Самый известный в мире список правил основан на чем-то более глубоком, чем этические принципы. |
Учитывая, что они являются одними из самых влиятельных слов, когда-либо написанных, в Десяти Заповедях есть ряд любопытных вещей. Для начала, есть две версии, с немного разными формулировками (Исх. 20:1-17; Втор. 5:6-21). Никто не знает, как они были разделены на две таблички. Первое утверждение (“Я Господь, Бог твой...”) на самом деле не является заповедью.
Самое неловкое, что их, похоже, больше десяти. Фраза “ты должен” встречается 12 раз, и это не включает в себя заповеди “помнить субботу” или “чтить своих отца и мать”. Православная церковь и большинство протестантов решают эту проблему, объединяя все заповеди о вожделении в одну. Римские католики обращаются к этому, группируя запреты на идолопоклонство: Августин утверждал, что первая заповедь (никаких других богов) включает в себя то, что многие сочли бы второй (никаких изваяний).
Многие согласились бы с тем, что точное количество заповедей на самом деле не имеет значения, пока мы подчиняемся им всем. Я согласен. Но ещё одна любопытная особенность Десяти Заповедей, которая имеет значение и которая часто остается незамеченной, заключается в том, что в них вплетены десять теологических утверждений — десять атрибутов Бога, если хотите. Если текст говорит нам, кем мы должны быть, он также говорит нам, кто такой Бог. Откровение находится рядом с предписаниями.
Мы уже отмечали это утверждение. Божьи слова к Израилю начинаются не с заповеди, а с имени Божьего: “Я Господь, Бог твой...” (Исх. 20:2, ESV повсюду). Другими словами, Я - Яхве, Бог, заключивший завет с Авраамом. Вы знаете Моё имя, потому что Я открыл его вам. Эти отношения начинаются не с вашего обязательства передо Мной (как бы это ни было важно), а с Моего обязательства перед вами.
То же предложение указывает на Божьи деяния искупления: “...который вывел вас из земли Египетской, из дома рабства”. Настоящие заповеди ещё не начались. Прежде чем давать какие-либо указания, Бог хочет, чтобы Израиль без сомнения знал, что Он - искупающий, спасающий, освобождающий Бог. Только тогда Он начинает разъяснять, как следует выражать послушание и благодарность. Сначала приходит Благодать, а затем наставление. Спасение предшествует правилам.
Первые две заповеди (по крайней мере, в протестантском списке) относятся к богослужению. Они ясно, хотя и неявно, подчеркивают ещё два божественных атрибута: единство Бога (“У вас не будет других богов передо Мной”, ст. 3) и Его невидимость (“Вы не должны делать для себя резного изображения или какого-либо подобия чего-либо”, ст. 4). Есть только один Бог, которому нужно поклоняться, и, поскольку Его нельзя увидеть, богохульно изображать Его визуально, как Израиль, к своему стыду, обнаружит в Исходе 32.
За этой заповедью следуют и действительно объясняются ещё два божественных атрибута, а именно Божья ревность и Его непоколебимая любовь. Его ревность означает, что Он будет судить беззакония в течение трёх или четырёх поколений. (Важно различать зависть, греховное желание того, что принадлежит кому-то другому, и божественную ревность, святое желание Бога сохранить то, что принадлежит Ему, от кого-либо другого.) С другой стороны, Его непоколебимая любовь длится тысячи поколений (Второзаконие 7:9), на несколько порядков превосходя Его наказания. Милосердие торжествует над судом.
Это не означает, что виновные остаются безнаказанными. Он остаётся Богом справедливости, как гласит третья заповедь: “Господь не оставит невиновным того, кто произносит Его имя всуе” (Исх. 20:7). Но, несмотря на гром и молнию, последующие заповеди подчеркивают другие атрибуты. Он также является Богом творения, который сотворил небеса и землю и всё, что в них, наполнив космос изобилием, жизнью и чудом (ст. 11). Он - Бог покоя, который не только сидит сложа руки и наслаждается тем, что Он создал, но и благословляет день субботний и делает его святым, чтобы Его народ тоже мог отдохнуть (ст. 8-10). И Он - Бог обетования, который обещает блага (в данном случае землю) в качестве наследства тем, кто чтит своих родителей (ст. 12).
Десять заповедей занимают центральное место в христианской этике, используемой Иисусом и Павлом в качестве основы для обучения послушанию вере. Но они пронизаны Божьим раскрытием того, кто он есть и что он предлагает. Возможно, нам следует назвать их Десятью Обязательствами.
|