Но в Писании, истории церкви и рассказах самих одиночек о своей жизни это, как правило, не очень хорошо |
Грешно ли быть одиноким?
Современному человеку этот вопрос может показаться странным, но во многих христианских кругах, особенно в Интернете, серьёзно задаётся и обсуждается вопрос о том, не совершают ли молодые люди (особенно молодые женщины, как показано в одном вирусном видеоролике TikTok) грех, оставаясь одинокими в возрасте от 20 до 30 лет. Однако в других кругах задаются диаметрально противоположным вопросом: может ли быть благословением быть холостяком? Разве Павел не говорит, что хотел бы, чтобы все были холостяками, как он (1 Кор. 7:7-8)?
Непосредственная причина споров внутри христианства о холостяцкой жизни не является загадкой: доля людей в возрасте от 18 до 35 лет, состоящих в браке, снизилась с 59 процентов в 1978 году до 29 процентов в 2018 году. Браки заключаются на более позднем этапе жизни или не заключаются вовсе, поэтому в обществе и во многих церквях гораздо больше одиноких взрослых. Поскольку семейное положение тесно связано с политическими и религиозными взглядами (одинокие люди, как правило, более либеральны и менее религиозны), многие консервативные христиане видят в росте числа одиночек вероятную причину общего отхода от веры… .
Но для одиноких взрослых христиан история совсем иная. Большинство одиноких христиан действительно хотят когда-нибудь вступить в брак; в ходе опроса регулярно посещающих церковь незамужних женщин в возрасте до 35 лет моя консалтинговая фирма выяснила, что средний желаемый размер семьи составляет 2,7 ребёнка, по сравнению всего с 2 детьми у никогда не посещавших церковь незамужних женщин и 2,8 у регулярно посещающих церковь замужних женщин. Одинокие христиане-одиночки имеют примерно те же семейные устремления, что и их женатые сверстники. Они не состоят в браке в основном не из-за отсутствия желания, а из-за факторов, которые находятся вне их контроля: семья и церкви, которые не одобряют поспешные и молодые браки, отсутствие подходящих партнёров-христиан, нестабильность на рынке труда, страх развода, мотивирующий повышенную избирательность, и так далее.
Чтобы разобраться в истории одиночества, стоит ознакомиться с несколькими основными фактами. Мы начнём с того, что опровергнем мнение о том, что одиночество - это грех.
Это не грех в любом возрасте
Во-первых, в первые три столетия существования христианства число обращённых в христианство женщин, особенно вдов, было непропорционально большим, поскольку христианство не так настойчиво призывало к повторному вступлению в брак, как римское язычество.
Во-вторых, вполне вероятно, что христианство не поощряло браки с очень маленькими детьми, поэтому родители девочек-подростков, оберегающие своих дочерей от браков с мужчинами гораздо более старшего возраста, также были ранней христианской группой. В Песне Песней Соломона представлен образцовый образ супружеской любви, и совершенно ясно, что жених и невеста одинаково молоды (2:2-3), что подразумевает, что идеальной нормой было значительное сходство в возрасте. Аналогичным образом, в Книге Руфь Вооз, пожилой мужчина, очевидно, очень удивлён готовностью Руфи выйти за него замуж, учитывая их разницу в возрасте (3:9-11), что ещё раз указывает на то, что идеалом среди Божьего народа (хотя и не всегда так было на практике) была близость по возрасту для супружеских пар. В Писании также прямо говорится о 10-летней разнице в возрасте между Авраамом и Саррой.
Соответственно, хотя в римском обществе девочек в возрасте 12 лет обычно выдавали замуж за мужчин гораздо старше себя, христиане, как правило, допускали несколько более поздние браки своих девочек с женихами того же возраста (хотя это всё ещё гораздо более молодые браки, чем мы видим в современных обществах). Это означает, что молодые христианки и девушки были одиноки дольше, чем их сверстницы-язычницы.
В-третьих, поскольку большинство раннехристианских церквей были домашними, а дома были домашним пространством, где женщины обладали значительной властью, раннее христианство предоставило женщинам уникальный влиятельный статус и роль. Замужние женщины, как главы своих семей, играли особую роль в этом отношении, но аскетичные женщины, соблюдавшие обет безбрачия, также были важной частью общественной жизни ранних христиан.
В-четвёртых, прославленная женщина из "Притчи 31" занимается многими делами, в том числе коммерческой деятельностью, приносящей доход семье. Современные гендерные нормы, касающиеся занятости, не основаны на чётком библейском прецеденте; идеальная женщина в Писании вносит весьма значительный экономический вклад в домашнее хозяйство — и не только за счёт ведения домашнего хозяйства.
В-пятых, и, наконец, крайне важно признать, что Библия нигде не предписывает брак как универсальную цель, за исключением того, что в ней предписывается размножаться через брак. Павел решительно отвергает идею о том, что брак является универсальной заповедью (1 Кор. 7:1-16). В ранней церкви, когда возникали споры о статусе брака, даже самый ярый сторонник брака (монах по имени Иовиниан, к которому мы вернёмся ниже) не заходил так далеко, чтобы утверждать, что брак является заповедью. В то время как Ветхий и Новый Заветы содержат настоятельные призывы к деторождению для состоящих в браке людей (которые многие, хотя и не все, христианские церкви интерпретируют как предписания о том, что супружеские пары, по крайней мере, должны быть открыты для детей), в них нет аналогичного призыва к вступлению в брак как таковой.
Итак, ранняя церковь отличалась открытостью для людей с различным семейным положением и предоставляла женщинам, включая непропорционально большое число незамужних женщин, более высокий статус, чем в римском обществе в целом. Эти нормы, вероятно, возникли из-за признания того, что христианство просто не требовало от людей вступать в брак вообще и, в частности, не требовало от молодых девушек рано выходить замуж или от вдов вступать в повторный брак в зрелом возрасте. Желание Павла, чтобы все были такими, как он (соблюдали обет безбрачия), даже привело многих ранних христиан к тому, что они стали рассматривать брак как низшее состояние.
Жалкое состояние в любом возрасте
Историческим дебатам о статусе брака стоит уделить время, поскольку, по иронии судьбы, они дают первый веский аргумент против идеи о том, что одиночество может рассматриваться как благословенное состояние.
В раннем христианстве на самом деле был большой и очень публичный спор о месте брака в церкви, сосредоточенный вокруг фигуры по имени Иовиниан. Иовиниан был объявлен еретиком, но его убеждения вполне приемлемы для многих протестантов: он считал, что монашество не духовнее супружеской жизни, что на небесах все равны и что истинная церковь познаётся по вере, а не по видимым институтам.
Для наших целей важно то, что споры вокруг иовинианства вращались вокруг статуса брака. Иовиниан утверждал, что брак - это не меньший статус, чем “девственность”. С другой стороны, Иероним (переводчик латинской Вульгаты) выступил с резкой критикой, в которой утверждал, что монашество духовно превосходит брак.
Спор продолжался десятилетиями, но ключевой момент заключается в следующем: в масштабных общецерковных дебатах обсуждался только один вопрос: что лучше - брак или монашество. Одиночество — то есть длительный период холостяцкой жизни для людей, которые не ведут аскетический образ жизни, связанный с церковным служением, — никогда даже не считалось почётным состоянием, о котором следует упоминать.
Иероним, великий обличитель превосходства брака, говорит, что монашество стоит на первом месте по чести, брак - на втором, а вдовство - на третьем. Он не считает одиночество состоянием, которое можно описать или оценить по достоинству. Когда Иероним и Иовиниан обсуждали “девственниц”, они имели в виду монахов-аскетов, а не современных одиночек. Точно так же, когда Павел желает, чтобы как можно больше людей были такими, как он, он не имеет в виду холостяков вообще; он имеет в виду холостяков ради Евангелия.
Павел одобряет одиночество, позволяющее полностью посвятить себя служению. Но для людей, сталкивающихся с сексуальными искушениями, и особенно для тех, кто хочет вступить в брак или завести детей, Павел призывает к скорейшему вступлению в брак. (Конечно, сегодня найти партнёра, готового на всё, возможно, сложнее, чем во времена Павла, что ограничивает возможности многих молодых людей).
Ключевая идея здесь проста: христианское призвание считаются почётными в той мере, в какой оно помогает нашим ближним и служит им. Говоря о христианах, чья вера не побуждает их помогать ближним и служить им, Иаков, как известно, называет такую веру “мёртвой” и “бесполезной” (Иакова 2:17-20).
Брак учреждён для взаимного служения супругов и совместного служения следующему поколению. Целибат установлен для служения церкви (не как требование к церковному служению, а как возможная помощь в этом). Вдовам также предписывается быть гостеприимными и помогать молодым людям. До тех пор, пока одиночество чётко не определено как состояние, имеющее некую цель, направленную на благо ближнего (не просто на случайную выгоду, а на целенаправленную), трудно понять, какое возможное одобрение может быть дано этому статусу. Это не греховно, но и нехорошо.
Во-вторых, несмотря на то, что призыв Павла к безбрачию принёс большую пользу, христианство в первые века своего существования развивалось в основном за счёт рождений, браков и усыновлений, а не за счёт евангелизма в классическом понимании. Ранние христианские группы для новичков особенно старались научить мужчин-язычников понимать веру своих жён-христианок. А поскольку христианство запрещало аборты, детоубийство и ранние формы контроля над рождаемостью, уровень рождаемости у христиан был гораздо выше, чем у язычников.
Раннехристианские записи изобилуют упоминаниями о присутствии младенцев в церкви — не в последнюю очередь потому, что большинство церквей находились в домах, в то время как в христианских семьях почти наверняка было по меньшей мере четверо детей в каждой, возможно, до восьми или девяти, и, вероятно, двое-четверо детей доживали до совершеннолетия. Кроме того, христиане усыновляли детей, брошенных язычниками, а это означает, что в дополнение к их собственным детям в христианских семьях также было много приёмных детей. Ранние христианские церкви выглядели как детские сады.
Представление некоторых одиноких христиан о том, что их одиночество будет очень полезно для Евангелия, основывается на фундаментальном предположении, что их евангелизация как неженатых людей будет более духовно плодотворной, чем воспитание их детей, — предположение весьма спорное. Почти в каждом поколении христиан на протяжении всей истории рождаемость была гораздо большим источником новых верующих, чем евангелизм для взрослых.
В-третьих, важно отношение к одиночеству. Если церкви призывают к вступлению в брак и поощряют его, это может повлиять на готовность молодых людей развивать отношения друг с другом. Научные данные убедительно доказывают это: хотя многие факторы, не зависящие от молодых одиночек, так или иначе влияют на их выбор, молодые люди с большим желанием вступить в брак на самом деле чаще вступают в брак. Более того, у религиозных молодых людей, вступающих в брак в возрасте чуть старше 20 лет, не наблюдается повышенного уровня разводов.
Другими словами, хотя вполне понятно, что одинокие люди, сталкивающиеся с неблагополучным рынком знакомств, чувствуют давление со стороны церквей, призывающих к браку, важным фактором, определяющим низкий уровень брачности, является то, что многие молодые люди недооценивают усилия по поиску супруга. У церквей нет причин поддерживать такую расстановку приоритетов, и они поступают правильно, призывая одиноких молодых людей уделять первостепенное внимание поиску супруга.
И, наконец, хотя Писание ни в коем случае не осуждает одиночество, оно выражает сожаление по поводу одиночества, особенно по отношению к женщинам. Вдовы и девственницы (то есть незамужние женщины, предположительно девственницы в древние времена) выделяются как зависимые группы, которые заслуживают помощи исходя из своей уязвимости.
По сей день государственные программы социального обеспечения и дискриминационные законы более щедры к женщинам, чем к мужчинам, исходя из тех же соображений: женщины особенно уязвимы перед различного рода рисками и хищничеством. Поскольку бесплодие чаще встречается в молодых браках, почти во всех браках в древние времена рождались дети, поэтому “бездетные” женщины почти всегда были “незамужними”. Таким образом, библейские наставления об уходе за бездетными также указывают на то, что одинокие люди (особенно женщины) уязвимы и нуждаются в заботе.
Ни в одном месте Писания "ещё не состоящий в браке" не рассматривается как нечто иное, кроме как нежелательное состояние; и этого не должно быть, поскольку люди, которые ещё не состоят в браке, сходятся во мнении, что быть холостяком менее чем желательно. Странным образом, в этом есть Уловка-22: если церкви восхваляют одиночество и создают для него пространство, они фактически одобряют состояние, которого, по словам большинства одиноких людей, они для себя не желают.
Дар одиночества
Здесь необходимо остановиться на промежуточном положении, с которым большинство из нас сталкивается в наших церквях: молодые люди, которые желают вступить в брак, для которых брак ещё не состоялся, и которые, сталкиваясь с большей частью своей взрослой жизни в качестве одиночек, чем они ожидали, стремятся сделать что-то значимое из своего одиночества.
Они не считают себя постоянно соблюдающими целибат, но чувствуют себя неуютно в церковной жизни, ориентированной на семью, чувствуют себя обделёнными, исключёнными из этой жизни или испытывающими несправедливое давление с целью поиска супруга. Эти молодые люди часто говорят так, как будто одиночество - это нечто такое, что с ними случилось, как будто у них не было выбора в этом вопросе; многие даже замечают, что, поскольку Бог ещё не дал им супруга, одиночество, должно быть, является Божьим планом для них.
Эта точка зрения содержит много спорных элементов. Во-первых, если она должна быть теологически последовательной, её могут придерживаться только самые строго кальвинистские из христианских сект. Она утверждает не только то, что с точки зрения духовной праведности в глазах Бога всё предопределено, но и то, что каждое отдельное событие в жизни является активным планом Бога, присущим Его природе, а не чуждым ей. Та же самая теология, утверждающая, что Бог отказал в супруге человеку, желающему вступить в брак, утверждает, что дети, которые умирают преждевременно, убиваются Богом. В некоторых церквях действительно есть такая теология, но во многих её нет.
Для христиан, которые не придерживаются такой детерминистской интерпретации божественного суверенитета, аргумент о том, что одиночество - это Божья цель в жизни человека просто потому, что он или она ещё не состоят в браке, несостоятелен: одиночество может быть результатом ошибок, совершенных как самим человеком, о котором идёт речь, так и другими людьми вокруг него. Тревожный вопрос, над которым бьются люди, ещё не состоящие в браке, заключается в том, что, возможно, они не состоят в браке из-за какого-то выбора, который они сами сделали. Отвечать на этот вопрос, утверждая, что одинок, - значит не предлагать разумный акт вовлечения, а отказываться от всего обсуждения.
С точки зрения пастора, такая ситуация сложна, потому что история жизни каждого человека индивидуальна. Некоторые люди искренне желали вступить в брак, поддерживали романтические отношения, которые привели к браку, а затем были брошены у алтаря. Конечно, таких людей нельзя винить. Другие говорят, что хотят вступить в брак, но уже десять лет не приглашали ни одного представителя противоположного пола на свидание и проводят вечера за просмотром сериалов или видеоиграми. Обе группы людей могут одинаково говорить о своём одиночестве, но при этом иметь совершенно разный опыт, и пастор должен относиться к ним с состраданием, учитывая их различия.
Но, говоря как социолог, последний случай возникает отчасти из-за коллективного решения христианства не устанавливать более жёсткую норму вступления в брак в раннем взрослом возрасте.
Среди ультраортодоксальных евреев, живущих через улицу от меня, молодые люди, желающие вступить в брак, довольно быстро находят себе супругов. В наших церквях этого не происходит. Точно так же и среди пенджабцев, живущих по соседству с моей церковью, брак обычно заключается по договорённости и к середине 20 лет становится почти всеобщим — факт, который так же характерен для городских образованных индусов-христиан, как и для сельских индусов-индуистов или мусульман.
Брачное поведение резко различается у разных социальных групп в рамках одной экономики, потому что нормы и ценности, связанные с браком, различаются. Нормы имеют значение, и, если более последовательно призывать всех молодых людей в религиозной общине активно вступать в брак в возрасте от 20 лет, число браков в возрасте от 20 лет действительно может быть увеличено.
Таким образом, если говорить беспристрастно, то вариант, к которому стремятся многие желающие вступить в брак одинокие христиане, - приспособиться к своему одиночеству, оставить его незамеченным или даже превратить в дар Божий, — не выдерживает критики. Сохранение нормы одиночества как нейтрального состояния приведёт к ещё большему одиночеству, а именно этого, по словам этих одиночек, они не хотят.
Любая норма о публичном браке, принятая церковью, неизбежно будет иметь исключения. Такова реальность жизни в падшем мире. Но здесь следует подчеркнуть, что, несмотря на весомый аргумент в пользу того, что не состоящие в браке люди - это несчастливое или достойное сожаления состояние, его абсолютно нельзя охарактеризовать как греховное. Этот нюанс имеет значение.
Чего хотят одинокие люди
Причина, по которой этот нюанс важен, заключается в том, что мы должны помнить о реальных сторонах этой дискуссии. Подавляющее большинство одиноких людей хотят вступить в брак.
Наиболее распространённые причины, по которым люди не вступают в брак, сводятся к “я ещё не нашёл подходящего человека”. Основная причина этого заключается в том, что некоторые одинокие люди недостаточно серьёзно относятся к браку. Для одиночек, которые хотят вступить в брак, наилучший возможный сценарий заключается в том, чтобы другие одиночки более серьёзно отнеслись к вступлению в брак. Главными бенефициарами большего внимания к браку как к почётному состоянию, к которому следует сознательно стремиться в раннем взрослом возрасте, являются именно те люди, которые ещё не состоят в браке, и которые часто чувствуют себя ущемлёнными из-за ориентированного на брак учения в церквях.
Люди, которые громче всего жалуются на холостяцкую жизнь, обычно не состоят в браке (у них часто остаются приятные воспоминания о своих более коротких холостяцких днях!), а одиноки те, которые хотят вступить в брак. Зайдите на любую платформу социальных сетей, и вы обнаружите, что основные люди, жалующиеся на холостяцкую жизнь, - это одиночки.
Сказать, что неаскетическое одиночество - это нежелательное или достойное сожаления состояние, не значит унизить, оскорбить или осудить ещё не состоящих в браке людей - это то, что эти молодые люди говорят о себе сами! Церкви, призывающие одиноких людей вступать в брак, не взваливают на них бремя; они соглашаются с ними в том, что хорошо, идут рядом с ними, пытаются подтолкнуть их потенциальных партнёров по браку к тому, чтобы они разделяли их мнение.
Споры о холостяцкой жизни будут обостряться по мере того, как брак будет заключаться всё позже и всё реже. Церкви будут по-разному подходить к этому вопросу. Долгая история показывает, что церкви, которые находят способы помочь молодым одиноким людям найти партнёров и завести детей, выживут в долгосрочной перспективе. Церкви, которые не найдут способов помочь в этом процессе, зачахнут, потому что ни одно христианское движение никогда не поддерживалось в основном взрослыми новообращёнными в долгосрочной перспективе.
Пасторы будут сталкиваться со всё более сложными вопросами о том, как справляться с одиночеством. Выступая в качестве семейного социолога, я бы посоветовал следующее: смело провозглашайте истину, даже если это вызывает дискомфорт; щедро проявляйте милосердие и утешайте там, где это необходимо.
Для церквей важно установить строгие общественные нормы в отношении брака, открыто отстаивая почётный статус брака и призывая молодых людей сознательно стремиться к нему, а не просто ждать, когда это произойдёт. И когда, что неизбежно, такая позиция приводит к тому, что люди, ещё не состоящие в браке, чувствуют (вероятно, обоснованно), что их уникальные обстоятельства не были полностью поняты, пасторы имеют полное право проявить сострадание.
Нет ничего противоречивого в том, что пастор публично призывает христиан вступать в брак до 25 лет, отмечая, что свадьба позже не помогает христианским парам избежать развода или достичь более счастливого брака, а также в частном порядке консультирует людей, чьё искреннее желание вступить в брак было подорвано независящими от них факторами, о том, что такой исход не является их виной, что они не должны чувствовать никакой вины за то, что Бог не отказывает им в браке ради каких-то непостижимых целей.
Публичные религиозные учения оказывают большое влияние на семейное поведение верующих. Если пасторы будут призывать и поощрять вступление в брак и деторождение, эта практика будет расширяться. Таким образом, публичное обучение должно быть сосредоточено на очевидных преимуществах брака и деторождения.
Однако для многих людей, которые искренне желают вступить в брак, искренне стремятся к нему и просто не могут найти подходящих супругов: милосердие. Брак не предписан.
Поскольку благо брака подвергается нападкам со стороны культуры, которая его не ценит, его необходимо защищать публично. Однако отдельные одинокие христиане, принимающие на себя основной удар этой культурной атаки, являются не врагами, а мишенью врага. Их следует не осуждать, а увещевать, не оказывать давление, а поощрять, не ругать, а поддерживать.
Lyman Stone - научный сотрудник Института изучения семьи (IFS) и директор по исследованиям в области народонаселения Demographic Intelligence.
|