"Прочь, о юноша, прочь! Беги от разложения, в которое, как ты знаешь, многие впали" — благоразумный совет аббатисы Колумбану.
Красивый и горячий Колумбан был одним из самых успешных евангелистов Западной Европы.
По словам первого биографа Колумбана, написавшего его биографию всего через 28 лет после смерти, "прекрасная фигура Колумбана, его великолепный цвет и его благородная мужественность сделали его любимым всеми". И в этом заключалась проблема: "он возбуждал ... похоть похотливых девиц, особенно тех, чья тонкая фигура и поверхностная красота имеют обыкновение разжигать безумные желания в умах несчастных мужчин".
Будучи молодым человеком, он боялся, что находится на грани того, чтобы поддаться этим тщеславным "похотям мира", поэтому он искал руководства у местной женщины-отшельницы.
"Прочь, о юноша, прочь!" - посоветовала она. "Беги от разложения, в которое, как ты знаешь, многие впали". Колумбан, потрясённый, ушёл собирать свои вещи, чтобы начать монашескую жизнь. Когда он сказал матери, что уезжает, она так расстроилась, что загородила дверь. Но Колумбан не испугался, "перескочив и через порог, и через мать".
Колумбан продолжал свои занятия у Комгалла Бангорского, монастырь которого славился своим аскетизмом. Колумбан не только процветал там, но и кодифицировал такой аскетизм в два правила для монастырей — одно для отдельных монахов, другое для общин. Эти правила могли быть чрезвычайно суровыми: простое желание ударить кого-то означало 40 дней на хлебе и воде. На самом деле ударить кого-то (и пролить кровь) означало наказание в течение трёх лет. Даже говорить плохо о правилах означало изгнание из общины.
Однако у Коломбана была и другая сторона, о чём свидетельствуют некоторые его проповеди и письма. Письмо Папе Бонифацию IV изобилует каламбурами о предыдущем папе, Вигиле: "будь бдителен, я призываю тебя, папа, будь бдителен и ещё раз говорю: будь бдителен, так как, возможно, тот, кого называли бдительным, не был им". В письме к Григорию Великому он каламбурил по поводу имени Папы Льва: "живая собака лучше мёртвого льва". Колумбану также приписывают вдохновенную "Лодочную песню", которую распевали монахи, гребущие вверх по "двурогому Рейну".
Несмотря на остроумие, Колумбан был болезненно серьёзен по отношению к своей вере. В свои сорок лет он покинул Бангор, чтобы следовать Божьему повелению, которое было тем же самым повелением, данным Аврааму: "Выйди из своей страны". С двенадцатью спутниками он отправился в Галлию, большая часть которой вернулась к язычеству (а остальные христиане, вероятно, были номинальными или арианскими еретиками). Он основал три монастыря в быстрой последовательности — Аннегрей, Люксей и Фонтен, — каждый из которых рос так быстро, что приходилось создавать новые.
Прежде чем он смог построить ещё, он столкнулся с полигамным королем Теудериком и его матерью Брунгильдой и был изгнан из страны. Это был не единственный конфликт в жизни пылкого монаха. Он враждовал с папами, королями, епископами и даже со своими собственными последователями. (После того как Галл, один из его самых верных учеников, заболел и не мог путешествовать, Колумбан запретил ему служить мессу. Запрет не был снят, пока Колумбан не оказался на смертном одре).
Колумбан и его люди бродили по континенту, проповедуя во Франции, Германии и Швейцарии. Наконец, он отправился в Северную Италию, чтобы обратить лангобардов. Там, в свои семьдесят лет, он принял участие в строительстве Боббио, первого Итало-ирландского монастыря, где и скончался 23 ноября 613 года. Его наследие было необычайным: он и его ученики основали по меньшей мере 60 — а возможно, и более 100 — монастырей по всей Европе.
Категория: История |
Просмотров: 671 |
Добавил: Sergey
| Рейтинг: 5.0/3 |
| ИСТОЧНИК |