Не сумев найти истину в дзен-буддизме, я обратилась к Иисусу
Я думала, что мне нужно больше медитации. В чём я действительно нуждалась, так это в Святом Духе, который просветил бы меня
Я всегда хотела быть духовной, но мне трудно во что-то верить”, - сказала я, нервно улыбаясь одетому в рясу учителю дзен-буддизма. Мы сидели вместе в маленькой комнате и беседовали один на один о моей практике дзен-медитации.
Он усмехнулся. “Итак, я думаю, дзен идеально подходит для тебя”.
Шёл 2011 год, и мне было 36 лет. Я практиковала дзен-буддизм в течение трёх лет и отправился в Кентукки, чтобы посетить свой первый ретрит по медитации - мероприятие выходного дня, проводимое в дзен-центре недалеко от Лексингтона. График ретрита был жестким. Мы сидели в медитации с 6 утра до 9 вечера, прерываясь короткими периодами медитации при ходьбе, приёмами пищи и домашними делами. Всё должно было делаться в тишине.
Дзен был последней главой в моих духовных поисках на протяжении всей жизни. Эти поиски начались в подростковом возрасте, когда я поняла, что моё индуистское происхождение, переданное родителями—иммигрантами из Индии, не обязательно диктует мою собственную веру. Когда я узнала об альтернативных системах верований, я поняла, что я агностик: я, честно говоря, не знала, во что верить. Поэтому я отбросила ярлык индуистки и взяла на себя обязательство открыть для себя высшую истину.
Выросшая в Хьюстоне, я познакомилась с основами христианства через друзей и соседей. Я также провела часть своего детства в Соединённом Королевстве, где христианские молитвы, гимны и проповеди были частью обычных школьных занятий. Мои родители-индуисты всегда уважительно отзывались о христианских верованиях. Они ходили (и поощряли меня ходить) в церковь с друзьями, когда их приглашали.
Но только поступив в колледж, я познакомилась с Иисусом через своих друзей-евангельских христиан. Я наблюдала, как их вера давала им покой и силу в трудные времена. И каждый раз, когда я слышала о безграничной любви Бога к нам, проявленную через жертву Христа, мне хотелось плакать. Но в то время, как моё сердце было готово совершить прыжок, мой внутренний скептик — упрямый агностик, несколько сообразительная часть моего мозга - удержал меня.
Когда мне было под 20, я присоединилась к церкви в надежде взрастить семена веры, которые дремали во мне. За это время были моменты, когда я действительно принимала то, что Библия говорит об Иисусе. Но неизбежно мой внутренний скептик высказывал свои сомнения, и я обнаруживала, что отступаю, чтобы успокоить его. Более правдоподобно, что Иисус был просто великим учителем, и что Воскресение - это всего лишь метафора, говорила я себе. И мне не нужно принимать всю Библию, а только те части, которые резонируют со мной.
Несколько лет спустя — когда мои голова и сердце всё ещё пребывали в духовном раздоре — я перестала ходить в церковь и начала изучать дзен-буддизм.
Менее 1 процента населения США идентифицируют себя как буддисты, и ещё меньшая часть идентифицирует себя как дзен-буддисты, особенно учитывая отвращение дзен к ярлыкам. Но это путь, который многие духовные искатели находят привлекательным. Многие из людей, с которыми я познакомилась благодаря своей практике дзен, отказались от христианского воспитания, чтобы искать ответы в дзен.
Мой внутренний скептик был заинтригован возможностью того, что дзен может предложить духовный путь, который не требует особых убеждений. Буддисты, как правило, не считают Будду божественным. Он был учителем-человеком. Имя Будда просто означает пробуждённый или просветлённый человек — статус, которого, теоретически, любой может достичь с помощью практики.
А дзен — по крайней мере, его американский привкус, который я испытала, — идёт дальше, принижая значение даже традиционных буддийских верований, таких как перерождение или карма. Некоторые дзен-буддисты действительно придерживаются этих убеждений, и учителя могут ссылаться на них; но, как выразился один из моих учителей дзен, “Они необязательны”. (Каким бы упрямым скептиком я ни была, я отказалась и от них).
По сути, дзен — это практика, и её ядром является медитация - сидение неподвижно и сосредоточение внимания на чём-то. Один из простых вариантов - сосредоточиться на своём дыхании, часто считая его. В качестве альтернативы некоторые учителя дзен поощряют практику с коаном — парадоксальным утверждением, загадкой или историей, которые, как предполагается, ставят ученика перед фактом неадекватности аналитического мышления. “Разгадывание” коана требует проницательности, выходящей за пределы разума.
Независимо от специфики, медитация даёт человеку место в первом ряду, чтобы понаблюдать за своим “обезьяньим умом” - внутренним монологом, который постоянно болтает, вступает в сложные споры и поёт песни 80-х годов, пытаясь отвлечь внимание от фокуса медитации. Когда я начала практиковать дзен-медитацию, у меня постепенно стало лучше получаться направлять своё внимание. Я обнаружила, что сосредоточение моего внимания на своём дыхании может дать мне некоторую дистанцию от выходок моего обезьяньего ума, помогая мне оставаться заземлённой в стрессовых ситуациях.
Это преимущество присуще не только дзену или буддизму. Я подозреваю, что большинство специалистов в области психического здоровья сказали бы вам, что этого можно достичь, обучаясь светским навыкам осознанности или любой духовной дисциплине, которая тренирует внимание. Но практика дзен стремится к большему, чем просто психологическая польза. Она стремится к прямой встрече с природой реальности, которая не может быть выражена словами или концепциями.
Как выразился Догэн, японский учитель дзен 13 века, “Изучать путь Будды - значит изучать себя. Изучать себя - значит забывать о себе. Забыть о себе - значит быть просветлённым всеми вещами Вселенной”. В дзен я воображала, что могу потворствовать радикальному агностицизму своего внутреннего скептика, сидя неподвижно и глубоко, честно рассматривая нынешнюю реальность — включая состояние моего собственного ума — такой, какая она есть.
Поступая так, я надеялась в конце концов увидеть сквозь стены своего эго, избавиться от своих предвзятых и ограниченных идей и познать грубую, окончательную истину. Такой мистический опыт не был бы дверью с односторонним движением к духовному пробуждению. Но со временем накопленное понимание из моей практики медитации — интегрированное в мою жизнь, в мир слов и концепций — помогло бы мне расти духовно. Это помогло бы мне стать более полно присутствующей и живой в каждый момент, менее склонной причинять страдания себе или другим и всё более способной точно определять, что необходимо в каждой ситуации.
В течение следующих 12 лет я ежедневно практиковала дзен-медитацию и посещала многочисленные медитативные ретриты. Я выросла, наслаждаясь природной красотой ретрит-центра в сельской местности Кентукки, и была тронута гостеприимством, искренностью и аутентичностью тамошнего персонала. Однако сама медитация может быть неприятной. Была физическая боль и скука. Были тревожные мысли и чувства, на которые я не могла повлиять или от которых не могла отвлечься. Но периодически мой внутренний монолог затихал, сопровождаемый обостренным восприятием щебета птиц, кваканья лягушек или стука дождя по крыше. Те моменты были прекрасны.
Тем не менее, я не испытала никаких духовных прорывов. Я никогда не разгадывала ни одного коана и уж точно не чувствовала себя "просветлённой всеми вещами Вселенной".
Разочарованная, но всё ещё преисполненная решимости, я начала строить планы посетить месячный дзен-ретрит осенью 2020 года. Я решила, что мне просто нужно, чтобы мой обезьяний разум заткнулся достаточно надолго, чтобы я, наконец, смогла заглянуть в высшую истину — и я была убеждена, что месяц безмолвной медитации должен этого добиться.
Но это не входило в Божий план.
Когда в 2020 году мир закрылся, ретрит был отменён. Когда страх и изоляция в последующие месяцы поставили меня на грань кризиса психического здоровья, что-то глубоко изменилось во мне. Я обнаружила, что в моём сознании всплывают утешительные библейские стихи. Я обнаружила, что меня необъяснимо привлекают христианские видеоролики, которые я находила в Интернете, включая изучение Библии от Макса Лукадо. Если отбросить разочарования в дзен, я не чувствовала, что меня так сильно тянет прочь от дзен, как к Иисусу.
Я провела лето и осень 2020 года, смотря онлайн-богослужения и церковные служения на открытом воздухе. В то Рождество я была готова: я полностью посвятила свою жизнь Иисусу. Это был духовный прорыв, которого я надеялась добиться от месячного дзен-ретрита, лучше, чем всё, что я могла себе представить, — и это было сделано по-Божьи, а не по-моему.
В качестве ещё одного доказательства того, что Бог использует всё во благо, мое знакомство с дзен укрепило мою веру в Иисуса. Мой внутренний скептик, наконец-то осознавший, что его радикальный агностицизм - это тупик, перестал пытаться руководить шоу. Хотя сомнения всё ещё возникают, я больше не зацикливаюсь на них. Вместо этого я возвращаюсь к тому, что знает моё сердце: Иисус - Сын Божий и Спаситель мира, а не просто великий учитель. Воскресение - это не просто метафора. И ни одна часть Библии не является необязательной.
За последние несколько лет у меня была возможность поразмыслить о разнице между дзен-медитацией и христианскими практиками, такими как созерцание или библейская медитация. Ключевое отличие заключается в том, что христианские практики основаны на познании Бога через Священное Писание и веру.
В дзен я часто чувствовала себя одинокой в окопах со своими самыми мрачными мыслями и чувствами. И даже самые прекрасные моменты, которые я переживала во время медитации — те моменты восторга от Божьего творения — были бесполезны без убедительной основы для их обработки и интеграции в мою жизнь. Напротив, когда я размышляю о Слове Божьем и его присутствии, Святой Дух поддерживает меня в трудную минуту, а Священное Писание даёт основу для понимания моего опыта.
Несмотря на то, что дзен преуменьшает значение слов и концепций, я подозреваю, что многие практикующие Дзен, по крайней мере, неявно используют традиционные буддийские учения в качестве основы для понимания своего опыта медитации. Если это так, то — даже в дзен — духовное понимание приходит не просто путём непосредственного переживания реальности, свободного от каких-либо предубеждений, как надеялся мой внутренний скептик. Концептуальная призма, через которую мы рассматриваем наш опыт, имеет огромное значение.
В целом, можно сказать, что я была ужасным учеником Дзен. После более чем десятилетней практики дзен, после ежедневных дзен-медитаций и многочисленных ретритов, после долгих часов сидения с неприятными мыслями и чувствами я так и не приблизилась к пониманию высшей истины и к тому, чтобы она преобразила меня духовно. И вместо того, чтобы терпеливо продолжать, используя своё духовное разочарование и трудности 2020 года в качестве подпитки для своей практики дзен, я сдалась и обратилась к Иисусу.
Однако, что я могу с уверенностью сказать, так это то, что я приложила к дзен все свои усилия. И моих лучших усилий было недостаточно, чтобы спасти меня.
Только Иисус мог это сделать.
Sita Slavov - профессор государственной политики в Университете Джорджа Мейсона и старший научный сотрудник Американского института предпринимательства.