«Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако — пыль от ног Его».
Провозглашение Исхода 34:6, которое, по-видимому, убеждает нас, что Бог не ревнив, повторяется десять раз в Ветхом Завете: “Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех”.
Однако в других текстах утверждается, что Бог действительно ревнив. Исход 20:5 ясно говорит: "Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель". Второзаконие 29:20 повторяет: "Не простит Господь такому, но тотчас возгорится гнев Господа и ярость Его на такого человека, и падет на него все проклятие [завета сего], написанное в сей книге [закона], и изгладит Господь имя его из поднебесной". Псалом 77:58 утверждает: "Огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его". Иезекииль 36:5 подтверждает: "За это так говорит Господь Бог: в огне ревности Моей Я изрёк слово на прочие народы и на всю Идумею, которые назначили землю Мою во владение себе, с сердечною радостью и с презрением в душе обрекая её в добычу себе”. Так как же нам понять Бога?
Антропопатические описания Бога (которые описывают эмоции Бога в человеческих терминах) помогают нам понять, что Бог - это не просто абстрактная идея, но живая и активная личность. У него действительно есть эмоции, подобные нашим человеческим эмоциям ревности, мести, гнева, терпения и доброты — за исключением того, что ни одна из них не запятнана грехом.
Конечно, у Бога есть много приятных черт, как утверждает далее Наум 1:7: "Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него". В Наума 1:3 Бог также описывается как "Господь долготерпелив и велик могуществом". Но как насчёт Его, казалось бы, менее привлекательных эмоций?
Ревность Бога часто связана в Писании с Его гневом. Таким образом, это выражение Его святости: “возревную по святом имени Моём” (Иезекииль 39:25). Но ни в каком смысле Его ревность или рвение не являются взрывными или иррациональными. Те, кто изображает Бога Ветхого Завета как обладающего таинственной, если не первобытной силой, которая может вспыхнуть против любого из Его созданий в любое время по любой причине или без неё, обладают чрезмерно активным воображением. Никогда Божье рвение или гнев не граничат с капризом или демоническим.
Гнев Божий действительно является ужасной реальностью в обоих Заветах, но Он всегда отражает полностью последовательную личность, которая не может смириться с присутствием греха. Гнев Божий никогда не заставляет Его мстить за Себя или мстить, как если бы Он был ненадолго безумен. В нашем Господе гнев можно определить как Его побуждение действовать против греха.
То же самое можно сказать и о слове, переведенном как “месть”. Божественная месть может быть понята только в свете ветхозаветного учения о святости и справедливости Бога. Из семидесяти восьми случаев, когда это слово используется в Ветхом Завете, пятьдесят один связан с ситуациями, когда Бог является обидчиком. Классический текст - Второзаконие 32:35: "У Меня отмщение и воздаяние". Бог не может быть Богом, если Он позволяет греху и мятежу оставаться безнаказанными. Сам Его характер кричит об обратном.
В сущности, есть два способа, которыми Бог мстит: (1) Он становится защитником угнетённых врагом (Пс 93) и (2) Он наказывает тех, кто нарушает завет с Ним (Лев 26:24-25).
Если книга Наума, по-видимому, выражает радость по поводу сокрушительного поражения ассирийской столицы Ниневии, то должен возникнуть вопрос: когда можно радоваться падению деспотического и тиранического народа? Если ответ заключается в том, что нужно подождать, пока ликующая нация не очистится от своих собственных грехов, тогда мы должны быть осторожны в своем самодовольстве по поводу уничтожения нацистской Германии. Наша собственная чистка может быть впереди.
Вопреки распространенной критике книги Наума, осуждение Наумом Ниневии вырастает из морально-этической концепции Бога. По мысли пророка, Бог является верховным Господином над всем творением, включая все народы. Как Святой Бог, Он ненавидит любую форму неправедности, но тем более, когда она совершается в международном масштабе.
Есть три основные причины, по которым Бог предопределил конец Ассирийской империи. Во-первых, ассирийцы противостояли не только Израилю, но и Богу (Наум 1:9, 11, 14). Во-вторых, они попирали закон и нравственный порядок Бога. Ассирия не только вовлекла своих собственных граждан в пучину идолопоклонства, но и вовлекла в свои обряды многие другие народы, подобно тому, как блудница соблазняет свою жертву на гибель (Наум 2:13; 3:4). Наконец, имперская жадность Ассирии провоцировала грабежи и всевозможные преступления.
Поэтому Бог не безразлично и не беспомощно наблюдает, как умножаются грехи народов. Вместо этого Он - добросердечный, понимающий, но полностью справедливый и праведный Бог, который будет действовать против тех, кто упорно попирает всё, чем Он является и за что стоит. Тот факт, что Бог выражает ревность, месть или гнев, является признаком того, что Он заботится о Своём народе и защищает его дело. Он может и будет вершить правосудие на основе равенства между народами.
Слова «ревность» — или, как это более точно выражается при обращении к Богу, «возмездие» — и «месть» могут употребляться как в хорошем, так и в плохом смысле. Применительно к Богу они означают, что Бог очень заботится о Своём собственном характере и репутации. Таким образом, всё, что в конечном счете угрожает Его чести, уважению и почтению, может рассматриваться как объект Его ревности и мести. Метафора, лучше всего описывающая эту эмоцию, - это метафора ревнивого мужа, которым, как говорят, является Бог, когда ложные боги и ложная преданность играют роль женихов и потенциальных любовников. Он не может и не будет терпеть соперничества любого рода — наша духовная жизнь зависит от Его настойчивой власти над нами.
См. также комментарий к книге Исход 20:4-6; Псалмы 5:5; 10:5.