Доктрина о заместительном искуплении в наказание в последние годы разделила христиан. Дэвид Инстон-Брюэр по-новому смотрит на то, что говорит Библия
|
Одна из моих самых больших профессиональных оплошностей была, когда мне прислали «Утраченное послание Иисуса» Стива Чалка перед публикацией, и я не заметил, как люди могут неверно истолковать его послание. В частности, неприятная цитата американского богослова японского происхождения Риты Накашимы Брок, которая сравнила распятие с «космическим насилием над детьми».
Стив сказал, что не согласен с этим, утверждая, что распятие не было таким, но для многих читателей он не был достаточно несогласен. Для протокола я хотел бы сказать, что распятие никоим образом, даже отдалённо, никогда не должно рассматриваться как таковое! Однако иногда, когда я проповедую о распятии, слушатель может подумать, что это то, о чём я говорю, и я подозреваю, что именно поэтому я так резко реагирую на эту ужасную фразу.
ИЗБЕЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Я часто проповедовал такие вещи, как: «Мои грехи были стёрты, когда Бог излил агонию моего наказания на Иисуса». Это означает, что Cам Бог наказывал Иисуса одной из самых жестоких пыток, когда-либо придуманных. Но когда я думаю об этом, я понимаю, что рискую изобразить Бога так, будто Он уродливее некоторых аморальных греческих и римских богов. Возможно, невольно я представляю святого Бога виновником родительской жестокости, которая считается отвратительной и незаконной в любом цивилизованном обществе. Я был удивлён, обнаружив, что сама Библия избегает этого подхода.
Нам нужно быть очень осторожными в том, как мы представляем замену наказания (идею о том, что Иисус понёс наказание за наши грехи). Джон Стотт предостерегал в «Кресте Христа» от использования «грубой конструкции», основанной на замене наказания, такой как: «Жертва, чтобы умилостивить разгневанного Бога, или ... юридическая сделка, в которой невинная жертва была вынуждена заплатить наказание за чужие преступления». Этот взгляд на крест действительно помогает объяснить, почему Иисусу пришлось так ужасно страдать, и помогает нам понять, как справедливый Бог обращается с грехом, но, как и все образы или метафоры, не каждая деталь идеально соответствует полному смыслу распятия. Как только мы исследуем идею о том, что Сам Бог наказал Иисуса, мы сталкиваемся с проблемами.
Главный библейский отрывок, касающийся замены наказания, - Исаия 53, где слуга Божий изображается страдающим за грешников. Это применяется к Иисусу в различных местах (особенно Иоанна 12:38; Деяния 8:32-33; Римлянам 4:25; 1 Петра 2:21-25). Эти отрывки подчеркивают отвержение и страдания Иисуса, но ни в одном из них не говорится, что сам Бог был источником Его страданий. Ближе всего к этому мы подходим к тому, что Бог «возложил на Него» наши грехи (не говоря уже о наказании) и что эти страдания были «волей Господа» (Исайя 53:6,10). Но виновник фактического наказания не назван, разве что как «человечество» в стихе 3.
Библия говорит нам, что Иисус пострадал от последствий греха и «клятвы закона» (Галатам 3:13), и что Его страдания спасают нас от Божьего гнева (Римлянам 5:9; 1 Фессалоникийцам 1:10; 5:9). Но мы никогда не читаем, что Сам Бог обратил Свой гнев, наказание или проклятие на Иисуса. Конечно, мы можем сделать вывод о том, о чём не говорится в тексте — на том факте, что Христос умер, чтобы взять на Себя наши грехи, и нам больше не грозит наказание, — но мы должны осознавать, что делаем: мы заполняем детали, о чём Библия умалчивает. Иисус не страдал в аду за Свои грехи, как другие люди, поэтому то, что Он страдал, было не нашим фактическим наказанием, а другим наказанием, которое предположительно было эквивалентным. Многие предполагают, что отделение от Бога, которое Он выразил на кресте, было самой тяжелой частью этого.
НЕПОЛНЫЕ ОБРАЗЫ
Эти образы наказания — не единственный способ, которым Библия пытается объяснить распятие. Нам также говорят, что Иисус искупил нас (выкупил нас из рабства или похищения, см. Марка 10:45); Он примирил нас (восстановил наши разорванные отношения с Богом, см. Римлянам 5:10); Он отменил закон (Ефесянам 2:14-15); и Он победил демонические силы на кресте (Колоссянам 2:14-15). Всё это хорошие образы и объяснения того, что произошло при распятии, но каждое из них неадекватно само по себе.
Мы знаем, что это неполные образы, а не полное объяснение, потому что, подобно притчам, они становятся непоследовательными, когда мы пытаемся исследовать детали, которые не рассматриваются в Писаниях. Например, если враг повержен, то зачем платить какие-то выкупные? Если закон отменили, то зачем требовалось какое-то наказание? Но эти вопросы подобны вопросу: является ли электрон частицей или волной? Ответ заключается в том, что электроны — это и то, и другое, но не во всех аспектах. И крест, и атомная физика более сложны, чем образы, используемые для их объяснения. Каждое из этих библейских образов креста даёт нам лишь частичное понимание реальности, которую наш разум не может полностью постичь.
Исайя 53 — это драгоценное понимание распятия. Это говорит нам о том, что страдания Иисуса были настоящими человеческими муками. Это помогает нам понять заброшенность и чувство покинутости, скрывающиеся за Его криком: «Боже мой, Боже мой, почему Ты оставил Меня?» (Матфея 27:46). Это важно с богословской точки зрения, потому что показывает, что Его смерть может «оправдать» грешника (Исайя 53:11) — сняв наш грех настолько полностью, что мы объявляемся невиновными, — что Павел рассматривает в Римлянам 5. Однако, когда мы делаем из этого вывод, что Он был наказан Богом, мы должны осознавать, что делаем вывод о том, чего само Писание избегает утверждать.
Итак, как мы понимаем крест? Я считаю, что Дж. И. Пэкер дал нам решение: «Тайна Бога — это больше, чем может выразить любая модель, даже самая лучшая». Библия даёт нам много способов понять распятие, и нам нужны все они, чтобы хотя бы немного понять Божью любовь и милосердие, проявленные в тот день на горе Голгофе.
Преподобный д-р David Instone-Brewer — почетный старший научный сотрудник Дома Тиндейла в Кембридже. Он является автором нескольких книг о еврейском происхождении Нового Завета и является членом Комитета по переводу Библии (NIV). Он также является постоянным обозревателем Premier Christian.
|