Дисциплинированная жизнь требует не только правильной веры и правильных действий, но и правильных страстей
|
Когда я училась в семинарии, мы с мужем встретились с пастором, которому доверяли. Мы рассказали ему, как нам нравятся наши курсы по систематике и библеистике. Затем разговор перешел на нашу личную жизнь. Мой муж упомянул, что ему было трудно проводить время в молитве и что мы с ним ссорились, как кошка с собакой.
Наш пастор как ни в чём не бывало ответил: “Вы знаете, у вас не может быть ортодоксии без ортопраксии”.
Мы были знакомы с этой идеей, но, тем не менее, она поразила и моего мужа, и меня, как молния. Мы поступили в семинарию, чтобы углубиться в Писание и правильные доктрины, но нам нужно было напомнить, что ортодоксия (правильная вера) и ортопраксия (правильное действие) настолько тесно вплетены, что если мы пренебрегаем одним, мы теряем другое.
Христиане отстаивают это единство веры и действия. Но они часто пренебрегают другой ключевой частью верности: сопереживанием.
Это слово обозначает правильные страсти или чувства. Это указывает на реальность того, что мы, христиане, не только исповедуем истину Иисуса и практикуем то, что Он говорит практиковать, но мы также стараемся делать всё это в позиции Христа.
Ортопатия включает в себя искупленную и преобразованную внутреннюю жизнь. Это включает в себя наши чувства и эмоции. Но в более фундаментальном плане это включает в себя нашу мотивационную структуру, наши стремления и наши желания — то, что наиболее глубоко движет нами. Более широкая цель ортопатии состоит в том, чтобы наше общее расположение изменилось, чтобы быть более похожим на Иисуса.
Эта идея не нова. Исаак Сирин сказал, что добродетель - это не просто поступать правильно, но делать это с “сердцем, которое мудро в том, на что оно надеется, и чьи действия сопровождаются правильными намерениями”. Августин сказал своей пастве, что любое изучение Писания и учения должно быть направлено на развитие благотворительности, любви и милосердия.
Мы все видели уродливые результаты, когда кто-то, увлечённый ортодоксией, не воплощает внутренний характер Иисуса. В итоге таковые уничтожают людей.
Все мы способны, казалось бы, говорить правду в духе презрения, нетерпения, гордости или страха. “Отстаивание истины” без смирения или доброты фальсифицирует Евангелие, которое мы провозглашаем. У вас не может быть ортодоксальности без ортопатии.
Точно так же у вас не может быть ортопраксии без ортопатии. Если люди стремятся к библейски мотивированным действиям, скажем, заботясь о бедных или выступая за справедливость, но они делают это без позиции Иисуса, тогда ортопраксия теряется среди высокомерия, законничества или самодовольного политического позёрства.
Конечное видение христианской ортопатии - это плод Духа. В Послании к Галатам 5, когда Павел противопоставляет этот плод “деяниям плоти”, он включает внутренние состояния сердца: нечистоту, ненависть, раздор, ревность, гнев, соперничество и зависть.
Кто-то может быть предан этим действиям, даже если он исповедует правильные идеи о Христологии, экклезиологии или человеческой сексуальности, и даже когда добровольно работает в столовой или ведёт богослужение. Эта возможность должна заставить всех нас немного содрогнуться. Гораздо легче заявить о своей точке зрения, изложить кредо или посвятить время достойному делу, чем избавиться от обиды, гордости или антипатии.
В этих отрывках Павел предполагает, что наши внутренние глубины, а не только наши убеждения и действия, должны быть исцелены и изменены Иисусом.
Как же тогда нам развивать ортопатию? Это не вопрос воли, когда мы можем просто удвоить наши усилия, чтобы “сделаться лучше”. Это не вытекает автоматически из ортодоксии, поэтому мы не можем понять это с помощью лучшей доктрины. И это также не является неизбежным следствием ортопраксии, поэтому мы не можем достаточно заниматься христианскими обязанностями, чтобы достичь этого.
Вместо этого формирование и исцеление нашей внутренней жизни происходит через годы покаяния и глубокого единения и общения с Богом.
Принятие характера Иисуса - это не то, что мы можем легко контролировать, управлять или производить самостоятельно. Нам нужно преображение Бога. Мы нуждаемся в глубоком исцелении Христа. И нам нужно таинственное водительство Святого Духа, чтобы помочь нам воплотить христианскую целостность во всей её полноте: ортодоксию, ортопраксию и ортопатию.
Tish Harrison Warren - священник англиканской церкви в Северной Америке и автор книг "Литургия обычного" и "Молитва ночью".
|