Распространённый рефрен, слышимый сегодня, звучит так: “Я никогда не думал, что увижу это в своей жизни”. Для “это” заполните пробел — открытые границы, беспорядки, гражданские беспорядки, анархия, разрушение, хаос, сожжение флага США, Капитолий на блокировке, церкви и школы на блокировке, фальшивые выборы, фальшивые импичменты, неизбранная бюрократия, подавление свободы слова, демонизация людей, цензура консервативных христиан БОЛЬШИМ правительством, БОЛЬШИМИ технологиями, БОЛЬШИМ бизнесом, БОЛЬШИМИ СМИ, БОЛЬШИМИ развлечениями и БОЛЬШИМ образованием, социализм, легализованные однополые браки, аборты по требованию, отмена оружия и полиции — вы называете “это”. И что обычно подразумевается под этими утверждениями, так это то, что мы все знали, что “это” может произойти однажды, только не сегодня. Но когда мы понимаем, что мы сюда попали, это имеет смысл, и мы не должны удивляться.
Библия говорит, что Бог послал Своего Сына как раз “в нужное время” (Галатам 4:4). Это важно, потому что Бог “желает, чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины” (1 Тимофею 2:4). Если бы Иисус пришел раньше, Он мог бы быть потерян или забыт вместе с какой-нибудь древней цивилизацией. Если Он придет позже, меньше людей может быть спасено. Нет, Бог должен был ждать появления цивилизации с устойчивым глобальным влиянием. Очевидно, несмотря на все свои зверства, Он нашел такую цивилизацию в Римской империи.
И действительно, всего за несколько столетий, несмотря на волну преследований, христианство превратилось в соперничающую империю внутри империи. Христос строил Свою церковь, и врата ада не могли одолеть её. Куда бы ни пошла Римская империя, христианство шло вместе с ней. Раннее христианство победило древнюю языческую греко-римскую культуру тремя путями: 1) через любовь и доброту, 2) через веру и бесстрашие перед лицом гонений и 3) через силу и проявление Духа (см. 1 Кор. 2:4). Эта смертельная комбинация угрожала самому существованию языческого Рима.
Но Иисус говорил о том времени, когда Его церковь уснёт и придёт враг и посеет плевелы среди пшеницы (см. Матфея 13:25). В то время как католики, а теперь и протестанты были заняты борьбой и реформами, внутри церкви происходила ещё одна революция, которая в итоге станет её величайшим врагом. Когда Константинополь пал под натиском турок-османов в 1453 году, многие греческие и римские ученые бежали на запад, во Флоренцию, в Италию, дав начало Возрождению. Ренессанс был буквальным “возрождением” языческой греческой, римской и восточной культуры, литературы и философии, которые в итоге распространились по всей Европе и миру. Революция в образовании и обучении, Ренессанс породили гуманизм. Гуманизм стремился создать общество, которое могло бы убедить других стать “добродетельными” и “благоразумными” с помощью гуманитарных наук грамматики, риторики, истории, поэзии и философии. Со временем гуманизм принял своё современное светское употребление, поскольку он стремился возвысить человечество над Богом с помощью наук и интеллекта. Церковные реформаторы использовали гуманизм, чтобы бросить вызов католической доктрине и практике, но в конечном счёте гуманизм бросил бы вызов идее существования сверхъестественного Бога. Хотя гуманизм утверждал, что поощряет свободу и терпимость для всех, он мог сделать это, только не признав абсолютную истину — включая Бога христианства. Это было пятьсот лет назад.
К 1700-м годам на смену Ренессансу пришла другая культурная революция, получившая название “Просвещение”. Как Ренессанс породил гуманизм, так Просвещение породило секуляризм. Вера или надежда в следующей жизни больше не имели значения. Главное — иметь счастье и удовлетворение в этой жизни, и лучший способ достичь этого - через разум, а не через веру. Секуляризм был не аргументом против христианства, а независимым от него. Он стремился развивать физическую и интеллектуальную природу человечества как свою высшую и непосредственную обязанность. Человеческая нужда могла быть удовлетворена материальными средствами, одна только наука была провидением человека, и делание добра ради делания добра было достаточным. Однако секуляризм в конечном счёте означал бы строгое отделение государства от религии, право быть свободным от религиозных правил и учений, а также веру в то, что на общественную и политическую деятельность и решения не должна влиять религия. По мере того, как гуманизм возвышал индивида над Богом, секуляризм стремился возвысить над Богом всё общество и культуру. Это было триста лет назад.
Как Ренессанс породил Гуманизм, а Просвещение - Секуляризм, так и новое время породило либерализм. То, что началось как борьба за свободу во Франции, быстро переросло в крестовый поход за либерализм. В течение десяти лет Франция создала новую республику, казнила своего короля, установила революционный режим, окончательно разрушила Священную Римскую империю, ликвидировала все церковные суды и религиозную власть — включая папу — и отправила около сорока тысяч священников в изгнание, и это было только начало.
Революционеры посадили молодую актрису на алтарь собора Парижской Богоматери, назвав её “Богиней Разума”, поскольку приходские церкви были превращены в “Храмы Разума”. Царство террора, обрушившегося на церковь, выглядело как сцены из Откровения. Если это и не конец, то уж точно начало конца. Судороги во Франции напоминали языческий Рим. Тирания монархии сменилась “тиранией большинства”, как либерализм сменил консерватизм и абсолютизм в управлении демократией и верховенством закона. Как наследники Просвещения, либералы верили в общество, построенное исключительно на человеческом взаимодействии, независимо от божественной воли. Однако в отличие от гуманизма и секуляризма, которые в значительной степени оставили христианство в покое, либерализм с самого начала вел открытую борьбу против церкви. “Свобода, равенство, братство” и “равные права для всех” означали, что любой человек, кроме христиан, мог публично выражать свои взгляды, а свобода означала уже не отсутствие государственного вмешательства, а право каждого “делать то, что он хочет”.
Консервативный британский государственный деятель сэр Эдмунд Берк описал французскую революцию как революцию, “в которой все элементы, составляющие человеческое общество, как бы растворяются, а на их месте рождается мир чудовищ”1. Берк предвидел опасности либеральной демократии, отмечая, что простые люди обладают опасными и гневными страстями, которые легко могут быть возбуждены талантливыми ораторами и манипуляторами, если они имеют право голоса. Он опасался, что авторитарные импульсы, порожденные этими страстями, могут однажды подорвать заветные традиции и устоявшуюся религию. Это было двести лет назад.
Доминирующими идеологиями Европы 20-го века были социализм (нацизм) — религия расизма и ненависти; фашизм — тоталитарный режим, угнетающий своих противников; коммунизм — бесклассовый, социалистический, атеистический режим; в то время как доминирующей идеологией в Америке стал индивидуализм — пасынок либерализма. Поскольку Америка была основана сепаратистами и индивидуалистами, его было легко “продать”. Индивидуализм позволял Америке закрывать глаза на войны, которые бушевали вокруг неё, пока её не ослепили японцы. Большинство американцев больше не жили по христианскому стандарту любви к другим, а вместо этого стали требовать своих прав и служить своим эгоистичным интересам. Точно так же, в так называемом “Великом перевороте”, американские церкви начали следовать по пути к изоляционизму, отступая в свои “спасательные шлюпки”, собирая молитвенные собрания, изучая Библию и духовные пробуждения вместо того, чтобы реформировать общество и посылать миссионеров, как это было в прошлом. Повернувшись спиной к обществу и попытавшись вместо этого трансформировать отдельных людей, американская церковь стала именно тем, чем надеялись стать представители Просвещения, — частной системой благочестия, которая не вторгается в общественный мир. Отдельные христиане также начали отказываться от соли и света Христа, чтобы вместо этого стремиться к личному спасению, вере и святости. Это было почти сто лет назад.
Ко второй половине 20-го века американский индивидуализм прочно укоренился в постмодернистском контркультурном движении и социальной революции 1960-х годов - культуре “хиппи”, движении за власть чёрных, движении за мир и антивоенное движение, движении за защиту окружающей среды, движении за гражданские права, движении за освобождение женщин, сексуальной революции, а позже - движении за права геев. Постмодернизм отверг модернизм, либерализм, консерватизм, абсолютизм и все другие универсальные истины, и установленные нормы в пользу релятивистской, индивидуалистической и плюралистической истины. Религия быстро перешла в статус меньшинства, поскольку большинство американцев предпочли жить нетрадиционными ценностями. Плоды постмодернизма включали в себя удаление молитвы из государственных школ, легализацию абортов, смягчение законов о разводе, отмену законов о цензуре и удаление религии из государственных секторов. Телевидение и средства массовой информации заменили христианство в качестве нового стандарта для определения того, что является социально приемлемым, и придали совершенно новый смысл термину “кокон".” Затем космос и гонка вооружений создали компьютерную и информационную эру, когда появились Интернет, социальные сети и интерактивные развлечения. Затем, по мере того как цифровые, мобильные и беспроводные технологии продолжали развиваться, люди теперь могли “подключаться” и перемещаться — всё это оставаясь за невидимым технологическим барьером. Это было двадцать - шестьдесят лет назад.
Итак, теперь, когда мы поняли, как мы сюда попали, куда нам отсюда идти? Мы рассмотрим это в следующей статье этой серии.