В эпоху виртуальных богослужений некоторые вещи должны оставаться неизменными
|
С начала пандемии COVID-19 многое изменилось в отношении посещаемости церковных служений, и некоторые из этих тенденций, вероятно, сохранятся в этом году.
Многие верующие всё ещё балансируют между личным присутствием и онлайн-трансляцией, в то время как некоторые хотят сменить церковь или деноминацию в этом году. Другие вообще перестали ходить в церковь.
Есть те, кто посещает несколько церквей, часто через виртуальные платформы — практика, которая усилилась в прошлом году.
Летом 2020 года, всего через несколько коротких месяцев после начала пандемии, более одного из трёх практикующих христиан — тех, для кого участие в церкви является приоритетом, — смотрели онлайн служения церквей, отличных от той, которой они были официально привержены.
И хотя эта тенденция относительно недавняя с исторической точки зрения, феномен хождения по церквям начался задолго до пандемии — почти двое из пяти прихожан сообщили о регулярном посещении нескольких церквей ещё в 2019 году.
Недавно одна моя знакомая рассказала мне, что, когда пандемия впервые заставила церкви выходить в Интернет, она начала транслировать служения из церкви по всей стране, потому что ей всегда нравился стиль проповедника и его книги. Но как только снова разрешили собрания, она вернулась, чтобы лично посещать свою домашнюю церковь. Когда я спросил её, почему, она сказала, что пришла к осознанию того, что “смотреть служение - это здорово, но это не церковь”.
Хотя мы, возможно, не все согласны с этим утверждением, нам стоит обсудить, что представляет собой “церковь” и что её отличает, а также как и почему мы призваны преданно служить ей. Признаётся это или нет, некоторые христиане в первую очередь учитывают следующие три элемента, когда дело доходит до переоценки своих церковных обязательств:
1. Что наиболее удобно?
2. Что наиболее приятно?
3. Что самое интересное?
К сожалению, основополагающими факторами, определяющими некоторые церковные поиски, являются основные принципы индивидуалистического потребительства, порождённые предположением, что “церковь” - это прежде всего набор товаров и услуг, разработанных и продаваемых для достижения удовлетворенности клиентов.
Проблема сегодня, как отмечает Карл Труман, заключается в том, что “мы все живём в мире, в котором всё легче представить, что реальность - это то, чем мы можем манипулировать в соответствии с нашей собственной волей и желаниями”. К сожалению, это современное мышление проникло в нашу экклезиологию — в то, как мы понимаем и воплощаем то, что значит быть церковью. Но этот инстинкт не нов.
Десятилетия назад теолог Дитрих Бонхёффер писал, что “те, кто любит свою мечту о христианской общине больше, чем саму христианскую общину, становятся разрушителями этой христианской общины, даже если их личные намерения могут быть очень честными, искренними и жертвенными” (курсив добавлен).
Может быть, стоит заняться вдумчивым и молитвенным поиском религиозной общины, к которой мы по-настоящему принадлежали бы. Но когда это превращается в поиск церкви в соответствии с каким-то совершенным или гипотетическим идеалом, мы, возможно, сбились с курса.
Здоровая поместная церковь, утверждает Марк Сейерс, должна видеть себя “разрозненной и растрёпанной группой самых обычных людей, взывающих к Богу... которые падают к ногам Христа и наполняются Его присутствием, которые становятся инфекционными агентами Царства в мире".
Мы видим эту динамику в действии в истории ранней церкви — пример, который может помочь нам задавать лучшие вопросы в наших поисках церковной общины.
Во-первых, ранняя церковь “постоянно пребывала в учении Апостолов в общении и преломлении хлеба и в молитвах” (Деяния 2:42). Согласно Словарю Стронга, греческое слово “постоянно” определяется как "благочестивая настойчивость; готовность оставаться и быть верным".
Когда мы ищем религиозную общину, к которой мы могли бы принадлежать, мы должны задать вопрос: “Могу ли я посвятить себя этой церкви?”, прежде чем подумать: “Удобна ли эта церковь?” Ставя наш комфорт выше обязательств, мы относимся к церкви как к простой форме досуга, что может привести к нашему духовному застою, скрытому под тонким слоем непринужденности.
Напротив, предлагая нашу преданную приверженность поместной церкви — несмотря на её неизбежные недостатки и изъяны — может помочь нам пережить значительные бури жизни и веры в долгосрочной перспективе. И это тот вид подлинного комфорта, которого мы все действительно жаждем и в котором в конечном счёте нуждаемся.
Во-вторых, у ранних христиан “было всё общее” (Деяния 2:44, курсив добавлен). Причастие было живой и воплощенной ценностью для этих древних верующих, а не просто гипотетической концепцией. И всё же сегодня, когда мы задаём вопрос “Что у меня общего с этими людьми?” по сути, мы спрашиваем: “Согласны ли эти люди со мной?” Разница разительная.
В книге Деяний общность заключалась в разделении бремени повседневной жизни. Они “продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого” (2:45). Другими словами, ощутимые потребности других людей вели церковь к истинному общению.
Особенно учитывая политизацию нашей нынешней культуры, некоторые люди сегодня стремятся к общности, согласовывая различные социальные и политические вопросы, вместо того чтобы предлагать свои навыки, таланты и ресурсы для общего блага общества.
Мы ожидаем обнаружить совершенную общность, которая уже существует, вместо того чтобы работать над достижением реальной общности через служение. По словам Эдвина Фрейдмана, мы становимся “[обществом] "скиммеров", которые постоянно берут сверху, не внося существенного вклада в его суть”.
Но странная и удивительная вещь происходит, когда мы жертвуем собой ради буквального блага тех, кто в этом нуждается. Разногласия можно преодолеть и создать неожиданное единство, когда мы удивляем тех, кто находится на противоположной стороне прохода, проявлением бескорыстной заботы и готовностью идти дальше и дальше, чтобы служить другим в трудную минуту.
Вот почему церковь в её лучшем проявлении - это то, что богослов Скотт Макнайт называет “братством разных”. Когда мы сосредотачиваем нашу энергию на удовлетворении потребностей прихожан, а не на попытках повлиять на мнения, у нас гораздо больше шансов найти истинную принадлежность.
Наконец, первые верующие “каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца” (Деяния 2:46). Слово "веселии" в греческом гораздо более пышное, чем его переведённый аналог. Лучшим способом понять это было бы “радостно”. Ранняя церковь собралась с неподдельной радостью.
Что меня всегда восхищало, так это простота обстановки церковных служений первого века. Верующие собирались вокруг Писания, учения, молитвы и трапезы. Ничего броского, ничего нового. Фактически, Словарь Стронга указывает на то, что слово “простоте” на самом деле означает "простой". По сути, ранняя церковь ежедневно собиралась в “радости и простоте”.
Поэтому вместо того, чтобы спрашивать: “Эта церковь развлекательная?” что, если мы начнём с другого вопроса: “Является ли эта церковь общиной, наполненной радостью и искренностью?”
Другими словами, воплощает ли эта община радостную простоту, рожденную стремлением собраться вокруг Писания, учения, молитвы и подлинной связи друг с другом, независимо от того, насколько впечатляюще выглядят и звучат её внешние украшения?
Никакое количество развлечений или шумихи не может обеспечить значимого взаимопонимания, которое происходит, когда люди выполняют тяжелую работу по развитию реальных отношений друг с другом. Если ранние христиане встречались вместе каждый день и преломляли хлеб в домах друг друга, что заставляет нас думать, что мы можем создать динамичные отношения только с помощью программ?
Несмотря на сегодняшнюю тенденцию ходить по церквям (и её обоснованную критику), поиск здоровой церковной общины часто может быть благородным занятием. У многих из нас есть веские причины покинуть одну церковь и искать другую. В худших ситуациях некоторые испытывали боль, травмы и жестокое обращение со стороны сломленных лидеров.
Я слышал и сталкивался со многими подобными историями за время моего пребывания в поместной церкви. Но я всегда безмерно тронут, когда вижу, что те, кто пострадал, продолжают верить, что принадлежность к церкви, где мы можем вместе стремиться к святости и целостности, всё ещё возможна.
Мы можем переписать историю нашей собственной семьи веры — несмотря на боль, причиняемую столькими церквями и лидерами сегодня, — помня и воплощая то, чем поместная церковь всегда должна была быть во всей красе.
Какими бы сломленными, грешными, неуверенными, слабыми и ущербными мы ни были, мы с вами можем выполнять эту работу вместе, полагаясь на Божью благодать и её огромную силу, чтобы просто быть церковью — полностью, милосердно, жертвенно.
Джей Й. Ким служит ведущим пастором в церкви Вестгейт. Он автор книг "Аналоговая церковь" и "Аналоговый христианин" и живёт в Силиконовой долине со своей женой и двумя маленькими детьми.
|