Примечание редакции: на странице "Мнения" в Christian Post были опубликованы два противоположных мнения о кальвинизме. Чтобы ознакомиться с противоположным мнением, смотрите эту статью: “Нет, дорогой христианин, ты не можешь потерять своё спасение”.
Многие твёрдо верят в доктрину, часто называемую “Однажды спасённый всегда спасён” (ОСВС), или “вечная безопасность”, или “настойчивость/сохранение святых”.
Сторонники этого учения верят, что как только человек с искренним сердцем по-настоящему исповедует Иисуса Господом и Спасителем, ему гарантированы Небеса. Они верят, что с этого момента Бог будет поддерживать этого верующего, и ничто — даже собственная свободная воля человека — не сможет заставить его утратить своё вечное положение перед Богом.
Хотя я верю, что вполне возможно быть уверенным в своём будущем спасении (т. е. можете ли вы вспомнить что-нибудь, что могло бы поколебать вашу веру в Бога? Нет? я тоже), вопрос в том, чему учит Библия?
Благая весть
Давайте начнём с нескольких вещей, в которых мы можем быть абсолютно уверены: Бог благ; Бог верен; Бог за нас; Бог хочет, чтобы мы преуспели, и Он активно помогает нам достичь духовной победы, то есть попасть на Небеса (Деяния 17:26-27). И Бог гарантировал, что есть наследие для тех, кто твёрд в своей вере в Иисуса. Почти каждый христианин согласится с тем, что для получения этого наследия необходима твёрдая вера.
Предупреждения и увещевания
Позвольте мне отметить, что если учение о вечной безопасности истинно — то есть вера в то, что истинный христианин не может потерять своё спасение, — то апостол Павел, по-видимому, не подозревал об этом. В своём письме к святым в Фессалонике он называет их “любимыми” и “избранными” Богом. Нам сказано, что они приняли Евангелие с полной убежденностью, силой и радостью (1 Фес 1:4-6). Однако несколькими абзацами позже Павел делится своим беспокойством по поводу того, “чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш” (1 Фес 3:5).
Кроме того, Павел был поражен тем, что верующие в Галатии “так скоро переходят к иному благовествованию” (см. Гал 1:6). В раздражении Павел восклицает: “Как вы были блаженны!” (Гал 4:15). И он предупреждает Тимофея, что “в последние времена отступят некоторые от веры” (1 Тим 4:1).
Другие авторы Нового Завета также предостерегают верующих от “отхода” от Евангелия и “вознерадев о толиком спасении” (Евр 2:1-3). Многие ранние церковные лидеры выражали искреннюю озабоченность по поводу отпадения (вероотступничества) христиан, призывая их “бороться”, “крепко держаться” и “твёрдо стоять на ногах”, преодолевая испытания и гонения, с которыми они сталкивались.
В своей книге “Жизнь в Сыне” Роберт Шенк утверждает: "Совершенно абсурдным является предположение, что люди должны быть искренне убеждены в невозможности отступничества и в то же время искренне встревожены предостережениями".
Но как насчёт...?
Итак, как насчёт таких стихов, как Еф. 1:13-14 и Флп. 1:6? Разве они не говорят нам, что спасение гарантировано, когда мы приходим к вере в Иисуса? Давайте посмотрим.
Ефесянам 1:13-14: “В Нём и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его”.
Разве в этом прекрасном отрывке не говорится, что, уверовав в Иисуса, христиане “запечатлены”, то есть у них есть гарантия попасть на Небеса?
Во-первых, “запечатлены” лучше перевести как “отмечены печатью”. Это отсылка к мягкому воску, на который люди, облечённые властью, нажимали своим перстнем-печаткой, подтверждая авторитетный источник документа или официального послания. В данном случае Святой Дух - это просто доказательство того, что то, что они испытывали, было от Бога.
Далее Павел добавляет, что Святой Дух также является первоначальным взносом, “залогом”, который гарантирует, что Бог осуществит Своё обещанное наследие. Другими словами, Святой Дух является гарантией Божьей верности, а не нашей. Пребывать в вере зависит от нас самих.
Филиппийцам 1:6: “будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа”.
Разве в этом стихе не говорится, что Бог обеспечит наше освящение?
В свете многих других текстов это не относится к индивидуальному спасению. Работа, которую Бог доведёт до конца, - это работа, которую Он начал в ранних церквях, а не обещание освящения какого-либо отдельного человека. Обратите внимание, что слово “вас” в этом стихе употреблено во множественном числе (“тот, кто начал доброе дело во всех вас (ранних церквях), доведёт его до конца...”). Опять же, это указание на верность Бога.
Интересно, что в том же письме апостол Павел выражает своё собственное слабое отношение к спасению и свою потребность “продвигаться вперёд”, то есть быть настойчивым в вере. В третьей главе Павел говорит, что он сделает всё возможное, чтобы добиться воскресения из мёртвых. Затем продолжает: “Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус” (Филиппийцам 3:12).
Заключительная мысль
В конце концов, единственная реальная опасность веры в вечную безопасность (ОСВС) - это искушение воспринимать наше спасение как должное, то есть полагаться на Божью благодать. Апостол Павел верил в верность Бога, никогда не принимая своё собственное положение как должное, и мы тоже не должны этого делать.
Если вы верите, что Бог дал вам уверенность в том, что вы никогда не будете потеряны для него, я никогда не стану отрицать ваше личное убеждение или оспаривать работу Духа в вашем сердце. Я полностью признаю, что Бог действует в каждом человеке по-своему. Тем не менее, поскольку непоколебимая вера является единственной гарантией обретения небес, это должно побудить всех нас стремиться “к собственному спасению”, гарантируя, что наша вера непоколебима.
В настоящее время John Chipman служит пастором-преподавателем в христианской церкви "Произнесенное слово" в Ранчо Санта-Маргарита, Калифорния. До прихода в "Произнесенное слово" Джон добросовестно служил капелланом в тюремном служении округа Ориндж. Он является автором книги "Избранные Богом: избранное поколение" и редактором христианского блог-сайта Bibleinsights.net.
|