«И не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему».
Здесь, в 1 Царств 15 мы имеем ясное заявление о Божьей верности и неизменности характера. Но в других местах Ветхого Завета мы читаем о Боге, кающегося или изменяющего своё решение. Меняет ли Бог Своё решение? Если да, то как это относится к Его верности и неизменности характера? Если нет, что же тогда этот текст Ветхого Завета имеет в виду?
С самого начало было утверждено, что Божья суть и характер, Его намерение в отношении наказания за грех и награда добродетели, является неизменным (см. Малахия 3:6). Это абсолютные и безусловные утверждения, которые Писания учит повсеместно. Но это не значит, что все Его обетования и предупреждения безусловны. Многие обращают внимание на явное или подразумеваемое условие.
Классический пример этого условного учения – это Иеремия 18:7-10: «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его».
Этот принцип ясно заявляет условие, лежащее в основе большинства Божьих обетований и угроз, даже когда они сделаны прямо, как в случае с Ионой. Поэтому, когда Бог не выполнил обетование или наказание, которое Он обещал, объяснение очевидно – во всех этих случаях изменение произошло не в Боге, но в личности или народе.
Конечно же, некоторые Божьи обетования являются безусловными и относятся исключительно к Его милости и благодати. Таковыми являются: Его завет о сезонах после Ноевого потопа (Быт. 8:22); Его обетование о спасении во возобновляющимся завете с Авраамом, Исааком, Иаковом и Давидом; Его обетование Нового Завета; и Его обетование о Новых Небесах и новой земле.
Так что, тогда, была ли это природа изменения в Боге, когда 1 Царств 15:11 описывает Его слова: «жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил»? Если Бог неизменен, почему же Он «раскаялся» или «загоревал» над тем фактом, что сделал Саула царём?
Бог – не замерзший автомат, который не может реагировать на личности; Он – живая личность, которая может и реагирует на других также сильно и более искреннее, даже чем мы реагируем друг на друга. Тоже самое слово «раскаяться» использовано для двух разных концепций, как в этом отрывке, так и в других местах Библии. Одно показывает Божий отклик на личности, другое показывает Его верность Себе и Своим мыслям и планам.
Таким образом, этот текст подтверждает, что Бог изменил Свои действия в отношении Саула, чтобы остаться верным Своему собственному характеру или сути. Раскаяние в Боге не является (как для нас) свидетельством неуверенности. Это скорее изменение в Его методе отклика на другого человека, основанное на какие-то изменения в другой личности. Это изменение, затем, было в Сауле. Проблема была в частичном послушании Саула, его своенравном сердце и алчности.
Утверждать, что Бог неизменен, не значит, что Он не может переживать сожаление, горе и раскаяние. Если неизменность значит исключительное отделение от людей и событий, тогда Бог заплатил страшную цену за неизменность. В место этого Бог входит во взаимоотношения со смертными существами, что проявляет Его желание откликаться на действие каждого человека с этической сферой их прослушания Его воле.
Когда наш грех или покаяние меняют наши отношения с Богом, Его изменённый отклик на нас не влияет на Его сущностное счастье или благословение больше, чем божество Христа повлияло на Его способность искренне страдать на кресте за наш грех.