Большинство из нас вполне осознают, что время от времени грешат. Означает ли это, что мы не рождены от Бога? Если мы прочтём тремя стихами ранее, в 1 Иоанна 3:6 мы найдём: “Всякий пребывающий в Нём, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его”. Это звучит ещё хуже. Ещё более странным является тот факт, что именно в этом контексте старец может написать: “И вот по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши” (1 Ин. 3:19). Вряд ли эти отрывки успокоят наши сердца! Могут ли они означать, что если мы грешим после нашего обращения или крещения, мы прокляты (как думали некоторые во времена отцов церкви)? Если нет, то что означают эти отрывки? Как мы можем по-настоящему успокоить наши сердца?
Этот отрывок, который включает в себя всё 1 Иоанна 3:2-10, довольно сложный, и было предложено несколько решений:
1. Одна группа комментаторов отмечает, что глаголы, обозначающие “грешить” в этих стихах, употреблены в настоящем времени, которое по-гречески является непрерывным. NIV [Новая международная версия] подчёркивает этот непрерывный аспект, переводя “продолжает грешить”. Аргумент заключается в том, что, хотя истинно верующие могут время от времени грешить (так, 1 Ин. 1:7-9), обычно они грешить не будут. Слабость этой позиции заключается в том, что она зависит от грамматической тонкости, которую переводчик не может подчеркнуть в других местах Нового Завета, где используется это время. Более того, в 1 Иоанна 5:16 то же время используется для обозначения верующего, которого единоверец видит “совершающим грех”. Здесь представлен истинно верующий, который делает то же самое, что отрицается в 1 Иоанна 3:6, 9. Почему NIV не переводит последовательно и поэтому переводит этот отрывок как ”продолжающий грешить"?
2. Другая группа комментаторов, обратив внимание на 1 Иоанна 5:16-17, предполагает, что “старец” имеет в виду два вида греха: “грех, ведущий к смерти” и “грех, который не ведёт к смерти". Истинно верующий не может совершить “грех, ведущий к смерти”, но может совершить грех другого типа. Некоторые считают, что эти грехи преднамеренные, а не непроизвольные, а другие предпочитают другие различия между грехами (например, различие между смертными и простительными грехами в римско-католической традиции). Однако, если это то, что имеет в виду старец, почему он дожидается 1 Иоанна 5:16, чтобы упомянуть об этом различии? Его условия здесь кажутся довольно абсолютными.
3. Третьи предполагают, что Иоанн указывает на идеал или выражает напряжённость в христианской жизни между способностью не грешить, выраженной здесь, и реальностью греха, выраженной в 1 Иоанна 1:7-9. Такая интерпретация также возможна, но адекватно ли она отражает силу используемого здесь языка?
4. Наконец, есть комментаторы, которые предполагают, что этот отрывок следует рассматривать в контексте всего 1 Иоанна, что показывает, что Иоанн рассуждает на два фронта. С одной стороны, одна группа, против которой выступает старец, утверждает, что они вне греха. Он обращается к ним в 1 Иоанна 1:7-9. Другая группа утверждает, что их грехи не имеют значения, поскольку они просветлены внутри. Он обращается к ним здесь. Слабость этой позиции заключается в том, что автор не проводит какого-либо чёткого различия между группами. Он не говорит: “Теперь обращаюсь к другой группе”, - и не делает никаких подобных переходов.
Как мы можем оценить эти позиции? Любой вывод, который мы делаем, должен быть обоснованным как с точки зрения толкования, так и с точки зрения пастырства. Исходя из этого, я считаю, что, хотя ни одно из четырёх решений не является невозможным, но именно последнее из них является наиболее вероятным.
Старец обращается к церковной ситуации, в которой есть некоторые люди, которые считают, что Иисус на самом деле не был воплощением, вероятно, полагая, что Он только казался человеческим существом. Такие верования в их полномасштабной форме (что произошло во втором веке) являются основой гностицизма, системы верований, в которой спасение основано на знании или просветлении и в которой физический мир принижается, в то время как духовный мир почитается.
Что касается греха, то гностицизм придерживался двух направлений. Одним из направлений было отрицание греха. Основываясь на аскетических практиках и внутреннем просветлении, гностики верили, что они находятся за пределами греха. Естественно, такие убеждения подкреплялись хорошей дозой отрицания. Автор обращается к таким людям в 1 Иоанна 1:7-9. Вместо того чтобы думать, что мы вне греха, и отрицать греховность того, что мы делаем, христиане должны исповедать свой грех и избавиться от него.
Другим направлением, которого придерживался гностицизм в отношении греха, было утверждение, что грех не имеет значения. Грех был чем-то совершенным в теле, а тело, по их мнению, было (в лучшем случае) просто внешней оболочкой человека. Реальным человеком было духовное существо, которое благодаря просветлению жило в общении с Богом. Таким образом, чьё-то тело могло спать с проституткой, но чей-то дух не был вовлечён в этот акт. В этом отрывке старец обращается к таким людям в недвусмысленных выражениях.
Начиная с 1 Иоанна 3:6, автор проводит ряд противопоставлений: (1 Ин. 3:6а) никто, живущий в Боге, не грешит, (1 Ин. 3:6б) никто, кто грешит, не знает Бога, (1 Ин. 3:7) те, кто знает Бога, живут праведно, (1 Ин. 3:8) тот, кто грешит, принадлежит дьяволу, (1 Ин. 3:9) рождённый от Бога не может грешить. Таким образом, у нас есть схема А-Б-Б-А, которая меняется взад и вперёд между теми, кто грешит, и теми, кто не грешит. Человек, который говорит, что грешить - это нормально, поскольку грехи - это всего лишь часть тела и, следовательно, не имеют значения, осуждается в недвусмысленных выражениях.
Так что же говорит старейшина? Он говорит (1 Ин. 3:6), что если верующие остаются во Христе (что в NIV переводится как “живущий в Нём”), что означает оставаться в тесной связи со Христом, они не будут грешить. Христос - не тот, кто проявляет беззаботность по отношению к греху, которую можно было бы увидеть у полугностических противников старца (мы говорим полугностические или протогностические, потому что полноценные гностические системы развились только во втором веке). Отнюдь нет - тот, кто грешит, показывает, что до такой степени он или она не знают Христа. Следующее утверждение проясняет суть: праведен тот, кто поступает правильно, ибо это и есть Христос. Если человек действительно знает Христа, он будет жить подобно Ему. С другой стороны, грех показывает, что человек унаследован от дьявола, поэтому принятие греховной жизни показывает, откуда такие люди. Именно эти дела дьявола Христос пришел уничтожить.
Затем автор разъясняет в стихе, с которого мы начали, что рождение от Бога вкладывает в человека новую природу, и эта новая природа не будет грешить. Иоанн уже признал, что христиане грешат (1 Ин. 1:7-9), но этот грех не обусловлен новой природой. Автор черпает из Ветхого Завета картину того, как Бог вкладывает новое “сердце” в верующих (“И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное", Иез. 36:26). Позже это было подхвачено в межзаветной литературе, такой как 1 Енох 5:8 (“И тогда избранным будет дарована мудрость, и они будут жить и никогда больше не согрешат”; сравните Псалмы Соломона 17:32; Правило общины из Свитков Мертвого моря, 1QS 4:20-23; Завет Левия 18:9). Старец в Иоанна 3 выражает это, используя картинку из типичных представлений первого века о продолжении рода: сперма мужчины (семя) определяет, каким будет ребёнок. Таким образом, духовная “сперма” Бога определяет, какими будут Его дети. Те, кто рождён от Бога, обладают безгрешной природой. Это очень далеко от безразличия к греху, о котором заявляют оппоненты.
Один из способов, с помощью которого верующий может практически увидеть это различие, заключается в любви к собратьям-христианам. Любовь к собратьям-христианам - это то, что Бог вложил в наше сердце, в то время как пренебрежение или ненависть к собратьям-христианам показывает, что мы псевдохристиане (не рождённые от Бога, 1 Ин. 3:10-18).
Так как же верующим успокоить свои сердца? Отмечая природу Бога внутри них, давая им любовь к собратьям-христианам и побуждая их к другим праведным деяниям. Будут ли “наши сердца осуждать нас”? Да, они это сделают, потому что все люди время от времени будут грешить. И всё же Бог, вложивший в верующего саму Свою природу, больше, чем “наши сердца”.
Говорит ли 1 Иоанна, что истинный христианин никогда не согрешит? Нет, ибо он уже признал, что истинные христиане грешат и будут лжецами, если будут отрицать эту истину (1 Ин. 1:7-9). Он говорит о том, что истинный христианин имеет внутри себя силу не грешить в силу своего нового рождения. Бог внутри них ведёт праведную жизнь. Он не является причиной греха. На самом деле, секрет того, как не грешить, заключается в тесном общении со Христом, или “пребывании во Христе”, как выразился Иоанн. Если человек не переживает в себе эту новую жизнь, если он может быть безразличен к греху, то он, скорее всего, не рождён от Бога, как также говорит Павел (1 Кор. 6:9-10; Гал. 5:19-21). С другой стороны, даже если человек борется с искушением и временами становится его жертвой — действительно, потому, что он борется и не может довольствоваться простым грехом, — у него может быть уверенность в этом, потому что он знает силу Божью внутри себя, побуждающую его удаляться от греха и стремиться к любви своих единоверцев, он на самом деле являются одним из Его детей, и Его новая жизнь в них в конце концов победит.
Итак, вот в чём заключается напряжение. У нас есть представление о жизни, полностью свободной от греха, которая будет нашей в будущем. У нас есть реальность того, что эта новая жизнь уже есть внутри нас. И у нас есть осознание того, что эта новая жизнь ещё не одержала полной победы, так что мы должны признать свои грехи, исповедаться в них и каждый день заново осваивать эту новую жизнь.
Смотрите также комментарий к Иоанна 5:28-29; Римлянам 6:2, 7; Евреям 10:14; 2 Петра 1:4.
Hard Sayings of the Bible
|