В 1985 году христианский писатель по имени Дэйв Хант опубликовал книгу под названием "Обольщение христианством", которая в то время оказала огромное влияние на христианское сообщество. В своей книге Хант утверждал, что антибиблейские учения проникли в Церковь - в первую очередь, различные восточные религии и то, что тогда называлось “Нью-Эйдж”, — в результате чего многие были введены в заблуждение ложными учениями и оказались в вечной опасности.
Хант был прав, когда говорил об опасности синкретизма, ассимиляции и “смешения” с миром и другими религиями. Подобное всегда противоречило библейской мысли и было запрещено Богом. Многие из кажущихся странными заповедей, данных Богом Израилю в Ветхом Завете, были физическими напоминаниями об этой концепции, например, запрет на переплетение двух разных кусков материала для изготовления одежды (Лев. 19:19).
Предупреждения о лжеучении повторяются в 26 из 27 книг Нового Завета, указывая на то, насколько важное значение Бог придает этому. Павел придал этому первостепенное значение в своём послании к Галатам, когда заявил им: “Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема” (Гал.1:6-8).
Сильные слова.
Как-то утром, когда я растягивался на полу своего кабинета, готовясь к походу в спортзал, я взглянул в один из своих книжных шкафов и увидел книгу Ханта, стоящую на нижней полке. Это заставило меня задуматься о том, что Хант выделил бы сегодня, спустя 40 лет после выхода своей книги, в качестве главных лжеучений, которые, по словам Иуды, “вкрались” (Иуда 4) и проникли в Церковь.
Три из них быстро пришли мне на ум.
Деконструкция (индивидуализм)
Хотя единого общепринятого определения деконструкции не существует, многие скажут вам, что это критический разбор понимания человеком того, что значит быть евангельским христианином, который часто включает в себя отказ от признанных стандартов веры. Христианская писательница и певица Алиса Чайлдерс (написавшая книгу об опасностях деконструкции) рассказывает о том, как она столкнулась с этим лицом к лицу в своей собственной жизни:
“Много лет назад мои христианские убеждения подверглись интеллектуальному сомнению со стороны прогрессивного христианского пастора. Это повергло меня в состояние деконструкции, на преодоление которого ушло несколько лет. Позже я узнала, что он сам уже был в деконструкции и надеялся подтолкнуть свою паству к деконструкции, чтобы обратить их в прогрессивное христианство. Он был очень хорош в этом. На самом деле, он почти полностью преуспел. Некоторые из нас вернулись к исторически сложившемуся христианскому пониманию Евангелия, но не большинство”.
Что заставило мое сердце замереть, когда я услышал слово “деконструкция”, используемое в сочетании с христианской верой, так это то, что это точный термин, использованный французским философом Жаком Дерридой, который использовал его, чтобы доказать, что любая письменная работа “нестабильна” и, следовательно, может иметь множество альтернативных значений. Он подразумевал, что любая работа, включая Библию, олицетворяет авторитет и осуществление власти, но на самом деле не удерживается на месте никаким метафизическим якорем и, следовательно, не имеет единственно правильного значения или истины.
Если обратиться к Библии, то не потребуется много времени, чтобы понять, что его посыл “подлинно ли сказал Бог?” (Быт. 3:1), который сейчас промышляет в современной Церкви, ставит своей целью не деконструкцию, а скорее отвращение от христианства. Учение Дерриды проникло в христианство во многом так же, как учение Нью-Эйдж в 80-е годы.
Это учение, как писал Карл Трумэн в своей книге “Взлёт и триумф современного Я", в конечном счёте приводит к тому, что "индивид просто остаётся самим собой, не испытывая внешнего давления, вынуждающего его приспосабливаться к какой-либо большей реальности... Индивид - король. Он может быть тем, кем захочет”. И это включает в себя формирование собственной религии, которая не имеет никакого отношения к реальности.
Антиномизм
Много лет назад на уроке Библии, который я вёл в церкви, один парень задал мне вопрос о необходимости покаяния для прихода ко Христу. Он процитировал мне послание к Римлянам 10:9: “Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься” (Рим. 10:9), и утверждал, что в нём ничего не говорится о необходимости покаяния, чтобы спастись.
Он прав, там этого нет. Но остальная часть Библии в значительной степени говорит об этом.
Например, в своей первой евангельской проповеди Петр сказал: “покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа” (Деяния 2:38). Парень из моего класса забыл (как и многие другие), что существует принцип, называемый “аналогия Писания”, который гласит, что при чтении и толковании Библии мы должны рассматривать её в целом, признавая, что всё Писание согласуеся друг с другом и не противоречит самому себе.
Принцип неизменности взглядов по-прежнему пронизывает большую часть Церкви и сегодня, формально его называют антиномизмом, что означает “против закона” и гласит, что христиане не обязаны придерживаться моральных предписаний Библии. Одновременно с книгой Ханта в 80-х годах Джон Макартур опубликовал свою работу "Евангелие от Иисуса", в которой бросил вызов антиномической мысли и доказал, как это сделал Джонатан Эдвардс в своей книге "The Religious Affections", опубликованной в 1700-х годах, что истинная спасительная вера сопровождается покаянием и искренним желанием повиноваться Закону Божьему.
Это глубокая истина, которую многие упускают из виду (как и я в течение некоторого времени). Когда Бог давал Свой Закон, Он открывал Себя, потому что Его Закон отражает Его качества. Итак, когда псалмопевец пишет: “О, как я люблю закон Твой!” (Пс. 118:97), он говорит, что любит Бога. Не любить Закон Божий означает не любить Того, кто дал его и олицетворяет его.
Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Луки 12:15)
|
Евангелие процветания
В нашем городе есть проповедник процветания, которого я время от времени слышу по радио. Это похоже на то, когда ты видишь что-то настолько странное, что не можешь отвести взгляд; каждый раз, когда я слышу его, я словно приклеиваюсь к своему радио, потому что толкования, которые он делает из Библии, сбивают с толку.
Например, на днях он сказал: “Возлюбленные, когда Иисус сказал Своим ученикам: "вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли" (Деяния 1:8), знаете ли вы, что это значит? Это значит, что Бог должен был принести им богатство и процветание, чтобы они могли нести Евангелие в эти места! И Он хочет таким же образом принести процветание вам”.
Итак, да, с одной стороны, евангелизация и миссионерская работа требуют денег, чтобы всё это происходило, но это не главная идея Деяний 1:8. Однако, когда вы сосредотачиваетесь на том, что Бог - это гигантский джинн и свинья-копилка, эта доктрина становится для вас главной приманкой для общения с христианством и служения Ему, вы сбиваетесь с курса.
Иисус был предельно ясен, когда сказал: “смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения” (Луки 12:15). Павел предупреждал о людях “повреждённого ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка … А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости” (1-е Тимофею 6:5, 9-11).
Несомненно, сегодня в Церкви распространены и другие лжеучения, но мне больше всего вспомнились деконструкция, антиномизм и «Евангелие процветания». Я уверен, вы могли бы назвать и другие.
Ставки в лжеучении высоки, как сказал Иисус: “Если слепой поведёт слепого, то оба упадут в яму” (Мф. 15:14). Проблема в том, что распознать подделку порой бывает непросто, как отмечает А.В. Тозер: “Заблуждение настолько искусно имитирует истину, что их постоянно путают друг с другом. В наши дни требуется острый глаз, чтобы понять, кто из братьев Каин, а кто Авель”.
Итак, чтобы провести это различие, нам нужно основываться на Писании, как говорит автор Послания к Евреям: “твёрдая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла”. (Евр. 5:14).
Другими словами, единственный способ распознать подделку - это узнать настоящую вещь.
|