У Анны, Захарии и псалмопевцев есть веские основания говорить о них с таким благоговением.
|
Многие женщины имели опыт молитвы за ребёнка. Если просьба не будет удовлетворена, она может стать источником огромной боли и печали. Если ответ дарован, то часто приводит к радостному празднованию и благодарению.
Писание даёт нам ряд примеров: Ева, подчеркивающая обетование Божье, Сарра, смеющаяся, Лия, надеющаяся, что её плодовитость заставит мужа полюбить её, Рахиль, восклицающая, что её позор снят, Елизавета, молчащая в течение первых 20 недель (Луки 1:24), и молодая женщина, которая (как известно) радуется своей беременности, несмотря на то, что не молилась о ребёнке и даже не занималась сексом в первую очередь.
Те из нас, кто молился за детей, могут иметь отношение к каждому из этих ответов и, возможно, представить себя реагирующими подобным образом, если бы наши молитвы были услышаны. Но я подозреваю, что никто из нас не стал бы делать то, что сделала Анна — это петь песню о рогах.
Сила и изобилие
“Сердце Моё ликует в Господе; рог мой возвышается в Господе” (1 Цар. 2:1, здесь и далее в переводе ESV). Анна только что родила чудесного ребенка; при чем тут рога? Мы говорим о музыкальных инструментах, о рогах животных или о чём-то совершенно другом? И почему?
Затем, когда Анна заканчивает свою молитву, она возвращается к теме рога. “Господь будет судить концы земли; Он даст силу царю Своему и возвысит рог помазанника Своего” (2:10). Это слово появляется в первой и последней строках её благодарственной молитвы за Самуила, и оно появляется снова, когда Захария благодарит за рождение Иоанна Крестителя (Луки:1:69), а также в многочисленных псалмах. Серьёзно, какое же отношение рога имеют к младенцам?
В большинстве случаев никакое. Мы назвали нашего сына Самуилом из-за этой самой истории и каждый день благодарим Бога за него, но, насколько мне известно, мы никогда не говорили при этом о рогах. Но сын Анны Самуил, и сын Захарии и Елизаветы Иоанн не похожи на большинство других детей. Они оба вырастают пророками: пророками, которые готовят путь, проповедуют и затем помазывают долгожданного царя Израиля.
Самуил - предтеча Давида, избранного и любимого царя, который будет править вместо развращённого правителя (Саула), спасёт народ Божий от врагов (филистимлян) и убьёт великана, который насмехается над ними (Голиафа). Иоанн - предтеча Иисуса, избранного и возлюбленного Царя, который будет править вместо развращённого правителя (Ирода), спасёт народ Божий от врага (греха) и убьёт великана, насмехающегося над ними (смерть).
Так что песня Анны — это не личное размышление в родильном зале, своего рода бронзовый век “Разве она не прекрасна?” Это больше похоже на “Звёздно-полосатое знамя”. Это крик радости на поле битвы, прославляющий тот факт, что “луки сильных сломлены ... слабые преодолевают сильных ... [и] враги Господа будут разбиты вдребезги” (1 Цар. 2:4, 10). Вот почему она поёт о рогах.
Рога животного, прежде всего, являются признаком силы. По сути, это оружие, используемое для борьбы с хищниками, защиты потомства или конкуренции с другими представителями того же вида за землю, верховенство в иерархии или право спариваться с определенной самкой. Битвы между рогатыми животными могут быть жестокими, как в документальных фильмах о природе и вирусных видео на YouTube. Пара самцов импал могут сражаться насмерть. Когда два бизона сталкиваются лицом к лицу, удар сотрясает землю. Буйвол, вооруженный только парой рогов, может забодать и победить самого сильного хищника в мире (например видео “лев против буйвола”; некоторые кадры сенсационны).
Таким образом, рога символизируют силу, мощь и победу в битве. Мы и сегодня используем эту символику в названиях и логотипах наших спортивных команд: Бараны, Буйволы, Быки, даже Викинги. (Сказав это, я должен отметить, что команды, представленные рогами или рогатыми животными, имеют мрачный рекорд Суперкубка 1-10, так что это может быть не такая уж хорошая стратегия).
Именно это имеют в виду псалмопевцы, когда говорят, что “Господь есть ... рог спасения моего” (Пс. 17:3), или “рога праведных вознесутся” (74:11), или “[Бог] воздвиг рог для народа Своего” (148:14), или “рог Его превознесён в честь” (111:9). Бой между двумя рогатыми животными часто начинается с того, что оба самца поднимают свои рога как можно выше, готовясь к битве, подобно тому, как воины могут обнажить мечи или взвести курок винтовки. Описывать Бога как поднимающего рог для Своего народа в этом контексте означает говорить, что Бог — это тот, кто сражается за нас. Сила побеждать принадлежит Ему, а не нам.
Во многих случаях библейские персонажи говорили это из личного опыта, только что увидев, как Бог разгромил Своих врагов потопом, засадой, или дал Своему народу сверхъестественные силы, чтобы победить значительно превосходящего противника. “Он тренирует мои руки для войны, чтобы мои руки могли согнуть бронзовый лук” (Пс. 17:35).
В древнем Средиземноморье рог также олицетворял изобилие. Существует дискуссия о том, почему — вероятно, это сочетание силы рога, использование образа в греческой мифологии и то, как рог напоминает странное слияние человеческих репродуктивных органов — он часто использовался для представления плодородия и изобилия.
Это нашло своё самое известное выражение в образе рога изобилия, гигантского рогообразного сосуда, полного фруктов, овощей, цветов и орехов. Хотя в Писании нет явного упоминания о роге изобилия, его эквивалент может быть найден в корзине первых плодов, которую Израиль принёс в жертву (Втор. 26:2), или в корзине летних плодов, которую Амос увидел столетия спустя (Амос 8:1-2).
Мистер Царственного масла
Теперь соедините эти два символических значения в третье. Представьте себе рог, наполненный победоносной силой и обильным изобилием на голове могучего зверя, готового одержать победу в битве, а затем представьте, что рог отломан, перевёрнут вверх дном, наполнен маслом и вылит на голову израильского царя. Представьте себе рог помазания, который покрывает человека липкой жидкостью, олицетворяющей силу и могущество, благословение и полноту, и выделяет его среди других как мистера Царственного масла (в неподражаемой формулировке писателя Фрэнсиса Спаффорда).
Это не мазок по лбу. Это не та вещь, которую можно применить уважительно и тайно, как это было на коронации королевы Елизаветы в 1953 году. Это было бы невероятно очевидно, падая каскадом с головы царя на его плечи, пачкая его одежду и заставляя его лицо сиять. Это не оставило бы никаких сомнений в том, что этот человек был обмазан, помазан силой и изобилием Бога Израиля и даже самим Его Духом. И действительно, такова картина помазания Давида: “И взял Самуил рог елея и помазал его среди братьев своих. И Дух Господень устремился на Давида с того дня” (1 Цар. 16:13).
Именно этот образ мы используем, когда говорим об Иисусе как о Мессии. (Еврейское слово машах означает “мазать” или “помазывать”). Это картина, которую мы применяем, когда используем слово Христос или когда мы называем себя христианами. Это может быть легко забыто в мире, где многие люди думают, что Христос - это просто фамилия Иисуса, но тем не менее мы утверждаем, что Иисус - это тот, над кем был высоко поднят рог Божьей силы, в котором находятся богатства Божьей полноты и на кого было излито масло Божьего Духа.
В Нём мы находим силу, изобилие и личность самого Бога, сражающегося в наших битвах, обеспечивающего наши нужды и сияющего присутствием Святого Духа. В Нём мы находим победу Бога в человеческом облике, самое мощное оружие в мире и единственное, что нам нужно, чтобы спасти нас от наших врагов. Захария был прав: “Господь воздвиг нам рог спасения в доме раба своего Давида” (Лк. 1:69).
Рога символизируют победоносную силу, плодородное изобилие и царственное масло Духа Божьего. Как и многие библейские символы, они указывают нам на Иисуса, совершенное Божье выражение каждого из них, что, в конечном счёте, является тем, чему радовалась Анна в тот день, и почему тысячу лет спустя Мария и Захария воспели её песню, когда у них появились собственные дети.
Рога и шипы
Но теперь, когда мы увидели Иисуса в этом свете, возникает искушение вернуться прямо к началу Писания, к первому упоминанию рогов, и задаться вопросом, есть ли там Иисус. Авраам, собираясь убить Исаака, оглядывается и видит овна, “запутавшегося рогами в зарослях. И пошёл Авраам, и взял овна, и принёс его во всесожжение вместо сына своего” (Быт. 22:13).
Подобно Иисусу, рогу нашего спасения, этот овен был наполнен великой силой. Но именно его сила ведёт его к тому, чтобы быть пойманным, увенчанным терновником из чащи и быть поставленным Богом на горе Мориа в качестве заместительной жертвы для других.
Первые несколько раз, когда я читал молитву Анны, я не мог понять, почему она поёт о рогах. Но теперь, слава Богу, её песня стала моей: “Сердце Моё ликует в Господе; рог мой возвысился в Господе. Уста Мои смеются над врагами моими, потому что я радуюсь спасению Твоему. … Господь будет судить концы земли; Он даст силу царю Своему и возвысит рог помазанника Своего”.
Эндрю Уилсон преподающий пастор в Лондонской Королевской Церкви в Лондоне. Эта статья взята из его книги "God of All Things: Rediscovering the Sacred in an Everyday World" (Zondervan, 2021).