Несколько лет назад один из моих друзей пытался поделиться Евангелием с парнем, который через некоторое время начал почти кричать на него: “А как насчёт пигмеев?! А как насчёт пигмеев?!” Мой друг позволил парню на секунду успокоиться, а затем задал ему простой вопрос:
“Ты пигмей?”
Он хотел сказать, что в судный день речь пойдёт не о тех, кто, возможно, никогда не слышал Евангелия вообще, а о вас в частности. Как писал К. С. Льюис в “Простом христианстве": "Если вы беспокоитесь о людях снаружи, самое неразумное, что вы можете сделать, — это оставить себя вне”.
Тем не менее, вопрос о том, что происходит с теми, кто якобы никогда не слышит Евангелие, стоит изучить и разобраться в сути.
Что мы знаем?
Подходя к этому вопросу, полезно вернуться к некоторым основным библейским фактам, которые не подлежат обсуждению. Во-первых, существует всемогущий, добрый и всезнающий Бог, который никоим образом не ограничен, когда дело доходит до спасения человека: “Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать…” (Ис. 59:1).
Далее, Писание ясно даёт понять, что из-за общего откровения и того, что Джон Кальвин назвал “божественным чувством”, все знают, что Бог существует, и всем нам нет оправдания, когда дело доходит до базового знания о Творце (Рим. 1:18-20).
В-третьих, Библия недвусмысленно утверждает, что спасение достигается только через дело Иисуса Христа (Деян. 4:12) и что человечество пало и не будет искать Бога самостоятельно (Рим. 3). Не имеет значения, когда или где родился человек, люди не придут к Богу сами по себе и вместо этого должны быть сначала найдены Богом (Иоанна 6:44).
Наконец, Божий план спасения — это план, в котором спасаются не все, но на самом деле спасаются лишь немногие, а большинство погибает.
Какие есть варианты?
Есть по крайней мере четыре позиции, когда дело доходит до ответа на вопрос о тех, кто никогда не слышал Евангелия. Первая — это универсализм, который гласит, что Иисус умер за всех на кресте и, следовательно, все спасены, слышали они о Нём или нет. Библейские доказательства против универсализма очень весомы, и из-за этого это мнение не следует принимать.
Вторая — это неясная позиция, называемая посмертной евангелизацией. Основываясь на 1 Петра 4:6, она утверждает, что после смерти тем, кто не знает о Боге/Иисусе, будет представлено Евангелие и дан шанс принять Его. С этой позицией связано множество проблем (например, никогда не следует использовать неясные отрывки в Писании вместо ясных для толкования ключевых доктрин), и поэтому она также не поддерживается Церковью в целом.
Третья позиция называется инклюзивизмом и является первой из двух позиций, которых придерживается большинство в христианском мире. Она учит, что людям не нужно непосредственно слышать Евангелие, но вместо этого они получают знание о Боге через природу и будут судимы по моральному закону внутри каждого и той информации, которой они обладают. К. С. Льюис был одним из тех, кто придерживался этой позиции, написав: “В других религиях есть люди, которых тайное влияние Бога побуждает сосредоточиться на тех частях их религий, которые согласуются с христианством, и которые, таким образом, принадлежат Христу, не зная об этом”.
Последняя позиция большинства называется исключительностью (или ограничением) и гласит, что сегодня человек должен быть узнать и принять Евангелие, чтобы спастись.
Что это такое?
Библейский план прогрессивного откровения лучше всего сформулирован Чарльзом Райри: “Основой спасения в каждую эпоху является смерть Христа; требованием для спасения в каждую эпоху является вера; объектом веры в каждую эпоху является Бог; содержание веры меняется в разные эпохи”.
До Христа “в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями” (Деяния 14:16). Нам говорится, что веры тех, кто был в Ветхом Завете, было достаточно для спасения, точно так же, как говорит автор Послания к Евреям: “В ней свидетельствованы древние” (Евр. 11:2). Воскрешение некоторых ветхозаветных святых после воскресения Христа (Мф. 27:52) служит одним из доказательств этого, как говорит Кальвин: "В тот момент, когда Он воскрес, Он соизволил сделать многих святых причастниками Своего воскресения и позволил им быть увиденными в городе; таким образом, давая уверенность в том, что всё, что Он сделал и пострадал в приобретении вечного спасения, принадлежало верующим в Ветхом Завете, так же, как и нам"[Calvin, John Institutes of the Christian Religion (Peabody, MA: Hendrickson, 2007), 285].
Другой хороший пример содержится в Евангелиях и касается сборщика налогов, о котором говорил Иисус, который, признавшись в своём грехе, “пошел в свой дом оправданным” (то же самое слово, используемое в другом месте Нового Завета для спасения; Луки 18:14).
Но что сегодня? Нам говорится: “Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всему творению. Тот, кто уверовал и крестился, будет спасён; а тот, кто не уверовал, будет осуждён” (Марка 16:15-16).
Павел говорит: “Если вы исповедуете своими устами Иисуса как Господа и верите в своем сердце, что Бог воскресил Его из мертвых, вы будете спасены; ибо сердцем человек верит, что приводит к праведности, и устами он исповедует, что приводит к спасению. ... Как же тогда они призовут Того, в кого они не уверовали? Как они поверят в Того, кого они не слышали? И как они будут слушать без проповедника?” (Рим. 10:8-10, 14, NASB).
Одна из моих любимых историй о спасении, рассказанная в этом ключе, исходит от декана Оксфорда, который поддерживал пару миссионеров в Иране. Пара долго ехала и нуждалась в бензине и остановилась на рынке. Снаружи стоял вооруженный до зубов человек из иранской армии.
Прежде чем мужчина вышел из машины, его жена сказала, что он должен дать солдату Библию, и засунула одну из них ему в пальто. Когда мужчина вошел внутрь, чтобы расплатиться, солдат последовал за ним. Имейте в виду, что христианская евангелизация в Иране может привести к тому, что вас убьют.
Мужчина вышел, сел в машину и уехал. “Ты ведь не дал ему Библию, не так ли?” - спросила жена. Муж напомнил ей о наказании за проповедь евангелия, после чего между ними завязался замечательный спор, в результате которого он развернулся и вернулся на рынок.
Он вышел из своей машины и в большом страхе подошел к солдату и протянул ему Библию. Солдат стоял молча, казалось, целую вечность, но потом сначала задрожал, а потом заплакал. Он посмотрел на миссионера и сказал: “Три дня назад мне приснился сон, в котором мне сбыло сказано отправиться на этот рынок и подождать, пока не придет человек, который даст мне Книгу жизни. Спасибо вам".
Итак, что насчёт пигмеев? Реальность такова, что, поскольку мы все рождаемся слепыми и глухими к Божьему призыву, нет никакой разницы между уроженцем далекой страны, который никогда не видел Библии или не слышал Евангелия, и кем-то, умершим во грехе, кто окружен Библиями и слышит Евангелие каждую неделю.
Бог спасает тех, кого Он спасает, независимо от того, где они в настоящее время находятся, Своим действенным призывом и евангельским посланием, потому что: “о, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного” (Иеремия 32:17).
|