Анестетик Святого Духа
В ранней церкви мученики часто переживали сверхъестественный экстаз и опьянение, когда их убивали. Они не были мазохистами, они были христианскими гедонистами. Иногда кажется, что у них были виртуальные вечеринки мучеников! Евсевий пишет о некоторых из этих ранних мучеников, которые напивались до смерти:
«Бывали случаи, когда в один день убивали сотню мужчин, женщин и маленьких детей, приговаривая их к череде постоянно меняющихся наказаний. Не успевала первая партия быть осужденной, как другие со всех сторон вскакивали на помост перед судьей и провозглашали себя христианами. Они не обращали внимания на пытки во всех их ужасающих формах, но бесстрашно и смело говорили о своей преданности Богу Вселенной и с радостью, смехом и весельем принимали последний смертный приговор: они пели и возносили благодарственные гимны Богу Вселенной до самого своего последнего вздоха" (2).
Парадокс христианской жизни заключается в параллельном существовании счастья и страдания. Хотя приходят скорби, мы не должны знать о них, ибо Христос несет их за нас: мы испытываем все больший экстаз посреди этого.
«Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется» (1Пет.4:14).
В течение стольких лет я (как и многие христиане) верил, что это теоретическое счастье — «О, не унывай, Джон! Однажды в далеком-далеком будущем ты будешь вознагражден за свои мучительные страдания на небесах!»
Я и не подозревал, что мое блаженство — мое счастье — усиливается прямо сейчас, когда на меня обрушиваются гонения. Апостол Павел говорит, что преследование по существу работает на нас. Оно создает далеко превосходящий вес славы - осязаемого, явного присутствия Бога, - доступного в настоящем (см. 2 Кор. 4: 17).
Есть бесчисленные истории о мучениках, которые не чувствовали боли, не испытывали страха или переживали такую сверхъестественную, славную радость во время своих пыток, что не могли сдержать себя.
В 1597 году 26 христиан были распяты за свою веру в Нагасаки, Япония. Некоторые из них были просто маленькими мальчиками, но они обладали большей храбростью, чем даже взрослые. Их отвели на большое расстояние, затем вручили кресты, которые они охотно приняли и позволили палачам выполнять свою работу. Пока они висели там, мужчины и мальчики пели, молились и проповедовали Евангелие. Луису Ибараки, самому младшему из них, было всего 12 лет. Когда ему отрезали одно ухо, Луис Ибараки продолжал петь и смеяться. Как ни старались пытками заставить его отречься, юный Людовик не поддавался уговорам отступить от Христа.
«С нами маленький Луи, - писал отец Франциск Бланко в ночь перед мученичеством, - и он полон мужества и такого высокого духа, что удивляет всех» (3).
Перпетуя, в 203 году нашей эры. Ее окровавил и подбросил в воздух дикий бык. Но Перпетуя была в таком трансе, что даже не заметила удара. Она спросила: «Это уже началось?» - Перпетуя даже не знала, что ранена, пока кто-то не показал ей рану.
Ричард Вурмбранд, основатель организации «Голос мучеников», рассказывает несколько историй, которые подчеркивают радость мучеников: «Миссионерка, захваченная китайскими коммунистами несколько лет назад, вот-вот должна была быть обезглавлена. Внезапно она начала смеяться. Ее похитители спросили: "Что смешного в обезглавливании?" "Я просто подумала, - ответила она, - как нелепо будет выглядеть моя голова, катящаяся с холма!" Они отпустили ее. С этой сестрой любовь была такой же сильной, как смерть» (4).
Мало кто знает в апатичной лаодикийской церкви западного мира, что в настоящее время во всем мире ежегодно за свою веру умирает до 167 000 мучеников. Это столь ошеломляющее число, что кажется нереальным. Это делает гонения первых трех веков бледными по сравнению с ними, и все же мы говорим о мученичестве, как если бы оно было делом прошлого или далекого будущего. Нас одурманивают воскресными богослужениями и западным материализмом, в то время как наших собственных братьев и сестер убивают. Западные правительства открыто игнорируют массовые убийства христиан сотнями и тысячами в Азии и Африке.
В прошлые десятилетия западные страны использовали свою экономическую мощь в качестве разменной монеты для отстаивания прав человека и религиозной свободы в закрытых странах. Сегодня мы спим. Одержимые моральным релятивизмом, мы обеспокоены только тем, чтобы открыть двери для торговли с этими странами в поисках новых потогонных безделушек и плазменных плоских экранов. Коммунизм и социализм рассматриваются сегодня просто как альтернативные политические взгляды - мы забыли об ужасающих кровавых репрессиях, которые такие культовые системы навлекли на святых. Кроме того, мы вкладываем миллиарды долларов в исламские страны для нефтяных месторождений, которые предлагают смертную казнь за обращение в христианство, одновременно финансируя строительство мегамечетей по всему миру.
К сожалению, на планете нет правительства, которое не поддерживало бы преследование христиан, пусть даже косвенно. У всех народов земли кровавые руки, и сейчас отчаянные времена. Пока церковь не проснется, враг будет продолжать бушевать. Однако на планете никогда не было такого широкомасштабного радикального пробуждения, которое не потребовало бы пролития крови мучеников.
Очевидно, что христианской нации не существует. Царство Божье не от мира сего. И республиканцы, и демократы в равной степени виноваты в пролитии крови. Наша война также не ведется путем лоббирования, протестов в клиниках абортов или написания достаточного количества писем редактору, хотя все это хорошо, когда ведет Господь. Суть в следующем: "наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" (Ефесянам 6:12). Духовная битва требует духовного оружия. И нет большего оружия, чем любовь. И нет большей любви, чем та, которая отдает свою собственную жизнь.
Мужчины и женщины на протяжении веков шли на многое благодаря этой сверхъестественной любви. «Некоторые, - говорит Робанус, - были убиты мечом, некоторые сожжены огнем, некоторые избиты кнутами, некоторые заколоты железными вилами, некоторые привязаны к кресту или виселице, некоторые утонули в море, с некоторых содрали кожу, некоторым отрезали языки, некоторых забили камнями до смерти, некоторые замерзли от холода, некоторые умерли от голода, некоторым отрубили руки или иным способом расчленили, оставив голыми на открытый позор мира» (5).
Может ли человек выдержать такое собственными силами? Нет. Такое возможно только сверхъестественно. Давайте рассмотрим интенсивность страданий Павла, когда он распространял Евангелие. Мы должны подумать о Павле в следующий раз, когда наши страхи не позволят нам засвидетельствовать подростку, продавцу в продуктовом магазине: "Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более [был] в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской]; много раз [был] в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних [приключений], у меня ежедневно стечение [людей], забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?" (2-е Коринфянам 11:23-29).
Я не собираюсь хвастаться Павлом так же, как он надеялся похвастаться самим собой. Смешно обсуждать такие благородные вещи, как мученичество, если мы не хотим идти на меньшие жертвы в повседневной жизни. Павел сказал: "Я умираю ежедневно" (1 Кор. 15:31). Это не означало, что он постоянно переносил какую-то болезненную внутреннюю печаль, хотя многие депрессивные богословы хотели бы, чтобы вы так верили. Он просто говорит об упомянутых выше опасностях, с которыми он регулярно сталкивался. Физическая смерть была всегда перед ним, потому что любовь и радость постоянно приводили его в безумные ситуации, когда его человеческая жизнь подвергалась постоянным угрозам. Мы часто упускаем из виду смысл этого отрывка: должно быть, Павел был наполнен осязаемой славой, чтобы продолжать двигаться вперед. Это было его целью: "Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа" (Филиппийцам 3,8).
© Перевод Светланы Никифоровой
ПРОДОЛЖЕНИЕ
|