Псалом 17 - это псалом Давида, песнь, прославляющая “когда Господь избавил его от рук всех врагов его и от руки Саула”. Этот псалом, самый длинный в Первой книге, восхваляет Бога за Его избавления. Это также записано, с небольшими отличиями, во 2 Царств 22. В центре этого псалма - твёрдое исповедание веры: “С милостивым Ты поступаешь милостиво” (Пс. 17:26).
Этот псалом начинается (ст. 1-7) и заканчивается (ст. 47-51) восхвалением, возносимым Богу. Это хвала, наполненная любовью и благодарением за Божью защиту от врагов и от смерти. Хвала радуется победам, которые Бог даровал Своему царю и Его народу, — победам, явленным миру.
Центральная часть псалма (ст. 21-30) прославляет верность Давида и Бога. Давид честно служил Господу (ниже мы рассмотрим трудности, которые, по-видимому, связаны с такого рода утверждениями). Господь, со Своей стороны, всегда был надёжен и благословлял Своего царя. На каждой стороне этого центрального размышления о верности у нас есть запись о могущественной Божьей помощи Давиду (ст. 8-20; 31-46). Каждый из этих двух разделов имеет свой собственный характер. Стихи 8-20 подчеркивают работу Бога по спасению Давида. Стихи 31-46 подчёркивают успех Давида, поскольку Бог действовал через него.
В свете этого обзора структуры псалма мы хотим более внимательно рассмотреть несколько моментов. Во-первых, как Давид может утверждать, что он непорочен (ст. 21-25)? Утверждение о непорочности - повторяющаяся тема в Псалмах. Об этом с особой силой говорится в Псалме 25:
Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь.
Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце моё,
ибо милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей,
не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду (Пс. 25:1-4).
Но Давид - убийца и прелюбодей, и это лишь некоторые из его грехов. Как он может утверждать, что непорочен?
Нам нужно признать, что Давид был преданным и настойчивым последователем Господа, даже несмотря на то, что совершил очень серьёзный грех. Когда Нафан рассказал ему о его грехах, он раскаялся и глубоко скорбел о них. Он выразил своё раскаяние в прекрасных псалмах покаяния, таких как Псалмы 31 и 50. Его жизнь в целом характеризовалась верным соблюдением Божьего завета в послушании и покаянии.
Таким образом, то, о чём говорит Давид, не является абсолютным нравственным совершенством. Он понимал, что никогда не будет соответствовать такому стандарту: “не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих” (Пс. 142:2). Скорее, он ссылается на свою верность по сравнению с нечестием тех, кто ненавидит Бога и Его царя. Он проводит это сравнение не для того, чтобы утверждать, что он заслуживает или заслужил Божью благосклонность, но чтобы показать, что Божья спасительная благодать действительно сделала его отличным от нечестивых в том, как он мыслит, верит и живет. Давид любит Господа и Его закон, поэтому его грех тяжел для него, и он охотно раскаивается и стремится вести благочестивую жизнь. Напротив, нечестивые презирают Бога и Его святой закон. Они игнорируют Бога и всеми способами стремятся навредить своему ближнему.
Опять же, Давид не утверждает, что его совершенная праведность снискала ему Божье благоволение. Скорее, он говорит, что Бог заключил с ним Свой завет и даровал ему непорочность, которой он обладает. Это “Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь” (Пс. 17:33). Он принадлежит Богу и следует за Богом, и поэтому знает, что Бог будет добр к нему. Господь спасает не самодовольных, а смиренных: “ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь” (Пс. 17:28). Вся его сила исходит от Господа (ст. 2), и вера или упование псалмопевца всегда обращается к Господу за помощью (Пс. 17:3; ср. Пс. 25:1: “уповая на Господа, не поколеблюсь”). Основой Божьей заботы о Давиде является не заслуга Давида, а избрание Господа: “Он вывел меня на пространное место и избавил меня, ибо Он благоволит ко мне” (Пс. 17:20).
В то время как Давид написал этот псалом и имел полное право петь его в своей верности, мы снова видим, что псалом уводит наши умы за пределы Давида к тому, кто более велик и чище Давида. Этот псалом больше относится ко Христу, который был абсолютно непорочен во всех отношениях, чем к Давиду. Павел демонстрирует это, используя этот псалом в Римлянам 15:8-9. Он пишет:
Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам,
а для язычников — из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, Господи, между язычниками, и буду петь имени Твоему (Рим. 15:8-9).
Цитируя Псалом 17:50, Павел показывает, что в нём говорится об Иисусе, по крайней мере, столько же, сколько и о Давиде. Действительно, даже Давид может претендовать на целостность завета только в том виде, в каком он есть во Христе.
Другой особенностью этого псалма является яркая картина прихода Бога на помощь Давиду (ст. 8-16). Давид воззвал о помощи (ст. 7), и Господь ответил. “Наклонил Он небеса и сошел, — и мрак под ногами Его. И воссел на Херувимов и полетел, и понёсся на крыльях ветра” (Пс. 17:10-11). Ярость Господа потрясла землю (ст. 8, 16), а гром и молния предшествовали ему (ст. 13-15). Горячий дым вырывался из Его ноздрей, а огонь - изо рта (ст. 9, 16).
Вот чудесная картина силы и решимости Бога спасать. Но когда в жизни Давида это произошло? Просматривая историю Ветхого Завета, мы не можем найти такого эпизода. Нечто подобное произошло, когда Господь встретился с Израилем на горе Синай, но ничего похожего на это не произошло в опыте Давида.
Объяснение, конечно, в том, что Давид говорит здесь поэтично. Он записывает не то, что видел своими физическими глазами, а то, что происходило в его глазах веры. Хотя эта потрясающая сила Божья обычно остается скрытой от посторонних глаз, она абсолютно реальна и применяется для благополучия Его народа. Бог всегда мощно и страстно трудится для Своего народа, даже когда мы этого не видим. Поэтические образы Давида показывают нам больше, чем могут увидеть глаза.
Этой истине снова и снова учат в Библии. Нам нужно, чтобы нам постоянно учили этому, потому что мы так склонны думать, что реально только видимое. Подумайте о переживании Елисея. Он сидел в Дофаиме, очевидно, беззащитный перед силой царя Арама. Когда его слуга запаниковал, Елисей ответил: “не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними” (4 Царств 6:16). И затем, чтобы ещё больше утешить своего слугу, Елисей помолился, и Бог совершил удивительную вещь. “И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея” (4 Царств 6:17).
Елисей никогда не подвергался никакой опасности, ибо Господь был на его стороне.
Нечто подобное мы наблюдаем, когда власти пришли арестовать Иисуса в Гефсиманском саду. Иисус казался слабым и беззащитным. Пётр в панике попытался защитить Его мечом.
“Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;
или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?” (Мф. 26:52-53)
Иисус подчинился аресту не потому, что был беспомощен, а потому, что принял волю Отца о Своей смерти и нашем искуплении.
Этот псалом напоминает всем нам, что Бог всегда трудится ради нас и нашего блага. В Новом Завете апостол Иоанн высказывает ту же мысль: “ Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире” (1 Иоанна 4:4).
Нам не нужно бояться, ибо Бог спасёт нас в Своё время. Мы должны славить Бога за Его милость и помощь, как это делается в этом псалме.
W. Robert Godfrey
|