Три столетия протестантской веры стали основой для необычного явления в Соединённых Штатах: свободного рынка религиозных общин, наполненного яркими личностями и движениями, которые сложным образом взаимосвязывались и расходились. Движения за более глубокую жизнь и святость нашли общие корни с анабаптистскими и пиетистскими группами, стремящимися к истинному благочестию и этическим изменениям. Энергичные методисты продолжали призывать к личной и общественной святости. Течения реставрационистов и пробужденцев выросли из своих корней в Первом и Втором Великих пробуждениях. Эту надежду усиливала актуальная диспенсационная эсхатология Джона Нельсона Дарби (1800-1882), кэмпбеллитов, ирвингитов и других.
Многие из этих течений объединились во время исцеляющих пробуждений конца девятнадцатого века, особенно среди тех, кто с большим упованием ожидал действия Святого Духа. Эти христиане верили, что освобождающая, исцеляющая и наделяющая силой работа Святого Духа, описанная в Евангелиях и Книге Деяний, всё ещё продолжается столетия спустя. Отсутствие исцелений и чудес, которые они наблюдали, было, по их мнению, не нежеланием Бога, а признаком слабости веры церкви и молчаливого убеждения, что такие знамения и чудеса происходили только в первом веке или в редкие моменты миссионерской экспансии. И по мере того, как росли переживания духовного пробуждения, призывы к святости и возросшие ожидания чудес, в реку пятидесятников вливались потоки пробуждения.
Этот стих кажется немного странным, поскольку в нём упоминается, что “престол” сатаны находился в городе Пергам в Малой Азии. Мы привыкли думать, что сатана путешествует по всему миру (Иов 1:7; 2:2). Существует ли на самом деле местность, где живёт сам сатана? Есть ли у него настоящий престол? И виден ли он? Должно ли это повлиять на наши собственные решения о месте жительства? Как церковь в Пергаме пережила то, о чём пишет Иоанн?
С одной стороны, ясно, что сатана, как конечное существо, должен иметь ограниченное существование. В отличие от Бога, он не вездесущ, поэтому он должен находиться где-то (а не везде) в любой данный момент времени. Но сатана также является духовным существом, вероятно, тем, которое в Ефесянам 2:2 названо “князем, господствующим в воздухе”. Это означает, что он, по-видимому, не локализован физически в нашем материальном смысле, а скорее живёт в духовном мире (или в небесном), через который он имеет доступ к физическому миру. Хотя мы не до конца понимаем связь духовного с физическим, мы были бы удивлены, обнаружив, что сатана ограничил себя определённой физической территорией, установив свой престол в определённом городе. Действительно, в другом месте Откровения мы находим, что, когда он правит на земле, он делает это через человека, которым он управляет (см. Откр. 13:2).
С другой стороны, Пергам - это место, известное нам из истории. Он был независимым городом до 133 года до н.э., когда его последний царь передал его по завещанию Риму. Впоследствии он стал столицей Римской Азии, резиденцией проконсула, который, как сенаторский наместник провинции, обладал почти неограниченной властью на период своего пребывания в должности. К 29 году до н.э. город стал центром имперского культа, где был воздвигнут храм “божественному Августу и богине Роме”. В городе также был большой храм Зевса Сотера (Зевса-спасителя), а его жители пок
... Читать дальше »
Как преподаватель Библии в евангелическом учебном заведении, я испытываю напряжение, когда преподаю истины, которые могут оскорбить
Когда я начал своё обучение в "Теологической семинарии Уэсли", несколько старшеклассников предостерегли меня от посещения курсов, предлагаемых Джорджем Уэсли Бьюкененом, серьёзным профессором, который требовал от своих студентов отличных знаний и выставлял им соответствующие оценки. Один из преподавателей насмешливо обвинил Бьюкенена в том, что он интерпретирует Писание в соответствии с иудаизмом, а не с христианством. Поскольку я был молод, впечатлителен и хотел добиться успеха на первом курсе, я избегал доктора Б. как чумы.
Сорок пять лет спустя я наткнулся на автобиографию Джорджа Бьюкенена, в которой рассказывается о его трудных годах в Уэсли и о том, как коллеги часто неправильно понимали его исследования, а порой и клеветали на него. Его книга называется "Академическая гончая, сорвавшаяся с поводка", и Бьюкенен, которому сейчас за 90, хотел расставить все точки над i, прежде чем отправиться к славе.
Его мемуары поразили моё воображение, и в конце концов я начал уважать человека, которого когда-то избегал. Я обнаружил, что Бьюкенен заслужил репутацию первоклассного учёного в широких академических кругах, особенно среди избранных членов Studiorum Novi Testamenti Societas, престижного библейского общества, в прошлом президентами которого были такие почитаемые личности, как К. Х. Додд, Рудольф Бультман, Иоахим Иеремиас, К. К. Барретт, Оскар Каллман и Джон Барклай.
Используя метафорический язык, Бьюкенен сравнил своих коллег-преподавателей с “собаками-колли”, которые проводят всё своё время, загоняя овец в загон и собирая их в стада, к
... Читать дальше »
Как социальный реформатор, юрист, врач и миротворец изменили субконтинент
Женщинам в Индии часто приходится вести суровую и жестокую жизнь в обществе, которое издавна отдавало предпочтение мальчикам перед девочками, одобряло детские браки и практиковало систему приданого. Правительство и культура ограничивают их доступ к образованию, трудоустройству и возможности избежать (домашнего) насилия. То, чего они достигли, порой оставалось незамеченным или приписывалось другим.
Во многих случаях женщины-христианки сталкиваются с дополнительными трудностями. Новообращённые христиане сталкиваются с серьёзными преследованиями со стороны общин, которые они покинули, а те, кто вырос в семьях, сменивших веру на поколение или два раньше, до сих пор испытывают боль и травмы, связанные с этими трудностями.
Тем не менее, многие индийские женщины-христианки реагируют на свои обстоятельства с сильным чувством справедливости и сострадания к другим, страдающим от угнетения. Они внесли заметный вклад в защиту прав детей, социальную справедливость, борьбу за свободу, национальное строительство и расширение прав и возможностей женщин. Вот четыре индийские христианки, чья жизнь, полная служения, честолюбия и сострадания, является для церкви несовершенным, но замечательным примером для подражания.
Если вы живёте где-нибудь в северном полушарии, то в последние недели вам, вероятно, приходилось сталкиваться с изнуряющими температурами. Здесь, в Каролине, температура в течение нескольких дней приближалась к 38 градусам по Цельсию, а моим пакистанским друзьям приходилось ещё хуже.
Этим летом было очень жарко и мы обильно потели!
На этом фоне я был ошеломлён интригующим отрывком из Ветхого Завета о священниках, которые будут служить в храме:
“Когда придут к воротам внутреннего двора, тогда оденутся в одежды льняные, а шерстяное не должно быть на них во время служения их в воротах внутреннего двора и внутри храма. Увясла на головах их должны быть также льняные; и исподняя одежда на чреслах их должна быть также льняная” (Иезекииль 44:17-18).
Хммм… Так что же такого особенного в том, чтобы носить льняное бельё вместо шерстяного? Далее в отрывке даётся такое объяснение: “в поту они не должны опоясываться”.
Это может показаться вам незначительной разницей, но это не так. Мы все потеем, поэтому потоотделение - неизбежная часть нашей физической жизни. Но пот в этом отрывке символизирует нечто гораздо более глубокое — Божье проклятие, произнесённое после того, как Адам согрешил:
“в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю” (Бытие 3:17-19).
Это коренным образом отличало жизнь Адама и Евы от той, которую они вели в Эдемском саду. Господь с любовью поселил их в саду, уже изобиловавшем пищей и другими предметами первой необходимости (Бытие 2:8-9). Адаму не требовалось никакой работы. Всё, что ему нужно было сделать, - это вкусить от милостивого, незаслуже
... Читать дальше »
В наше время, когда ложь и обман с целью получения политической выгоды так распространены, мы должны стать ещё более преданными истине. Как сказано в 2 Фессалоникийцам 2:9-10, Бог уничтожит “...действия сатаны со всякой силой, знамениями и ложными чудесами и со всем обольщением нечестия для тех, кто погибнет, потому что они не приняли любви к истине, чтобы спастись” (курсив мой).
Люди ищут истину по многим причинам, но последователи Христа должны руководствоваться только одной: потому что мы любим истину. Недостаточно знать истину, но мы должны иметь “любовь к истине”. Люди пойдут на компромисс с истиной, если они ищут её не из любви к истине. Мы не поступимся тем, что любим, и у нас хватит мужества отстаивать это, невзирая на давление или противодействие.
Люди верили в Иисуса и следовали за Ним, потому что видели Его дела. Эти дела не только раскрывали Его силу, но и раскрывали Его природу. Он исцелял людей, потому что испытывал сострадание к больным или страждущим. Они видели в чудесах Его любовь к людям, и это заставляло их доверять Ему.
Когда мы видим город, который Он строит, это укрепляет нашу веру в Него, потому что раскрывает Его любовь к нам и всему миру. Он строит этот город, чтобы жить на земле среди людей. Это не только ещё один знак того, как сильно Он любит нас и землю, но и город, который затмевает даже величайшие труды и достижения людей. Это настолько возвысит всё, чем является человек и что Он делает в грядущем веке, что мы увидим великолепие и славу, превосходящие даже наши самые большие надежды и мечты.
Итак, мы можем заставить людей оставить ошибки и грех, которые так порабощают их, приведя их к Нему, Его любви, Его способностям и всему, что Он делает, чтобы выразить это. Истина, изречённая с любовью, обладает силой, превосходя
... Читать дальше »
Наши чемоданы были упакованы с большим воодушевлением — лосьон для загара, солнцезащитные очки, и в воздухе витало предвкушение, пока моя семья стояла в очереди на посадку на роскошный круизный лайнер. Мы широко улыбались, подходя к контрольно-пропускному пункту с паспортами в руках. Но тут возникла проблема.
Мою двоюродную сестру и её мужа задержали. Она, сама того не зная, взяла с собой паспорт с истёкшим сроком действия, полагая, что её дипломатической визы, которая действовала бессчетное количество раз до этого, будет достаточно.
“Извините, - сказал агент, - без действительного паспорта или свидетельства о рождении никто не может подняться на борт судна”.
С комком в горле мы помахали на прощание.
Они остались.
Этот момент служит отрезвляющей картиной того, о чём предупреждает Иисус в Матфея 7:21-23: “Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»".
Ой. Это не просто предупреждение — это тревожный сигнал.
Потому что, как и моя двоюродная сестра, которая считала, что её виза сработает, многие верят, что их добрых дел, молитв, свободы без покаяния или “духовного статуса” будет достаточно, чтобы взойти на борт корабля вечности, направляющегося на небеса.
Доктрина авторитета и непогрешимости Писания заключается в том, что, как следствие богодухновенности Писания, вдохновлённые Богом Писания полностью истинны во всём, что они утверждают в оригинальных автографах, и, следовательно, действуют в соответствии с авторитетом собственных слов Бога.
Резюме
Учение об авторитете и непогрешимости Писания коренится в учении о Боге; поскольку Бог истинен и заслуживает доверия, то и Его слово записано в оригинальных автографах Писаний. Это означает, что всё, что утверждается в Писаниях, является абсолютной истиной, как в Ветхом Завете, Писаниях Иисуса и апостолов, так и в Новом Завете, писаниях апостолов. Поскольку оригинальные автографы были точно скопированы, переведены и переданы по наследству, Писание является непогрешимым в своих копиях. Эта непогрешимость означает, что всё, что утверждается в Писаниях, действует в соответствии с авторитетом Божьего Слова для христиан.
“Достоверность Писаний лежит в основе доверия к христианской системе вероучения и, следовательно, является основополагающей для христианской надежды и жизни”. Эти слова Бенджамина Б. Уорфилда подчеркивают, насколько важно учение о непогрешимости для церкви. Откажитесь от него, и вся христианская доктринальная система теперь будет покоиться на шатком фундаменте.
Это происходит потому, что без этого наша уверенность в полной правдивости и безоговорочном доверии к Писанию ставится под сомнение. У проповедника Слова Божьего естественно возникают сомнения: “Как я могу знать, надёжен ли отрывок, который я проповедую?” Таким образом, многое зависит от непогрешимости. Вера и практика напрямую зависят от того, можем ли мы доверять Слову Божьему и является ли оно Словом Божьим вообще или во всей его полноте.
Бог Истины
Как уже упоминалось, непогрешимость уместно ассоциировать с с
... Читать дальше »