Новый Завет предполагает, что разные христиане должны отдавать Господу разные части своих доходов.
|
В церкви, в которой мы с женой состояли в течение 14 лет, регулярно подавали еду после воскресного служения. Всем были рады, плата не взималась, и мы полагались на помощь и пожертвования добровольцев. В этом регулярно принимали участие несколько бездомных из окрестностей.
Однажды один из них подошёл ко мне, зная о моей теологической подготовке. Он сказал мне, что знал, что ему “полагается” платить десятину, но у него просто никогда не было лишних денег. Было бы хорошо, подумал он, если бы он вместо этого приносил еду в наши обеды и не беспокоился о процентах? Я заверил его, что так будет хорошо, и поблагодарил его за щедрость и заботу.
Почему я дал ему такую уверенность? В конце концов, разве Писания не учат, что Божий народ должен отдавать 10 процентов своего дохода на работу Господа? Должен ли я был выяснить, работал ли этот человек, даже неполный рабочий день, и предложить ему убедиться, что его вклад в еду составляет 10 процентов от того, что он сделал?
Или почему я не рассказал ему о Малахии 3:9-10, где Бог ругает Израиль за то, что того ограбил Его, а затем повелевает “принести всю десятину в хранилище, чтобы в Моём доме была еда”? Бог продолжает призывать Свой народ испытать Его, чтобы увидеть, “не откроет ли Он окна небесные и не изольет ли столько благословений, что не хватит места для их хранения”.
По моему собственному опыту за прошедшие десятилетия я чувствую, что не так много американских церквей настаивают на десятине, как это было поколение назад, но, конечно, многие всё ещё настаивают. История веры и практики возвращения 10 процентов Богу очень увлекательна. Консервативный христианский акцент 20-го века на десятине в значительной степени обусловлен усилиями чикагского бизнесмена Томаса Кейна, который распространял брошюры, пропагандирующие десятину, среди 75 процентов евангельских пасторов в стране в течение последней четверти 19-го века и побудил ряд авторов написать серию более крупных, влиятельных книг на эту тему.
Сегодня тенденции и взгляды на десятину различаются, хотя и не обязательно из-за большей теологической ясности. Например, опрос 2017 года "Образ жизни" показал, что 83 процента взрослых протестантов, посещающих церковь, и 72 процента протестантских пасторов заявили, что они считают, что десятина - это библейская заповедь, которая всё ещё действует сегодня. Интересно, однако, что почти половина прихожан, участвовавших в опросе Lifeway, сообщили, что на практике они отдали своей церкви менее 10 процентов. Более старое исследование Barna показывает, что количество десятин было намного меньше, обнаружив, что только 12 процентов рождённых свыше христиан (и 5 процентов американского населения в целом) платили десятину.
Учит ли нас Библия платить десятину?
Что мы можем сказать о Малахии 3:9-10 и других ключевых текстах, которые, по-видимому, способствуют фиксированному проценту? Начнём с того, что “вся десятина” для древнего Израиля фактически составляла 23⅓ процента их годового дохода. Закон Моисея предписывал три десятины: одну для работы левитов и священников в скинии и храме, одну для расходов на ежегодные праздники и одну каждые три года для бедных (Числ.18:20-28; Втор. 12:17-19; 14:22-29; 26:10-16). Вместе они составляли 23⅓ процента.
Поскольку нужды бедных не прекращались, десятина для них в конечном счёте была распределена пропорционально, так что ежегодно требовалась треть, по крайней мере, ко дню Иисуса, а возможно, и раньше. В нашем современном контексте некоторые утверждают, что наши налоги помогают бедным, и мы больше не отмечаем еврейские праздники, поэтому остаётся только десятина для дома Господня и его служителей. Но никакая сумма светского налога не помогает бедным в контексте религиозных пожертвований и служения Богу, и никакие христианские здания или имущество сегодня не соответствуют непосредственно священным местам Израиля. Иисус - это новый храм (Иоанна 2:19), и святое место теперь появляется везде, где люди поклоняются Ему “в Духе и истине” (Иоанна 4:24).
Более того, как и при любом понимании роли учений Ветхого Завета в эпоху Нового Завета, мы должны принимать во внимание учение Нового Завета. Единственное место, где заповедана десятина в Новом Завете, включает в себя упрёк Иисуса в лицемерии некоторых книжников и фарисеев, которые платят десятину “мяты, укропа и тмина”, но пренебрегают “более важными вопросами закона — справедливостью, милосердием и верностью”. Затем Он добавляет: “Вам следовало практиковать последнее, не пренебрегая первым” (Мф.23:23).
Контекст этого учения обеспечивает ясность. Иисус ещё не умер, не воскрес и не послал Духа, чтобы открыть Новый Завет. В этом смысле Закон всё ещё действовал. Из всех людей религиозные лидеры всё еще должны были подчиняться ему и признавать приоритеты, которые он продвигает. Однако, чтобы определить устойчивые образцы христианского даяния, нам нужно наблюдать за тем, чему учит Иисус. Нигде в Новом Завете мы не читаем, что какой-либо фиксированный процент возлагается на последователей Христа.
Видение Нового Завета для даяния
На самом деле, то, что мы находим в Новом Завете, на самом деле предполагает, что разные христиане должны отдавать разные проценты или части своего дохода Господу. В трёх текстах, которые появляются в непосредственной близости в Луке 18:18-19:27, Иисус говорит богатому молодому правителю продать всё, что у него есть, и отдать это бедным; Он благодарит Закхея за то, что тот отдал половину своего имущества и вернул вчетверо тем, кого обманул; и Он хвалит верных слуг в Своей притче, которые вкладывают деньги своего хозяина, чтобы сделать для него больше. Очевидно, что один размер не подходит всем.
В самом обширном отрывке из Писания, посвящённом денежным вопросам, 2 Коринфянам 8-9, мы обнаруживаем множество принципов, которые можно обобщить во многих контекстах христианского пожертвования. Павел особенно восхваляет щедрость и даже жертвенность македонских христиан, несмотря на их сравнительную бедность (8:1-5). Он бросает вызов более богатым христианам Коринфа просто выполнить свои предыдущие обещания (ст. 10-11) на любом уровне, на котором они могли быть даны.
Стихи 12-15 объясняют далее: дар человека “приемлем в соответствии с тем, что у него есть, а не в соответствии с тем, чего у него нет”. Требование от очень бедных 10 процентов может создать для них неоправданные трудности. Чтобы никто не подумал, что Павел повторяет крайние требования, которые Иисус предъявлял к богатому правителю, Павел прямо заявляет, что он не просит богатых и бедных поменяться местами. Они просто бы поменялись местами, но всё равно остались бы материально нуждающиеся люди.
Вместо этого Павел говорит Коринфянам давать из своего излишка, но быть безжалостно честным в том, сколько это излишек. Он специально говорит: “Наше желание состоит в том... чтобы было равенство”. … Цель - равенство” (8:13, 14). Слово “равенство” здесь также было переведено как “справедливость” (ESV) или “справедливый баланс” (NRSV). Павел не представляет себе ситуацию, когда у всех одинаковые ресурсы, но когда крайности богатства и бедности стираются. Точно так же, как израильтяне, собирающие манну пустыни, никто не должен иметь “слишком много”, в то время как у некоторых “слишком мало” (ст.15, цитата из Исх. 16:18). Никакой фиксированный процент никогда не сможет адекватно определить, что слишком много или слишком мало для всех людей во всех жизненных ситуациях.
Менталитет «моё»
Однако большая опасность требования десятины “одного размера для всех” заключается не в том, что многие люди вынуждены отдавать слишком много. Скорее, дело в том, что те, кто действительно даёт 10 процентов, могут слишком легко вообразить, что они сделали всё, что им нужно. Я слышал, как один популярный оратор и пастор, по сути, говорил своим слушателям: “Дайте 10 процентов. Отдайте это своей местной церкви. Когда вы это сделаете, вы выполните своё обязательство по христианскому пожертвованию. Остальные 90 процентов ваших денег - ваши, и вы можете распоряжаться ими, как вам заблагорассудится”.
При таком подходе возникают по меньшей мере две проблемы. Во-первых, мы призваны быть хорошими распорядителями 100 процентов ресурсов, которые Бог доверяет нам. Начиная с Эдемского сада и далее, люди, как носители Божьего образа, мы должны управлять всем материальным миром в соответствии с Его благими замыслами (Бытие 1:26-31; 2:15). Менталитет “90 процентов принадлежит мне” не отражает менталитет, который рассматривает Христа как Господа над всем, что есть у человека; кроме того, это не является духовно здоровым или животворящим.
Во-вторых, значительное большинство христиан не платят десятину. Средний показатель пожертвований прихожан на христианские служения (церкви, некоммерческие организации и т.д.) только в США за последние 70 лет колебался от чуть более 2 процентов до чуть менее 4 процентов. Потребности мира требуют гораздо большего, чем то, что церковь даёт в настоящее время. Если многие отказываются давать даже близко к 10 процентам, те, кто может это сделать, должны серьезно подумать о том, чтобы дать больше 10 процентов.
Тем не менее, даже если заметно больший процент христиан начнёт давать больше, принцип остаётся неизменным: Новый Завет учит щедрым и даже жертвенным пожертвованиям. При прочих равных условиях верующий, который зарабатывает 200 000 долларов в год, но отдаёт только 20 000 долларов на работу Господа, не демонстрирует ничего подобного жертве или щедрости того, кто зарабатывает 20 000 долларов в год и отдает 2000 долларов из них Христу и Его делу. Оба случая могут составлять один и тот же процент, но для одного это представляет собой гораздо большую жертву.
Вот где принцип того, что было названо “градуированной десятиной”, имеет гораздо больше смысла. При дифференцированном подходе к десятине те, у кого более высокий доход, рассматривают возможность предоставления более высокого процента. И семье, чей доход увеличивается из года в год (больше, чем прожиточный минимум), предлагается рассмотреть возможность увеличения процента, который они дают. Такой подход вполне может быть тем, что Павел имел в виду в 1 Коринфянам 16:2, когда писал: “Каждый из вас должен откладывать определённую сумму денег в соответствии со своим доходом”.
Пастор, о котором я упоминал, который считал, что наши обязанности по пожертвованию заканчиваются после того, как 10 процентов отданы, тем не менее, сделал одно точное наблюдение. Важно иметь в виду, что Бог не возражает против того, чтобы мы использовали некоторый избыточный доход для приобретения хороших вещей для себя или своих близких. Недостаточно используемый текст с этой целью - 1 Тимофею 6:17-18. Павел обрамляет эти два стиха повелениями о великодушии. Между ними, однако, есть важный признак того, что Бог - это тот, “кто щедро предоставляет нам всё для нашего удовольствия”. Когда я могу честно сказать перед Богом, что верю, что щедро жертвую из того, чем Он меня благословил, с полным учётом всех потребностей мира, тогда мне не нужно жить настолько суровой жизнью, насколько это возможно. Я также свободен наслаждаться Его добрым творением до тех пор, пока это наслаждение не характеризуется экстравагантностью.
Наставничество отдавать
Когда пасторы моделируют эти принципы отдачи, воздействие оказывается мощным. Мои собственные взгляды на щедрые пожертвования были в значительной степени сформированы пасторами, которые наставляли меня в раннем взрослом возрасте. В первых двух церквях, к которым мы с женой присоединились после женитьбы, оба старших пастора моделировали отдачу 25 процентов того, что они заработали, на работу Господа. Мы не знали, чтобы кто-то это делал. Они говорили о том, что делали, лишь изредка и без хвастовства, но достаточно, чтобы люди знали, что это возможно и даже желательно.
Я благодарен им за их пастырский пример и их готовность служить наставниками, будучи искренними и открытыми в отношении своих собственных приоритетов в пожертвованиях. В самом начале мы с женой решили попытаться последовать их примеру. Мы начали с 10 процентов и постепенно увеличивали этот объём пожертвований на протяжении многих лет. В разгар наших доходных лет нам часто удавалось отдавать от 40 до 50 процентов нашей церкви и организациям, которые сосредоточились на некоторых из приоритетных служений Писания.
Сегодня, когда мы все ближе подходим к полному выходу на пенсию, мы всё ещё можем отдавать 30 процентов или больше. У нас действительно уникальные финансовые обстоятельства, благодаря наследству от моего деда, что делает это для нас гораздо более возможным, чем для многих людей. Тем не менее, я убеждён, что многие христиане могли бы дать больше 10 процентов. Как только это становится привычкой, человек едва замечает, от чего отказался.
И я также убеждён, что для бездомного в моей церкви предложение отдавать часть его еды представляло собой щедрость, которую никогда нельзя было измерить в процентных пунктах, но было угодно Богу и благословением для церкви.
Craig L. Blomberg - выдающийся профессор Нового Завета Денверской семинарии и автор книги "Ни бедность, ни богатство: Библейская теология собственности" и "Христиане в эпоху богатства: Библейская теология управления".
|