В Малахии 3:6 Бог заверяет: «Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь». Вот почему христианская доктрина учит, что Бог постоянный – то есть, неизменный. Обетование этого постоянства и стабильности в природе и характере Бога было подтверждено многими верующими в течение времён. Когда всё остальное меняется, мы можем помнить, что живой Бог никогда не подведёт и не поколеблется из-за чего-либо в том, кто Он есть и что Он обещал.
По этой причине многие законно смущаются, когда читают, что Господь «восскорбел» или «раскаялся», что создал мужчину и женщину на земле. Как совместить постоянство и переменчивость Бога в Писании?
Писания часто используют фразу «Бог раскаялся». Например, Исход 32:14 говорит: «И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой». Или 1 Царств 15:11: «жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил». В Иеремии 26:3: «Может быть, они послушают и обратятся каждый от злого пути своего, и тогда Я отменю то бедствие, которое думаю сделать им за злые деяния их». (См. также Иеремия 26:13, 19, Иона 3:10).
Еврейский корень, стоящий за всеми этими словами, по-разному переведёнными, «отменю», «раскаюсь», «сожалею» или «восскорбел» - nh\m. В своём основании этот корень мог отражать идею дыхания или глубокого вздоха. Это предполагает физическое проявление одного из чувств – сожаления, сострадания или утешения. Этот корень отражен в таких именах как Неемия, Наум и Менаим.
Когда же говориться о Божьем раскаянии, смысл не в том, что Он изменился в Своём характере или в том, за что Он держался. Наоборот, у нас есть только человеческий термин, который неадекватно соотноситься к совершенно хорошему и необходимому Божьему действию. Такой термин называется антропоморфизм.
Когда Библия говорит, что Бог раскаялся, идея в том, что Его чувство по отношению к какому-то человеку или группе изменились в ответ на какие-то изменения в части предметов Его действий или какого-то вмешавшегося посредника (часто по собственному Божьему направлению или плану). Зачастую в тех же самых отрывках, которые говорят о Божьем раскаянии, присутствует ясное отрицание любого изменения Божьего плана, целей или характера. Так в 1 Царств 15:29 напоминается нам, «и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему». При этом Самуил сделал это заявление после того дня как Господь сказал ему, что сожалел, что поставил Саула царём (1 Царств 15:11).
С нашей человеческой перспективы кажется, что использование этого слова указывает на то, что Бог изменил Свою цель. Но выражение «сожалеть», в случае Бога, это антропоморфизм (т.е. описание нашего Господа в терминах человеческих эмоций и страстей).
В Бытие 6:6 раскаяние Бога является Его соответствующей реакцией на постоянный и неотомщённый грех и зло в мире. Параллельное предложение говорит, что грех наполнил Его сердце болью. Это не предполагает изменения в Его целях или характере. Это всего лишь показывает, что Бог имеет эмоции и чувства и что Он может и откликается на нас по хорошему или по плохому, как мы того заслуживаем.
Смысл в том, что неизменность не подразумевает собой некий тип замороженной неподвижности. Бог не какое-то невосприимчивое существо, у которого нет никакой реакции на обстоятельства и людей. Он – живое существо и будучи таковым Он может и изменяется, когда это требуется. Он не изменяется в Своём характере, личности или плане. Но Он реагирует на наши изменения.
См. также комментарии на 1 Царств 15:29, Иона 4:1-2.