Примечание редакции: на Christian Post опубликованы два противоположных мнения. Ознакомиться с противоположным мнением можно в статье под названием “Что стоит на первом месте в порядке спасения: вера или возрождение?”
Хотите узнать один секрет? Если вы христианин, вы были спасены ещё до того, как осознали это.
Готов поспорить, что подавляющее большинство из вас, читающих это, думают, что вы приняли личное решение — в полном одиночестве — принять Христа, и как только оно было принято, вы стали чадом Божьим в вере. Джон Чипман верит в это, о чём свидетельствует его статья “Что стоит на первом месте в порядке спасения: вера или возрождение?”
Он говорит: “Вера предшествует возрождению. Всегда. Для всех”.
Многие думают, что обратное - это ересь и короткое замыкание. Тем не менее, я собираюсь попросить вас уделить мне несколько минут, чтобы обосновать позицию возрождения (сверхъестественной работы Духа, дающей нам духовную жизнь, преобразующей сердце и укрепляющей веру, так что мы становимся новым творением во Христе), предшествующей вере. Раньше, когда я был молодым христианином, я верил в обратное, но теперь я убеждён, что мы не можем посвятить себя Богу, пока Он не позволит нам это сделать.
И мало что прославляет Бога больше, чем эта истина.
Дело не в вас, а в Нём
Р.К. Спроул был таким же, как я. В небольшой статье он вспоминает, как один из профессоров его семинарии, который учил, что возрождение предшествует вере, позвонил в его богословский колокол, говоря: “Эти слова были шоком для моей системы. Я поступил в семинарию, веря в то, что вера - это ключевая задача человека для возрождения. Я думал, что сначала мы должны поверить во Христа, чтобы родиться свыше”.
Но Спроул прошёл ускоренный курс по этой теме и в итоге стал одним из самых ярых защитников возрождения до веры. Что заставило его измениться?
Прежде всего, это библейское учение о нашей моральной неспособности выбрать Бога. Проще говоря, Писание говорит, что мы не можем верить в Бога, пока Он не начнет действовать от нашего имени.
Вот почему Иисус сказал: “говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего” (Иоанна 6:65), подчеркивая отсутствие у нас моральной силы избрать Бога и почему Христос также показал различие между теми, кому дарована вера, и теми, кто её не имеет когда Он сказал: “Вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано” (Мф. 13:11).
Именно поэтому Павел пишет: “Вы были мертвы по своим преступлениям и грехам” (Еф. 2:1), указывая на первоначальное духовное состояние каждого человека, когда он мёртв для Бога. Далее он пишет в другом месте: “Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут” (Рим. 8:6-7) и “Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно” (1 Кор. 2:14).
Если естественный разум человека не способен подчинить себя Богу, если он думает, что “дела Божьи” настолько глупы, что он “не может их понять”, можете ли вы сказать мне, как он может подняться на ноги, опираясь на собственные силы, обрести веру, которой у него нет, и принять Христа?
Августин видел это неизбежное затруднение и в своё время огорчил немало людей, суммировав слова Христа и Павла в этой короткой письменной молитве: “Даруй то, что Ты повелеваешь, и повелевай тем, чего Ты желаешь”. Со второй частью ни у кого из его современников не возникало проблем, но с первым утверждением? Он получал от них такие же неодобрительные взгляды, как и мы, верящие, что Бог сначала должен даровать нам способность доверять Ему, как и сегодня.
Августин и те, кто придерживается веры, предшествующей возрождению, признают, что люди обладают свободой воли, но лишены духовной свободы, когда дело доходит до проявления нашей воли по отношению к Богу. Наше первоначальное состояние — это состояние, в котором мы не утратили способности делать выбор - просто выбор плох в том, что касается Бога, а это означает, что вы не можете проявить веру и выбрать Бога без того, чтобы Он сначала не позволил вам это сделать.
Мартин Лютер придерживается этой позиции, когда пишет: “Свободная воля без Божьей благодати вовсе не свободна, а является постоянным пленником и рабом зла, поскольку она не может обратиться к добру”.
Джонатан Эдвардс описывает это так: “Поэтому работа Духа Божьего по возрождению часто сравнивается в Писании с обретением новых чувств, с обретением глаз, чтобы видеть, ушей, чтобы слышать, с обретением слуха у глухих, с открытием глаз у тех, кто родился слепым, и с обращением от тьмы к свету…[это] сравнивают с воскрешением мёртвых и новым творением”.
Именно это греческое слово “возрождение” (palingenesias) означает “новый генезис”, “возвращение от смерти к жизни”. Поскольку это верно, вера понимается как плод возрождения, а не как его причина.
Итак, учитывая все библейские свидетельства, говорящие о нашей моральной неспособности самостоятельно проявлять веру в Бога, не становится ли довольно трудно поверить в то, что некоторые из нас просто преодолевают свою духовную косность и выбирают Бога самостоятельно? Мы понимаем всё это там, где другие не понимают?
И, таким образом, даже самая незначительная заслуга в нашем спасении принадлежит нам самим, потому что мы выбрали его?
Неа. Вместо этого мы видим, как Христос подтверждает активную деятельность Святого Духа в укреплении нашей веры, когда Он говорит: “Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа” (Иоанна 3:8). Иоанн говорит то же самое ранее в своём Евангелии, когда говорит о верующих как о тех, “которые родились не от крови, не от хотения плоти, не от воли человека, но от Бога” (Иоанна 1:13).
Это довольно ясно, не так ли? Ваша вера и новое рождение происходят “не по воле человека, а по воле Бога”. Другими словами, ваша вера зависит не от вас, а от Него.
Или, как писал Павел, любая вера, которую мы имеем, “сиё не от вас, Божий дар” (Еф 2:8). Он подчеркивает это снова и снова, говоря нам: “вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи” (Кол.2:13) и “потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него” (Флп. 1:29).
Именно из-за этих истин Мартин Лютер и Джонатан Эдвардс называли свои книги на эту тему (Лютер: "Рабство воли"; Эдвардс: "Свобода воли") своими самыми важными работами. И именно поэтому я так много работаю над этим вопросом, когда речь заходит о возрождении, предшествующем вере. Если вы духовно мертвы и морально неспособны выбрать Бога, как сказано в Писании, возрождение должно предшествовать вере.
В конце концов, я согласен с одной вещью, которую Джон Чипман написал в своей статье: “...если мы поймём это неправильно, то встанем на путь, ведущий к небиблейскому Богу и безнадёжному искажению Евангелия”.
Хороший совет.
Чтобы избежать этого, запомните две вещи:
Во-первых, Он избрал вас до того, как вы избрали Его точно так же, как сказал Иисус: “Не вы избрали Меня, но Я избрал вас и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал” (Иоанна 15:16).
Во-вторых, как бы нам ни хотелось думать, что мы всегда на одной волне с Богом в таких важных вопросах, иногда Его образ действий не согласуется с нашей человеческой логикой. Как Он говорит в Псалмах: “ты подумал, что Я такой же, как ты” (Пс. 49:21).
Поразмыслите обо всем этом с молитвой и посмотрите, не придете ли вы к тому, что возрождение предшествует вере.
|