Определение
Писания различными способами свидетельствуют о том, что они являются истинным словом Божьим, и Святой Дух эффективно применяет это свидетельство, чтобы вселить в христиан уверенность в написанном слове Божьем.
Резюме
Библия по-разному утверждает, что это слово самого Бога. Иногда Бог обращался непосредственно к древним пророкам и говорил им записывать Его слова, доходя даже до того, что Сам писал Свой закон и передавал его Моисею. Новый Завет утверждает, что Бог “выдохнул” всё Писание и что те, кто его писал, были ведомы Святым Духом; эти утверждения представляют собой как Ветхий, так и Новый Заветы как собственные слова Бога. Вместо того чтобы быть убеждёнными многочисленными рациональными доказательствами, христиане в конечном счёте убеждаются в правдивости этих утверждений благодаря внутреннему свидетельству Святого Духа об их обоснованности. Святой Дух позволяет христианам доверять слову Божьему и даёт нам уверенность перед лицом сомнений в том, что Бог, несомненно, говорит с нами через страницы Писания.
Библия - это книга, в которой многое говорится о Боге, человечестве, грехе, спасении и цели всей истории. В то же время Библия - это книга, которая многое говорит сама о себе. Итак, что же Библия говорит о себе с точки зрения её авторитета и как эти утверждения соотносятся с внутренним свидетельством Святого Духа?
Библейское учение
Библия изобилует утверждениями о том, что Бог обращался к Своему народу и что Его народ записал эти слова в Писании: “И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память амаликитян из поднебесной” (Исх. 17:14; ср. 24:4). В других случаях Писания сообщают, что Бог Сам написал Своё слово, например, при исполнении Своего закона: “И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их” (Исх. 24:12; ср. 31:18; 34:1). Эти утверждения ставят Библию в совершенно иную плоскость, чем любую другую книгу. Сама Библия утверждает, что Бог является её окончательным автором: “Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен” (2 Тим. 3:16-17). Утверждение апостола Павла накладывает отпечаток божественного вдохновения на все Писания, как Ветхого, так и Нового Завета. То, что мы находим в различных утверждениях Ветхого Завета относительно Божьего авторства написанного слова, Павел определяет как результат того, что Бог изрёк это. Однако божественное вдохновение Писания не отменяет того факта, что Библию также писали люди.
Библейское авторство
В конечном счёте Библия имеет два источника - Бога и человека-автора. Мы находим эту идею в нескольких местах. Мы отметили, как Бог велел Моисею записать Его слова — Бог сказал Моисею, что писать. В других случаях Бог давал пророкам видения, которые они впоследствии записывали в письменном виде (например, Дан. 7:1 и далее). Помимо прямых указаний или видений, Бог вдохновил авторов Писания через Святого Духа записать божественное откровение:
“Что касается этого спасения, то пророки, которые пророчествовали о благодати, которая должна была стать вашей, тщательно исследовали и вопрошали, на какого человека или время указывал Дух Христа в них, когда он предсказывал страдания Христа и последующую славу. Им было открыто, что они служили не себе, а вам, в том, что теперь было возвещено вам через тех, кто проповедовал вам благую весть Святым Духом, посланным с небес, - в том, на что жаждут взглянуть ангелы” (1 Пет. 1:10-12).
Пётр отмечает, что ветхозаветные пророки были вдохновлены писать о грядущем Мессии и что Бог открыл им, что в конечном счёте они будут служить церкви в будущих веках. В то же время они записали больше, чем знали на самом деле, потому что усердно искали и вопрошали, каким видом и в какое время придёт Мессия, — они писали под вдохновением Духа Христова. Это означает, что мы можем говорить о двойном авторстве Писаний, Бога и людей.
Доктринальные последствия
Доктринальный подтекст окончательного божественного авторства Писаний имеет большое значение. Это означает, что, хотя Библия и является книгой, она не похожа ни на одну другую — она божественного происхождения. Это также означает, что христиане определяют авторитет этой книги на основе её божественного авторства. Как сказано в Вестминстерском исповедании веры (1647), Авторитет Писания, в силу которого в него следует верить и которому следует повиноваться, не зависит от свидетельства какого-либо человека или церкви; но всецело зависит от Бога (который есть сама истина), её автора, и поэтому её следует принять, потому что это Слово Божье (I.iv).
Проще говоря, христиане должны верить слову Божьему и повиноваться ему, потому что так написал Бог. И мы знаем, что Бог написал это, потому что так сказано в Библии. В истории теологии не все христиане согласны с этим утверждением. Римско-католическая церковь утверждает, что мы должны верить Библии, потому что церковь определила её как слово Божье: короче говоря, церковь породила Библию. Протестантские богословы, однако, вместо этого утверждают, что Библия породила церковь, и, следовательно, церковь должна как признавать, так и подчиняться слову Божьему. Но такое понимание слова Божьего может привести людей к убеждению, что они вращаются в интеллектуальном кругу: Библия — это слово Божье, потому что в Библии так сказано? Разве не существует так называемых священных книг, которые претендуют на божественное происхождение? Как нам отличить библейское учение от подобных утверждений?
Чтобы подтвердить подлинность самоутверждающего характера Писания, протестантские богословы исторически обращались к доктрине внутреннего свидетельства Святого Духа. В Вестминстерском исповедании, например, отмечается, что в Писаниях есть много примечательных моментов: действенность учения, божественная природа его содержания, красота его стиля, согласованность различных его частей и его совершенство. В этом “Исповедании”, тем не менее, утверждается, что все эти вещи убедительно демонстрируют, что Библия является словом Божьим, но наше полное убеждение и уверенность в непогрешимой истине и её божественном авторитете проистекают из внутренней работы Святого Духа, свидетельствующего Словом в наших сердцах (I.v). Другими словами, падшие грешники никогда смиренно не подчинятся слову Божьему. Скорее, Святой Дух должен сначала убедить грешников в их необходимости покаяния, чтобы они доверились Христу в своём спасении. Как только Дух Святой укрощает наши грешные сердца, мы больше не обращаемся к Писаниям со злобой и бунтом, а становимся голодными детьми, ищущими хлеба у нашего Небесного Отца. Но помимо Своей работы по возрождению и действенному призванию, Дух Святой даёт нам уверенность в слове Божьем и даёт нам уверенность перед лицом сомнений в том, что Бог, несомненно, говорит с нами через страницы Писания. Дух Святой действует в согласии с написанным словом Божьим, чтобы убедить нас в его истинности.
Самоутверждение Писания и внутреннее свидетельство Святого Духа означают, что Бог Сам является своим собственным толкователем. Другими словами, Писание интерпретирует Писание (analogia Scripturae). Хотя исторические контексты, старые и новые комментарии и лингвистические исследования, безусловно, являются полезными инструментами в процессе толкования, Библия сама по себе является интерпретатором. Мы находим этот принцип как в больших, так и в малых масштабах. В целом, Новый Завет интерпретирует Ветхий Завет. Согласно некоторым источникам, в Новом Завете Ветхий Завет цитируется почти 900 раз. Например, когда Иисуса спросили, какая самая главная заповедь в Библии, Он процитировал Второзаконие 6:5: “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь” (Мф. 22:37-38). Из слов Христа мы знаем, что из 613 заповедей Ветхого Завета эта - первая и величайшая. Взаимоинтерпретирующая связь между Ветхим и Новым Заветами основывается на учении о полной богодухновенности Писания. То есть, если Святой Дух вдохновил все Писания, то, независимо от многочисленных авторов-людей, послание Писаний остаётся неизменным во всём каноне. Поэтому мы не можем противопоставлять одну часть Писания другой.
Писание интерпретирует Писание (analogia Scripturae)
|
Вывод
В конце концов, христиане могут радоваться, осознавая, что Бог вдохновил Библию, о чём свидетельствуют многочисленные отрывки из неё. Самоутверждающий характер Писаний и сопровождающее их внутреннее свидетельство Святого Духа являются отличным источником утешения и уверенности. Когда у нас возникают сомнения в авторитете слова Божьего, мы можем обратиться к Писанию и помолиться о том, чтобы Святой Дух развеял наши страхи. Как писал Павел Фессалоникийцам, “Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих” (1 Фес. 2:13). Павел признавал учение Иисуса, который сказал Своим ученикам: “ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас” (Мф. 10:20; Луки 10:16; Иоанна 13:20). Таким образом, когда вы поклоняетесь Богу, благодарите Его за самоутверждающее слово и работу Его Святого Духа.
Для дальнейшего чтения:
Joel Kalvesmaki, “Table of Old Testament Quotes in the New Testament”
John Murray, “The Attestation of Scripture”
Lane G. Tipton, “The Witness of Scripture to Itself”
Matthew Barrett, God’s Word Alone—The Authority of Scripture
R. C. Sproul, “The Spirit’s Internal Witness”
William Whitaker, A Disputation on Holy Scripture
J. V. Fesko (доктор философии, Абердинский университет, Королевский колледж, Шотландия) - главный редактор журнала Themelios в Gospel Coalition. Он является профессором систематического богословия и исторического богословия Гарриет Барбур в Реформатской теологической семинарии в Джексоне и рукоположенным священником в православной пресвитерианской церкви. У него и его жены Аннеке трое детей. Вы можете подписаться на него в социальных сетях X, Facebook и Instagram.
Это эссе является частью серии "Краткая теология".
|