Люди, написавшие свитки Мёртвого моря, называли себя последователями “совершенного пути”, но христиане не хотели называть совершенным ни одно человеческое существо (кроме Иисуса). На самом деле, когда люди заявляют, что они в чём-то совершенны, мы называем их гордыми и считаем, что они обманывают себя. Поэтому нас не удивляет, что в Послании к Евреям прославляется дело Христа, но нас удивляет, когда мы читаем в этом отрывке, что Иисус “навсегда сделал совершенными” группу людей. Как могут живые люди быть совершенными? Более того, как они могут быть совершенными, если их всё ещё “освящают”? Разве эти два выражения не противоречат друг другу?
Значение первой части стиха становится понятным из контекста. В Евреям 10:11-12 говорится о противопоставлении ежедневных жертвоприношений священников Аароновых, “которые никогда не могут истребить грехов”, завершенных раз и навсегда жертвой Христа. Священники Аароновы всё ещё стоят, трудясь над делом, которое никогда не будет закончено, в то время как Христос восседает “одесную Бога”, завершив Свою работу. С этой точки зрения Он сделал всех, кто верит в Него, “совершенными навеки”. Затем автор цитирует Иеремию 31:34, отрывок о новом завете, утверждая, что, согласно этому новому завету во Христе, “грехов их и беззаконий их не воспомяну более” (Евр 10:17). Затем Он добавляет: “А где прощение грехов, там не нужно приношение за них” (Евр 10:18). Другими словами, совершенство здесь означает не то, что люди свободны от моральных заблуждений, а то, что они полностью прощены за свои моральные заблуждения. Это ощущение возможно потому, что греческий термин “совершенный” может означать “завершённый”, “исполнившийся” или “доведённый до конца”. По мнению автора Послания к Евреям, Иисус завершил работу по прощению грехов. Он исполнил новый завет. Те, кто посвящает себя Ему, совершенны в том смысле, что в них не остаётся ничего, что Бог не мог бы простить.
Как это соотносится с понятием “освящаемых”? В Евреям 10:10 автор использует тот же греческий термин (обозначающий освящение чего-либо) в другом времени. Там он ссылается на работу, завершенную смертью Христа, на святость, данную верующему на основе того, что совершил Иисус. “По сей-то воле [Божьей при установлении нового завета] освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа”. Четырьмя стихами позже он меняет время, используя то же, что и в Евреям 2:11, которое относится к процессу.
Мы можем истолковать это двояко. Во-первых, люди становятся святыми, когда посвящают себя Христу. Таким образом, этот стих указывает на то, что работа Христа совершается раз и навсегда, но по мере того, как люди каются и посвящают себя Иисусу, они приступают к этой завершенной работе, становясь святыми, то есть способными войти в присутствии Бога, прощённые за свои грехи. В этой интерпретации прогресс в деле освящения людей заключается в распространении Евангелия, чтобы всё больше и больше людей приобщались к святости, доступной во Христе.
Второй способ толкования этой фразы заключается в том, что в христианской жизни существует напряженность. С одной стороны, мы прощены. Больше ничего не нужно. Никакой дальнейшей работы Христа не требуется. С другой стороны, освящение - это прогрессивное действие в христианской жизни. Мы ещё не полностью свободны от греха. Наши прошлые грехи, возможно, были прощены; власть греха в нашей жизни, возможно, была сломлена; но мы продолжаем грешить, и Бог должен продолжать противостоять нам и приводить нас к покаянию снова и снова. Мы находимся в процессе обретения истинной святости, а не просто прощения за то, что мы не были святыми.
Хотя возможны оба объяснения, лично я предпочитаю второе, поскольку оно, как представляется, наиболее полно учитывает изменение времени в глаголе и отражает тот факт, что распространение Евангелия не является темой этой главы. Кроме того, оно выражает напряженность, которая часто встречается в Новом Завете. Христиане не должны ходить с чувством вины, они должны быть прощены. Они стоят перед Богом с чувством благодарности за прощение, а не пресмыкаться из-за чувства вины. И всё же, чем больше они ценят жертву Христа, тем больше осознают, что они ещё не святые; на самом деле, то, что раньше они, возможно, и не считали грехом, теперь они считают греховным. Бог создаёт святость в каждом верующем, но этот процесс требует дисциплины (как будет показано в Евр.12). Упускать из виду любую из сторон этого конфликта пагубно. С одной стороны, мы можем настолько сосредоточиться на совершенстве, достигнутом на кресте, что забываем сотрудничать с Богом в возрастании в святости. С другой стороны, мы можем настолько сосредоточиться на процессе обретения святости, что теряем чувство облегчения от осознания того, что Христос сделал всё необходимое, и поэтому погрязаем в чувстве вины и отчуждённости от Бога. Необходимы обе стороны баланса, и обе они описаны в этом стихе.
Смотрите также комментарий к 1 Иоанна 3:6, 9; 2 Коринфянам 5:17.

Hard Sayings of the Bible
|