подчинения одному. Это единство мы видим в творении, которое Джон Амос Коменский назвал “Второй книгой Бога”. Апостол Павел сказал, что всё, что было создано в творении, говорит о Нём (см. Римлянам 1:20), поэтому единство творения - это единство разнообразия.
Если люди, которые расстраиваются, когда что-то меняется в церкви, когда-нибудь получат контроль над этой церковью, это будет последнее место на земле, где можно найти Бога. Может быть, именно поэтому сегодня так трудно найти Бога в церквях. Одним из самых печальных стихов в Библии является Откровение 3:20, где Иисус стучит в дверь Своей церкви, чтобы посмотреть, услышит ли кто-нибудь Его голос и откроет ли дверь.
Предполагается, что церковь - это дом Господа, а не наш. Итак, нашей главной целью в стремлении построить Его дом должно быть получение от Него наших планов. Как выглядела бы церковь, если бы она была построена исключительно как место, куда хотел прийти Господь, а не как здание, которое, по нашему мнению, могло бы привлечь больше людей? Любое место, привлекающее Господа, привлечёт ещё больше людей. Разве не на Него они пришли посмотреть?
Мы можем возразить, что наши церкви наслаждаются многими благословениями Господа, но Господь благословляет многое из того, в чём Он не будет обитать. Хотим ли мы просто Его благословений или Его Самого?