В понятии «апостольство» есть что-то такое, что является сердцем веры. Это слово наполнено Божьей славой, и потому нам нужно найти апостольские основания, чтобы восстановить то, что однажды уже было истинным, что высоко ценилось и что было жизненно важным для ранней Церкви. Слово «апостольство» сразу же напоминает о духе и атмосфере Церкви, когда она была наполнена Божьей славой. С момента своего рождения Церковь была апостольской, и она должна быть таковой в завершающий момент своего пребывания на земле.
Мы обратимся к одному из важных аспектов апостольства – к людям апостольской церкви. Церковь с апостольскими основаниями состоит из людей, для которых главным стимулом и принципом в жизни и служении является только одно: радикальная и совершенная жажда Божьей славы. Да воспылают ваши сердца этим святым стандартом!
Может ли характер человека быть переформирован? В неудачах есть нечто такое, что производит работу в самых глубинах человеческой души. В этом смысле ничто другое не может сравниться с неудачами, особенно если к ним привели самые благонамеренные стремления служить Богу. Если мы еще не переживали неудач, то это говорит о том, что мы не только не имеем апостольских целей, но даже еще и не начали их искать. Мы не хотим переносить унижения неудач, предпочитая обходить их стороной.
И у Павла, и у Моисея была щедрая душа, и эта щедрость, рожденная в глубине Божьего сердца, не находила удовлетворения. Когда Бог находит подобных людей, то Он знает, что, несмотря на все их ошибки, в них заложен огромный потенциал. Этот потенциал намного превосходит потенциал тех людей, которые претендуют только на то, чтобы быть просто Божьими друзьями. Они не имеют глубины и предпочитают плыть по течению. Их жизнь не имеет «блеска» и неразличима Богом. Падение Петра было ужасным, но, пройдя через эту неудачу, он стал великим апостолом.
Моисей на горе
Моисей мог сказать о себе: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Числа 12:3). На первый взгляд, это звучит несколько высокомерно, однако когда человек может так сказать о себе, зная, что в его состоянии нет его собственной заслуги, то это — проявление предельного смирения. Моисей стал кротчайшим из людей, благодаря Божьей благодати. Земной человек не может своими силами достичь истинного смирения, а затем развить его как черту характера. Смирение — это характеристика Самого Бога, и потому проявлять смирение может только тот, кто постоянно находится в присутствии Бога. Истинное смирение не превозносится, и именно потому Моисей мог сделать такое заявление о себе: он хвалил не себя, но Бога, потому что именно в Его присутствии стал кротчайшим.
Призыв общаться с Богом никогда не будет удобным. Для того чтобы найти путь в место тайного общения с Богом необходима своего рода смерть, и никто не сможет войти в Божье присутствие, имея дух целесообразности. Стремление к выгоде противоречит Божьему Духу и Его мудрости. Когда Бог призвал Моисея, Он сказал, что тот должен подняться к Нему. Здесь для Моисея не было никакой возможной выгоды (даже духовной). Скорее, это был поиск Бога ради Него Самого, без какого-либо ожидания преимуществ, которые можно было бы обрести через такой поиск.
Интересно отметить состояние Моисея, когда он спустился с горы со скрижалями Закона. Когда он увидел, что Израиль танцует вокруг золотого тельца, он «вспыхнул» от возмущения и гнева и бросил на землю скрижали, на которых Закон был написан пальцем Самого Бога. Затем он приказал, чтобы золотой телец был разбит, истерт в порошок и размешан с водой, которую народ Израиля должен был выпить. Он заставил выпить их идола, и никто не подал голоса, жалуясь или хныкая, протестуя против этого требования. Очевидно, что Моисей пришел с такой духовной властью, что никто не мог воспротивиться поставленным условиям.
Есть прямая связь между смирением и властью. Первым выражением смирения Моисея было проявление настолько большой духовной власти, что никто не мог ей воспротивиться. И затем он спросил: кто стоит на стороне Господа, — и вперед вышли левиты. Он сказал им, чтобы они взяли свои мечи и прошли по лагерю, убивая всех, кто блудил со лживыми богами, включая друзей и родственников. Какой огромной властью обладал этот человек, который был кротчайшим из всех живущих на земле! И основанием его власти была именно его кротость, и это осознавали даже самые упорные противники Моисея и потому не могли ничего ему противопоставить. С точки зрения своего негодования и власти он был для них «Самим Богом», и его кротость свидетельствовала не о претенциозности или внешней изысканности, но о его единстве с Богом, благодаря которому в характере Моисея стал отражаться характер Божий.
Павел обладал особым умением отчитывать христиан, которое проявляло его истинное отцовство даже в большей степени, чем мы осознаем. Он не щадил верующих, если знал, что они должны услышать то, что он хотел им сказать. Он укорял их, критиковал, умолял и просил. Он не выставлял напоказ свои апостольские достоинства и не применял свою власть для того, чтобы угрожать. Он говорил: «Умоляю вас как отец... Умоляю вас милосердием Божьим...». Это — отличительная черта апостольского мышления и характера. Истинный апостол не применяет власти для принуждения кого-либо. То, как мы используем свою власть, показывает, какие мы есть на самом деле. Кто-то сказал: «То, как мы относимся к слабейшим и наименьшим, показывает, какие мы есть». Когда народ начинает угнетать и преследовать слабых и беззащитных, то это показывает его истинный характер. И то же самое можно сказать и о Церкви. Мы считаемся со мнением влиятельных и могущественных, которые приносят впечатляющие десятины, но мало обращаем внимание на тех, кто не отличается какими-либо особенными достоинствами и чей доход минимален.
Смирение — это послушание
Вопрос смирения парадоксален, потому что апостол настолько целеустремлен, категоричен и предельно уверен в правоте своих слов, что иногда это выглядит как высокомерие. Ложный апостол выдаст сам себя. Он будет иметь видимость смирения, подобное «смирению торговца», которое направлено на то, чтобы произвести впечатление и продать свой товар. Если мы хотим быть апостольской Церковью, обладающей духовным различением, то должны четко осознавать, что такое подлинное смирение. Истинная кротость, которой обладал Павел, невзирая на его бескомпромиссные упоминания о себе, может выглядеть как высокомерие, но, тем не менее, она действительно является истинной.
Сам Господь проявлял абсолютизм в Своих утверждениях, используя очень жесткие выражения. Он поступал так, что, казалось, в Его поступках есть что угодно, но только не смирение. Например, когда Он перевернул столы меновщиков в храме, это выглядело так, как будто Он отложил Свою кротость и поступил наперекор Своему характеру. Мог ли Он быть кротким, проявляя силу и агрессию? Этот поступок Иисуса привел в действие те механизмы, которые, в конце концов, привели к Его смерти. Так как же мы можем согласовать этот акт насилия, совершенный Иисусом, с тем, что мы знаем о Божьей кротости?
Когда мы думаем о кротости, мы подразумеваем мягкость, спокойствие и подчинение. Поступок Иисуса был агрессивным и грубым, но, тем не менее, он был проявлением Его кротости. Если рассматривать кротость как полное послушание Богу, особенно в поступках или словах, которые оставляют противоположное впечатление, то мы обретем намного более глубокое понимание этой характеристики. При таком подходе послушный Божий слуга вполне может быть обвинен в грубости или чрезмерном рвении. Другими словами, то, что Иисус перевернул столы меновщиков, было актом кротости, потому что Он подчинился воле Отца и поступил так, как требовалось в тот момент, хотя это противоречило Его собственному отношению и личным качествам. Иисус был смиренным Человеком, послушным воле Отца, Он выразил Божий суд над происходящим в храме. Иисус сделал это, руководствуясь всецело Своей ревностью о Божьей славе. Таким образом, истинное смирение отражается в истинном послушании.
Будут моменты, когда Бог будет призывать нас к послушанию, которое, на первый взгляд, будет противоречить кротости. В этом случае проявлением высокомерия будет именно отказ повиноваться, даже если этому будет оправдание: «Это — не в моем характере. Я не поступаю подобным образом, потому что хочу быть принятым и одобренным людьми. Я хочу выглядеть перед ними «хорошим парнем» и потому всегда буду благоразумным, тихим и дипломатичным». Конечно же, вам поаплодируют за это, но только не на небесах. На небесах это будет воспринято как открытый бунт, потому что Бог хотел, чтобы вы были «грубым», но вы отказались, оправдываясь тем, что это противоречит вашему характеру. Таким образом, вы поставили свое собственное мнение выше Бога и Его мнения.
Истинный апостол не будет отступать или сдерживаться, он не может быть подкуплен или соблазнен тем, чтобы стать «таким, как все». Он остерегается наград и почестей, которые люди жалуют друг другу. Он просто обязан избегать всего этого, потому что в противном случае пойдет на компромисс со своим призванием в Боге. Истинный апостол обладает честным характером и никогда не использует свое положение для того, чтобы добиться личной выгоды. Он естественен и искренен, прост и непривлекателен во внешности и поведении, в противоположность тому, что является эффектным, шикарным и эксцентричным. Он не привлекает к себе никакого внимания внешней пышностью, потому что его истинная сила, основанная на его взаимоотношениях с Богом и жизни в Боге, заключена в нем самом. Кротость — это характерный признак подлинного апостола, а также отличительная черта Божьего характера. На основании это можно определить ложного апостола или ложного проповедника Божьего Слова. Такой человек либо ведет себя самоуверенно, всегда подчеркивая свое высокое положение, либо делает что-либо, чтобы удостовериться, что вы увидели его особенность.
Разбитый алебастровый сосуд
В жизни Иисуса произошел один случай, который с человеческой точки зрения не заслуживал особого внимания, но, тем не менее, Бог в той или иной форме включил его описание в три Евангелия из четырех.
Когда Он был в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: «К чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим». И роптали на нее.
Но Иисус сказал: «Оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала».
«И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники. И он искал, как бы в удобное время предать Его» (Мк. 14:3-11).
Связь между проявлением щедрости этой женщины и отношением к Господу Иуды и первосвященников, предавших Иисуса ради своей выгоды, не случайна. Иисус сказал, что о поступке этой женщины будут говорить в веках. Это была хвала и признание, которые в глазах людей казались слишком чрезмерными, — даже для учеников Иисуса.
Эффективность и полезность — это характеристики духа нашего времени, который говорит: «Если вы вкладываете или отдаете что-то, то вы должны получить вознаграждение или компенсацию». Но щедрая отдача без каких-либо помышлений о возможном возврате считается расточительством. Этот дух заставил даже учеников Иисуса отпрянуть в негодовании и возроптать на эту женщину: «К чему такая трата? Эту дорогостоящую мазь можно было продать, и вырученные средства использовать для покупки трактатов и финансирования служения, что принесло бы большую пользу». Мы должны разубедить верующих в чрезмерном очаровании служением. Мы настолько ориентированы на то, чтобы служить, что вступаем в служение преждевременно, не уделив достаточно внимания закладыванию оснований для взаимоотношений с Богом и людьми.
Результатом такого чрезмерного стремления к служению стало множество людей, потерпевших «кораблекрушение» в вере.
Эта женщина принесла с собой дорогостоящий изящный сосуд из алебастра. Примечательно то, что благовонный состав, заключенный в этом сосуде, можно было извлечь, только разбив его. У него не было откручивающейся крышки, которой его можно было бы аккуратно закрыть до следующего употребления. Это прекрасное символическое изображение нас самих: сосудов, созданных Божьей рукой из ценного материала. Тем не менее, насколько бы мы ни выглядели впечатляюще снаружи, это не прибавит нашей значимости для умирающего мира, особенно для еврейского народа. То, что делает нас значимыми, — это благоухание познания о Христе, которое мы распространяем на всяком месте. Это запах смертоносный на смерть для погибающих и запах живительный на жизнь для спасаемых.
Мы все имеем особый «аромат», и некоторые из нас имеют больше этой «субстанции», чем другие. Для некоторых этот аромат кажется изысканным, в то время как для других — обычным. Все очень сильно зависит от того, какой путь мы уже проделали с Богом, и насколько глубоко мы отождествились с Ним в Его страданиях, Его отвержении и всем том, что сопровождает истинную веру и истинное хождение с Богом. Одно дело, когда благоухание Христа формируется в нас через наше отождествление с Ним, и совсем другое, когда мы придерживаемся религии удобств, которая по сути является религией предательства. Если наше христианство ничего нам не стоит и является удобным, то мы уже стали едины с Иудой. Вера в крайней степени требовательна, и именно поэтому Иисус одобрил поступок женщины, сказав, что в память о ней будут говорить везде, где будет проповедано Евангелие. Истинное Евангелие — это послание о непомерной щедрости и отказа от себя, в противном случае оно не будет иметь силы.
Сегодня Божьей Церкви недостает щедрости, высвобождающей поток жизни Христа для неверующего мира. Мы здравы и корректны, но не распространяем «благоухание». Мы не щедры друг с другом, потому что боимся пойти на риск, связанный с подобными взаимоотношениями, но только через них может быть сформирован истинно апостольский характер. Мы удовлетворены религией удобств: простыми воскресными служениями и изучением Библии среди недели, после которых мы опять возвращаемся к своим обычным делам.
В сокрушении есть что-то особенно ценное для Бога. Иисус показал это на примере Своего собственного тела, распятого на кресте, и Он ожидает то же от Церкви: сокрушенных и кающихся людей, распространяющих благоухание Христа. От нас требуется нечто большее, чем просто корректность и благие намерения. Кротость сокрушения приходит тогда, когда мы разбиваем свой «сосуд» и изливаем его ценное содержимое без остатка. Кротость — это апостольская характеристика, и каждое истинное дело для Бога совершается в смирении, страдании и смерти, через которые распространяется благоухание Божье.
Кротость — ключ к откровению
Церковь построена на основании апостолов и пророков, и отличительной чертой апостольства является распоряжение тайнами. Сама Церковь должна иметь апостольское отношение к тайнам и к тому, что еще будет открыто. Ключ к апостольскому и пророческому видению и получению откровений о Божьих тайнах находится в послании к Ефесянам: «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово» (Еф. 3:8).
Другими словами, любое истинное видение дается людям, подобным Павлу, которые смотрят на себя как на «наименьших из святых». Павел не был учтивым или обходительным и не произносил проповедей, достойных спикеров Торговой палаты, — если он сказал о себе подобным образом, то это значит, что он действительно так думал. Он был апостолом, которому было вверено настолько великое видение, что Бог дал ему «жало в плоть», чтобы он не превозносился чрезвычайностью полученных откровений. Поэтому мы не должны пренебрегать апостольским характером: глубоким смирением, подлинной кротостью и стремлением быть подобным Христу.
Мы знаем, что одним из обманов последних дней являются ложные апостолы и ложные пророки. Сейчас стало особенно популярно видеть во всех пророков или даже апостолов. Они также достаточно умны, потому что получили образование, и теперь знают, как давать советы и наставления на уровне самого Павла, и знают, как применять свои знания и решать церковные вопросы и т.д. Однако являются ли эти люди тем «основанием», на котором строится Церковь? Если важна сама личность апостола, то от него требуется нечто большее, чем просто познания в церковном администрировании или в поиске общин. Ключевым аспектом является его жизнь, его характер и его познание Бога. Он должен обращаться к людям после того, как побывал в Божьем присутствии. Выражение «наименьший из всех святых» говорит не о самоуничижении Павла, но о его реальном и чистосердечном осознании того, как он должен смотреть на себя перед Богом.
Примечательно, что чем больше мы возрастаем в познании Бога, тем меньше мы становимся в собственных глазах. Больше познавая Бога, мы начинаем не превозноситься, но видеть, насколько ничтожными и недостойными мы являемся в действительности. Истинной кротости или смирению невозможно научиться в школе или приобрести их собственными силами, потому что эти характеристики развиваются только Богом на основании наших взаимоотношений с Ним. Откровение о Боге и о Его глубинах дает человеку осознание того, каким является он сам. Откровение о том, какие есть мы, всецело связано с откровением о том, Какой есть Бог. Эти два откровения всегда идут рядом.
Ключевым познанием является познание Бога Таким, Какой Он есть, и в основании Церкви находятся именно те люди, которые общаются с Богом, имея такое познание. У Павла было такое познание, потому что он смотрел на себя, как на «наименьшего из всех святых».
Безукоризненное постоянство
«Потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами» (1 Фесс. 1:5).
В одном этом стихе содержится смысл, который должен проникнуть в глубины нашего сознания. Наша современная жизнь часто делится на изолированные друг от друга отсеки: светское и священное, религиозное и повседневное, — но Павел не знал такого разграничения, потому что он всегда был одним цельным человеком истины, он не изменялся в зависимости от окружения. Апостол — это человек, в котором заключена истина, Слово, ставшее плотью. Именно поэтому Павел мог постоянно ставить себя в пример. Он не сказал: «Подражайте моим принципам», — но: «Подражайте мне»! Бог сказал, что основанием Церкви являются не принципы апостолов и пророков, но то, кем эти люди являются, каковы они в своей сущности во Христе. Мы должны быть одной истинной духовной сущностью изо дня в день. Павел был настойчивым «во время и не во время», он всегда был готов, всегда был в нужном состоянии перед иудеями и перед греками. Бог хочет, чтобы именно такой была вся Церковь.
Вы можете увидеть здесь закономерность: благовествование осуществлялось в силе и со многими удостоверениями в той степени, в которой апостолы подтверждали свой характер и образ жизни, находясь среди этих людей. Власть и сила, демонстрируемые Павлом, были пропорциональны его характеру и тому «каковым он был», — и он говорит об этом людям, пришедшим ко спасению через его собственное свидетельство.
Ложные апостолы есть везде, и вы можете определить их, потому что они дают вам понять, что они — апостолы. У них есть талант и средства, они могут цитировать Писание и изречения Павла, — и все это может производить сильное впечатление. Они ведут себя подобным образом, но Павел не поступал так. Он мог сказать фессалоникийцам: «Вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами». Другими словами, они всегда знали Павла одним и тем же, неизменным, и его характер был всецело связан с тем словом, которое он приносил в силе. В служении Павла не было никакой профессиональной загадочности, когда он где-то в уединенном месте был не таким, как на людях.
В жизни апостола существует только два руководящих мотива: «для славы Божьей» и «для вас», но никогда «для меня». Павел не искал своего или чего-то для себя. Эти два взгляда являются абсолютно необходимым требованием для апостола, а значит — и для апостольской Церкви. Строение должно соответствовать фундаменту. В своем прощальном обращении к старейшинам Ефесской церкви Павел сказал: «Вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев» (Деян. 20:18-19).
Независимо от внешних обстоятельств, у Павла было драгоценное апостольское постоянство характера. Здесь нет места для человеческого настроения или жалоб. Это нечто, намного превышающее человеческие благие намерения и волю. Такое постоянство характера можно объяснить лишь одним образом, причем собственными словами Павла: «Ибо для меня жизнь — Христос». Мы иногда считаем, что это просто изысканное выражение, некая апостольская экстравагантность, но Павел говорил об этом буквально. Это единственное объяснение постоянства его апостольского характера, и что-либо иное является призывом к катастрофе. Мы не можем стремиться стать апостольским народом на основании человеческой решимости, каждый день кусая губы, чтобы стать теми, кем мы должны быть. Поступая так, мы потерпим жалкое поражение. Мы должны открыть тайну, известную Павлу, — и она доступна нам сейчас в той же мере, что и для него тогда, но мы не верим Слову и не хотим принимать его значение.
Есть только одно объяснение феномену Павла: это само продолжение распятого и воскресшего Христа, нашедшее для Себя обитание в другом теле, полностью покорившемся Его жизни. Павел не жил для самого себя и потому мог сказать: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос». Знаете, почему мы прошли мимо этого ошеломляющего требования? Потому что мы жили ниже апостольского уровня.
Сегодня мы видим безобидный евангелизм, совершаемый крикливыми евангелистами, призывающими принять «решение для Христа», но о ком из них мы можем сказать, что их провозглашение отвращает язычников от идолов к служению истинному и живому Богу?
Однако силы в благовествовании Павла и сопровождавших его удостоверений было достаточно для того, чтобы обратить язычников от их идолов к служению Богу живому. Сколько из нас имеют это в качестве критерия оценки своего евангелизационного труда? Наши стандарты ужасно понизились! Мы довольны, если люди хотя бы «примут» Христа и начнут посещать христианские служения без предъявления каких-либо великих требований. Мы пришли к этакому «статистическому» христианству. Как много людей «приняло» Христа, но так и остаются язычниками, не обратившимися от своих идолов? Но у благовестия Павла были другие результаты: оно обращало людей от идолов к служению Богу живому, а не просто к посещению церковных служений.
Все наши стандарты и критерии должны быть вновь подняты до апостольского уровня, потому что только это является Божьей волей. Истинного обращения язычников никогда не произойдет, и наше благовестие не будет «со многими удостоверениями» и силой до тех пор, пока мы не придем в место апостольского бескорыстия, полной самоотдачи осуществлению Божьих целей, отсутствия боязни за свою безопасность и свободы от беспокойства о своем физическом и материальном состоянии. Живем ли мы в изобилии, или же в скудости — это не должно иметь для нас значения. Павел говорит в книге Деяний: «И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью...» (Деян. 20:22-24).
Вы видите этот Божественный характер, который проявляется в человеке, который раньше был гонителем и убийцей? Понадобится не менее, чем вся вечность, чтобы показать благость Его благодати к нам не только в этом веке, но и в грядущих веках. Павел не рассматривал свою жизнь как что-то ценное для себя, и у нас никогда не будет силы и власти обращать людей от их идолов до тех пор, пока мы дорожим своими жизнями. Павел был невосприимчив ко всем жизненным стихиям, и мы должны достичь такого же апостольского состояния.
В первом послании к Коринфянам (7:29-32) Павел утверждает: «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. А я хочу, чтобы вы были без забот...»
В чем цель этого апостольского увещевания? Чтобы вы могли непрестанно служить Господу без развлечения, ибо время уже коротко! Павел сказал это почти две тысячи лет назад, но сколько из нас верят этому сейчас? Христиане в то время были в постоянном ожидании апокалиптического завершения, и мы нуждаемся в восстановлении апостольской атмосферы, в которой не последним элементом является чувство безотлагательности и ожидания апокалиптического конца. Мы не можем относиться к этому как к какому-то очередному шоу, выражая к нему показную любовь. У нас должно быть подлинное ожидание, настолько сильное, чтобы сама атмосфера вокруг нас была «наэлектризована». Я говорю не только об атмосфере на наших собраниях, но и той атмосфере, которая пронизывает всю нашу жизнь в общине в непрестанном ожидании того, что скоро грядет. По этой причине мы и должны быть равнодушными ко всяким крикам моды и быстро проходящим увлечениям нашего поколения, «ибо проходит образ мира сего». Достигли ли вы такого состояния, когда на вас не влияют вещи этого мира? Вы можете пользоваться ими, но вы не привязаны к ним. Мы не должны чувствовать себя так, как будто наступил «конец света», если лишимся их.
Мы никогда не придем к апостольскому духовному состоянию в одиночку. Только Церковь является Божьим обеспечением для обретения крепости, молитвенной поддержки и помощи для сокрушения сил этого мира в жизни верующих, совместно стремящихся прийти к такому апостольскому состоянию, когда «ничто из всего этого не может меня поколебать». Мы нуждаемся друг в друге, чтобы прийти к такому освобождению, которое проявляется только посредством истинных взаимоотношений, чем и является истинная Церковь.
В первом послании к Фессалоникийцам (2:10) Павел утверждает: «Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими». Существует сильное апостольское осознание Бога как Свидетеля, осознание того, что мы абсолютно открыты перед Его очами. Он видит нас, когда мы на людях. Он видит нас, когда мы наедине с собой. Он всегда видит нас, и мы должны сознательно жить пред очами Его. Это единственно правильная мотивация для безукоризненной жизни, и вы никогда не будете безукоризненными без этого мотива.
Павел говорит о непорочной совести по отношению к Богу и к людям. Апостол — это полностью благочестивый человек, в котором воплощено Слово истины, вся истина и ничего, кроме истины. Даже в его личных сокровенных мыслях он осознает реальность Бога, перед Которым он полностью открыт.
«Свидетели вы и Бог, — говорит Павел, — как свято и праведно и безукоризненно поступали мы пред вами, верующими». Апостольское требование идет намного дальше только внешнего поведения. Оно требует честности и благочестия всего человека: духа, души и тела. Нам нужно понять, какому высокому стандарту соответствует то, что Бог называет апостольством. Так и должно быть, потому что это стандарт, являющийся отвесом, опущенным с небес к земле. Это лестница, соединяющая небеса с землей, стандарт для неверующего мира, по которому все должно сверять. Это апостольство, и Божье намерение для Церкви на всяком месте.
Итак, побудительным мотивом для святости и безукоризненного поведения всегда является осознание Бога как Судьи. Вот почему Павел мог сказать с полным убеждением жителям Афин: «Бог назначил день, в который Он будет судить все народы». Вот почему Павел говорит: «Зная страх Божий, я вразумляю людей». Страшно впасть в руки Бога живого. Но почему же Павел знал страх Божий, а мы не знаем? Он познал его через взаимоотношения и тесное познание Бога, и именно это является глубочайшим из всех апостольских требований.
Иго Господа
«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем», — сказал Иисус. Находимся ли мы под одним игом с Богом, или же мы — свободные, независимые агенты, которые приходят и уходят, когда им заблагорассудится? Говорим ли мы подобное: «Думаю, я пойду на эту конференцию или поступлю в тот колледж. Сегодня я пойду на собрание, если у меня будет настроение»? Если это относится к нам, то мы больше заботимся о своей жизни, чем предполагаем, и это удержит нас от апостольства.
Мы никогда не придем к «апостольской безукоризненной жизни» до тех пор, пока будем стесняться друг друга и продолжать жить по стандартам, установленным в наших человеческих отношениях, вместо того, чтобы жить не только перед людьми, но и пред Богом. От нас потребуется стоять в одиночестве, нам придется порой принимать на себя испепеляющие удары поношений и критицизма, и если наша похвала и признание исходят от людей, то мы не устоим. Если же наша похвала исходит от Бога, и мы способны ожидать ее, тогда мы устоим, причем по-апостольски! Зависимость от людей, ожидающая того, чтобы быть одобренным, поддержанным, принятым или признанным, должна быть сломлена. Единственной силой, способной сделать это, является одобрение и похвала, исходящие только от Бога. Если вы привыкли жить, опираясь на одобрение и реакцию людей, то вы потерпите поражение.
Церковь должна быть тем единственным местом на земле, где нам не нужно притворяться, где мы можем искренне признаваться в своих недостатках и согрешениях, говорить друг другу истину в любви и ежедневно увещевать друг друга. Следующее воскресение — это уже слишком поздно. C помощью одних лишь воскресных собраний этого никогда не достичь. «Увещевайте друг друга ежедневно, доколе еще есть сегодня». Это означает радикальное изменение нашего образа жизни и установление совершенно новых приоритетов, благодаря которым произойдет серьезное вмешательство в нашу личную жизнь и в наше время.
Павел говорит о том, чтобы быть найденным безукоризненным в день пришествия Господа. Он говорит, что некоторые стараются ради тленного венца, а мы — ради нетленного. Для Павла это нечто абсолютно живое и реальное. А вы стремитесь к получению венца? Венец славы будет не больше, чем венец страданий! Если вы не желаете принять «терновый венец», испытания, требования, поношения, страдания за праведность и не научитесь жить на негостеприимной земле, подвизаясь за веру, то вам нечего будет положить к ногам Господа.
Сам Господь убеждает нас привязаться сердцем к «горнему», где находится наше сокровище. Небеса — это не просто библейская поэзия, но самое практическое и реальное увещевание, направленное на то, чтобы быть безукоризненными в пришествие Господне. Слова: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», — это апостольский стандарт, призывающий нас быть безукоризненными в день Его пришествия. Это значит быть человеком, в котором нет лукавства. Это значит быть светом миру. Это Божье приглашение, адресованное нам, которое касается не только нашего внешнего поведения, но и нашего внутреннего состояния, когда мы наедине и свободны мыслить обо всем, что нам хочется. Для этого требуется община святых, через которую все это и осуществляется. Это положит конец пассивности Церкви, когда все служение проводится одним человеком. Мы должны найти и предоставить место тому, чтобы говорить лицом к лицу, а не в затылок соседу, видя в лицах друг друга славу Божью, переходя от славы в славу как от Господня Духа.
Божьим обеспечением для совершенствования святых являются сами святые в истинных взаимоотношениях, во взаимодействии, в конфронтации, в обличении и увещевании, говоря истину в любви.
В Церковь должна быть возвращена жизнь освящения. Мы должны быть спасены от простой целесообразности. Не достаточно, чтобы что-то функционировало или использовалось ради удовлетворения потребностей и требований данного момента. Такой подход действительно может удовлетворить требования мира, но только не Божьи требования! Дело не в том, функционирует что-то или нет. Мы должны смотреть дальше этого: на славу Божью, причем, как в большом, так и в малом.
Мы должны все делать, как для Господа, будучи твердым и непоколебимыми, всегда преуспевающими в деле Господнем, и твердо стоящими в вере.
Вот почему Павел говорит: «Зная страх Божий, я вразумляю людей». Страшно впасть в руки Бога живого. Но почему же Павел знал страх Божий, а мы не знаем? Он познал его через взаимоотношения и тесное познание Бога, и именно это является глубочайшим из всех апостольских требований.
Заключение
Это было только поверхностное изучение вопроса об апостольском характере, но даже оно позволило определить апостольский стандарт, согласно которому жил сам Павел и который он демонстрировал другим. «Будьте подражателями мне, и что видели во мне, то исполняйте», — эти слова должны быть сказаны апостольскими мужами и женами нашего века. Бог призывает нас даже к еще более пугающему: способности сказать вместе с Иисусом неверующему миру: «Видевший Меня видел Отца. Я и Отец одно». Если вы хотите узнать, каков наш Бог, тогда посмотрите на смирение Иисуса. Посмотрите на эту бескомпромиссную истину, на эту честность, на эту праведность, на этот благочестивый характер, потому что именно это является основанием Церкви, и наша сила и власть в служении связаны с этим Божественным образом.
«Потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением» (1 Фесс. 1:5).
Сколько из нас присоединяется к такому стандарту? Если мы будем серьезно относиться к этому, то сможем сказать вместе с Павлом о «своем» благовествовании Евангелия благодати Божьей. Это слово не будет больше для нас каким-то техническим приемом, но глубоко пережитой силой, потому что мы будем святы, как Он свят, и совершенны, как Он совершенен.
Павел сказал: «Подражайте нам и Господу», — этим он подразумевает, что следование за ним было следованием за Господом. Это — или высокомерие, или простая истина, сказанная в смирении. Апостольство — это Господь во всей воплощенной полноте, соответствующей человеческим рамкам. Можете ли вы представить подобную Церковь, которая всецело обладала бы таким же апостольским величием, таким же апостольским ростом, таким же апостольским характером, таким же апостольским свидетельством и такой же апостольской силой? Это то, что ожидает сегодня Бог!