Прошло почти два года с тех пор, как я писал о том, что в начале 2010-х мне поставили диагноз депрессии, и о причинах эмоционального выгорания, которые привели к этому. К счастью, следуя по пути к выздоровлению, который я описал в статье, я больше не испытывал этого.
Но это не значит, что время от времени меня не одолевает тоска.
Испытывать горе или печаль - это, возможно, не то же самое, что диагностированная с медицинской точки зрения депрессия, однако это всё равно может сказаться на вас, если это длительный сезон несчастья. Временами всевозможные негативные вещи могут отягощать нас до такой степени, что жизнь иногда просто ощущается как одно большое разочарование.
Может быть, вы наблюдаете, как ваши дети принимают одно плохое решение за другим, и вам больно, потому что вы видите, что то, что ждёт их впереди, не очень хорошо. Или у вас есть физические недуги, которые являются настоящим испытанием, и облегчение от них трудно получить. Возможно, дела редко идут хорошо на работе, в школе, дома и т. д. и кажется, что всё идёт не так, как вы планировали.
Всё это может кого угодно расстроить. Иногда на долгое время.
Если это - вы прямо сейчас, позвольте мне поделиться кое-чем, что очень помогло мне в прошлый раз, когда у меня был длительный период хандры.
Теология приходит на помощь
“Держу пари, это будет немного суховато”.
Это то, что я изначально подумал, когда нажал "play", чтобы прослушать подкаст Тима Келлера под названием "Неизменный Бог". Оказывается, я был совершенно неправ, и это не могло произойти в лучшее время.
Мастерски составленное послание Келлера поведёт вас по пути к самому невероятному лекарству от хандры: внутреннему признанию неизменности Бога.
Теперь вы, возможно, задаётесь вопросом, что означает неизменность. На самом деле всё довольно просто: Бог не меняется. Никогда.
“Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь”, - говорит Бог в Мал. 3:6. В Новом Завете Иаков описывает Бога как единого, “у которого нет изменения и ни тени перемены” (Иакова 1:17). Есть и другие стихи, в которых говорится то же самое, но суть в том, что неизменность Бога приравнивается к тому, что Он обладает неизменной природой и характером.
Итак, теперь вы, скорее всего, думаете: хорошо, интересно, но как же, это должно вывести меня из уныния?
Послание Келлера приводит вас к Псалму 101, который в некоторых Библиях имеет удачный подзаголовок “Молитва страждущего”. Прочтите первые одиннадцать стихов и — если вам сейчас грустно — посмотрите, не заметили ли вы чего-нибудь знакомого.
Человек в беде (ст. 3), не может есть (ст. 5), не может спать (ст. 8), чувствует себя одиноким (ст. 8) и испытывает ужасное ощущение, что время проходит мимо него (ст. 12). Жизнь превратилась в основном в пожар в мусорном контейнере.
Он чувствует, что теряет всё, и это должно задеть за живое всех нас, потому что в основе многих приступов горя лежит какая-то потеря.
Накопление болезненных потерь приносит с собой идею о том, что жизнь радикально преходяща; кажется, что всё ускользает у нас из рук. Ряд древних философов, таких как Гераклит, утверждали, что человек “никогда не входит в одну и ту же реку дважды”, что означает, что единственной константой в жизни являются перемены, и обычно они не к лучшему.
Телесные удары перемен и потерь может быть трудно продолжать воспринимать, и именно с этим борется человек в Псалме 101. Его свет в конце туннеля принимает форму осознания двух вещей.
Во-первых, хотя всё остальное в жизни приводит к потерям и переменам, он заявляет, что Бог - даритель всего хорошего и никогда не меняется. Вывод из этого заключается в том, что на Него и только на Него можно положиться в жизни. Псалмопевец говорит, что Бог пребывает вечно (ст. 13), и что, хотя “они погибнут, а Ты пребудешь … но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся” (ст. 27-28).
В бурлящем мире тяжелой утраты человек спасается от своей печали хорошей теологией; в данном случае пониманием неизменности Бога. Но есть ещё один важный кусочек головоломки.
Бог может быть неизменным, но сам по себе этот факт не означает, что Он заботится о нас с вами. Вот почему страждущий человек в Псалме 101 идёт дальше, чтобы признать ещё одно Божье качество - Его неизменную любовь.
Он говорит о том, что Бог слышит “стенания узника” (ст. 21), принимает во внимание “молитву беспомощных“ (ст. 18), ”освобождает“ тех, кто чувствует себя обреченным (ст. 21), и заканчивает заявлением: "Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицом Твоим” (ст. 28).
Другими словами, говорится, что наступит время, когда больше не будет потерь или болезненных перемен. И у нас, новозаветных верующих, есть некоторые знания, которых не было у автора Псалма 101, а именно: мы видим, как это обещание исполнилось в жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа — событии, которое произошло в нашей пространственно-временной истории и скрепляет сделку, когда речь идет о доверии Божьей любви к нам.
Это лекарство от хандры, как никакое другое, и прекрасно подытожено А. У. Тозером в его работе "Знание Святого", где он говорит о неизменности Бога:
О Христос, Господь наш, Ты был нашим жилищем во всех поколениях. Как козероги к своей скале, так и мы бежали к Тебе за безопасностью; как птицы из своих странствий, так и мы летели к Тебе за миром. События и перемены суетятся в нашем маленьком мире природы и людей, но в Тебе мы не находим ни изменчивости, ни тени перемены. Мы покоимся в Тебе без страха и сомнений и встречаем наше завтра без беспокойства. Аминь.
Что касается последнего пункта Тозера, Келлер говорит нам никогда не забывать, что нет убежища вне Бога; есть убежище только в Боге. Другими словами, процитирую часть гимна, который вы, скорее всего, знаете: на Христе, твердой Скале, я стою; вся остальная земля - зыбкий песок.