Несмотря на негативные коннотации, слово «страх» часто встречается в Ветхом Завете. Лоис Тверберг объясняет, как это должны понимать христиане
Это источник жизни, он продлевает ваши дни, является началом мудрости и ведёт к богатству и славе. Что это за чудесное явление, которое так воодушевлённо описывает Библия? Это - страх Господень.
Если вы слышите эту фразу и представляете, как сжимаетесь перед ужасающим, разгневанным Богом, вы можете найти эти обетования поразительными. Но, несмотря на негативные коннотации, слово «страх» часто встречается в Ветхом Завете.
Даже в Новом Завете верующие из язычников называются «богобоязненными», а ранняя Церковь была построена на «страхе Господнем» (Деяния 9:31). Так почему же Библия рассматривает «страх» как решающую и даже положительную идею?
Еврейское слово, обозначающее страх, yirah (йира), имеет гораздо более широкое значение, чем наше слово. Для нас страх почти всегда негативен; это о том, чтобы бояться или ужасаться. Но yirah имеет ряд значений, от отрицательного (ужас) до положительного (поклонение, почитание); от мягкого (уважение) до сильного (трепет).
Почти каждый раз, когда используется слово «благоговение» или «почитание», это перевод еврейского слова yirah. В Левит 19:3 нам сказано «йира» — своих мать и отца, что, безусловно, должно означать уважение или почтение к ним, а не отвращение к ним в страхе.
Еврейские толкователи понимают «страх Господень» (Йират-Адонай) исключительно в самом положительном смысле. Оно определяется как благоговение и почтение перед Богом, побуждающее нас исполнять Его волю. Страх Божьего наказания — это низшее понимание, потому что оно сосредоточено на себе; спрашивая, что будет с вами благодаря тому, что Бог знает ваши дела, вы сосредотачиваетесь не на славе Божией, а на своих собственных интересах.
ПОЧЕМУ СТРАХ?
Когда Он давал израильтянам закон, Бог использовал страх как способ дать Своему народу совесть, чтобы уберечь их от тайных грехов. Например, в книге Левит 19:14 говорится: «Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Бога твоего. Я Господь».
То, что удерживает большинство людей от правонарушений, — это страх перед последствиями. Если вы приткнёте зрячего человека, он разозлится, но заставить споткнуться слепого — это то, что вам сойдёт с рук, поскольку слепой человек не может определить, кто это сделал. Слепой может не знать, но Бог знает!
Раввинские толкователи расширяют эту заповедь о «камне преткновения», включая любого, кто «слеп» в ситуации, когда другие обладают знанием. Продавать человеку некачественный товар, скрывая информацию о недостатках товара, — значит спотыкаться слепому.
Поскольку Интернет позволяет нам прятаться в сети, мы все являемся потенциальными жертвами (и виновниками) таких тайных грехов. В Библии особо одиозные грехи отмечены словами: «Я Господь», чтобы напомнить людям о Божьей праведности и постоянном наблюдении за их поведением.
Если таких заповедей было недостаточно, у Моисея есть ещё. Он заканчивает 27-ю главу Второзакония тем, что израильтяне накладывают на себя список проклятий против легко скрываемых преступлений, таких как обман иностранцев, инцест или получение взяток за убийство невинных. Второзаконие 27 , заставив израильтян наложить на себя список проклятий против легко скрываемых преступлений, таких как обман иностранцев, совершение инцеста или получение взяток, чтобы убить невиновного.
В культуре, где к проклятиям относились очень серьезно, они были бы мощным мотивом держаться подальше от преступлений.
БЛАГОСЛОВЕНИЕ
Интересное происходит, когда люди полностью убеждены, что праведный Бог видит их дела: они становятся менее испорченными. А когда честность становится массовой, общество в целом становится более доверчивым.
Это на самом деле имеет экономическую выгоду, потому что люди не будут сотрудничать или строить бизнес с людьми, которым они не доверяют. Ежегодно экономисты оценивают «индекс доверия», результаты которого сильно различаются по всей планете и часто предсказывает процветание.
В Скандинавии и Нидерландах общественное доверие достигает 77%, в то время как в некоторых странах Африки оно едва превышает 10%.
В «Книге, которая создала ваш мир» Вишал Мангалвади, индийский философ-христианин, рассказывает, как он был потрясён, посетив Нидерланды. Там фермеры оставляли корзину честности рядом с баком свежего молока, чтобы клиенты могли заплатить.
Это немыслимо в Индии, говорит он; воровство является обычным явлением, а молоко разбавляют водой или фальсифицируют, чтобы максимизировать прибыль, а это означает, что необходимы инспекторы, которые часто не приходят, если их не подкупить. Каждый человек, нанятый в этой цепочке, требует свою цену, в результате чего стоимость даже основных продуктов питания чрезвычайно высока. К сожалению, именно коррупция удерживает многие страны в состоянии хронической бедности.
Мангалвади считает, что женщины больше всего страдают, когда им не хватает честности и доверия. В некоторых культурах женщин заставляют носить вуаль или запирать в своих домах, потому что мужчины боятся стать жертвами.
Исследования показали, что доверие, как правило, выше всего в странах с протестантской, иудео-христианской историей. Могла ли пламенная проповедь, принесшая пробуждение в Европе и США в 1800-х годах, стать фактором процветания в последующие десятилетия? Какими бы резкими ни были слова проповедников для слушателей, они, должно быть, повлияли на образ жизни людей.
БОЖЬЯ СЛАВА
Как христиане, мы знаем, что Христос заплатил за наши грехи. Поэтому нам не нужно съёживаться в ужасе перед Богом.
Тем не менее, даже в Новом Завете нам напоминают, что: «нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» (Матфея 10:26) и что однажды Христос «осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1 Коринфянам 4:5).
В лучшем смысле страх Господень должен быть ужасающим сознанием величия Христа. Это должно привести к искреннему стремлению доставить Ему удовольствие. Когда вы знаете, что Он всегда с вами, это заставляет вас жить как ученик, которым Он хочет, чтобы вы были.
Почти каждый раз, когда используется слово «благоговение» или «почитание», это перевод еврейского слова yirah. В Левит 19:3 нам сказано «йира» — своих мать и отца, что, безусловно, должно означать уважение или почтение к ним, а не отвращение к ним в страхе. . И сказал Господь Моисею, говоря: 14 выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и всё общество побьёт его камнями; 15 и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесёт грех свой; 16 и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьёт его всё общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, предан будет смерти. 17 Кто убьёт какого-либо человека, тот предан будет смерти.
Левит 24 глава — Библия: https://bible.by/syn/3/24/ . Явно в этих отрывках чувствуется"любовь и благоговение" к жизни.
Интересно с кем общался Моисей, если через несколько веков вынужден был придти Христос и разоблачить учение Моисея назвав его ветхим бурдюком:
- И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвёт мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережётся и то и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.
А может авторы Торы приписали Моисею свои слова, которые ему НЕ принадлежат, полностью исказив его учение?